Назван лучший воспитатель России 2015 года №2(13), 2015 год

Анна Милова

Вот уже 6-й раз по инициативе Общероссийского профсоюза образования и при поддержке Министерства образования и науки РФ проходит всероссийский конкурс «Воспитатель года России», участие в котором принимают самые талантливые сотрудники дошкольных учреждений со всей страны. Финальные соревнования проходили 16–20 ноября в Московской области. Площадками для их проведения стали Московский государственный областной университет, 9 детских садов г. Мытищи и Дом правительства Московской области.

Чтобы попасть в финал, конкурсантам предстояло пройти первый отборочный этап, включающий три задания: создание интернет-портфолио, методическую разработку занятия с детьми («Педагогическая находка») и эссе «Я — педагог». По итогам заочного тура конкурса был отобран 61 человек из 60 регионов страны: 43 воспитателя, 6 учителей-логопедов, 4 инструктора по физической культуре, 2 педагога-психолога, 2 педагога дополнительного образования, 2 музыкальных руководителя, социальный педагог и учитель-дефектолог.

В первый конкурсный день лучших региональных воспитателей этого года радушно встречали в актовом зале МГОУ, где они получали напутствия от организаторов мероприятия. Торжественную часть открыла председатель Общероссийского профсоюза образования, заслуженный учитель РФ Галина Меркулова: «Мы как инициаторы конкурса относимся к нему очень трепетно и благодарим Министерство образования РФ за поддержку. Совместными усилиями взрослых и дошколят была придумана эмблема «Воспитателя года России» — хрустальная жемчужина, символ чистоты и совершенства, зарождающейся жизни, защищённой, как в раковине, теплотой и заботой воспитателей. Хочется отметить, что у нас очень профессиональное и доброжелательное жюри, и даже если вы не станете победителем, то здесь приобретёте хороший профессиональный опыт, познакомитесь с удивительными коллегами, которые уже известны на всю страну. Неслучайно сразу же после окончания первого конкурса был создан Всероссийский клуб «Воспитатель года» и заложена традиция послеконкурсного движения».

Письменное обращение от министра образования Московской области Марины Захаровой к гостям торжества зачитала её первый заместитель Наталья Пантюхина. «Воспитатель — это первый представитель системы образования, который встречает малыша, вышедшего из мира родной семьи в социум, и от того, насколько педагог будет заботлив, внимателен и требователен, во многом зависит адаптация ребёнка к образовательной среде, его дальнейшее обучение в школе, вузе. Дошкольное образование — это фундамент общего образования, важнейший этап в развитии маленького человека. В третий раз конкурс проводится на территории Подмосковья, что является большой честью для нас. Правительством Московской области уделяется большое внимание повышению доступности и качества дошкольного образования. У нас 2117 дошкольных образовательных организаций, в которых воспитываются 354 776 детей. С каждым годом число малышей возрастает на несколько тысяч, и сегодня общий охват детей-дошколят составляет уже 98 %. С 2012 года в области введён 281 детский сад на 93 тыс. мест. Все дошкольные учреждения представляют собой комфортные здания, где дети интересно живут и с пользой проводят время, развивают свои способности. У нас активно внедряются инновационные технологии и программы дошкольного образования, способствующие решению проблем оздоровления детей и их физического развития, но главное наше достижение — это умные, добрые, внимательные воспитатели. Нет сомнения, что именно такие участвуют в конкурсе», — говорилось в приветственном письме.

Затем и.о. начальника управления образования администрации Мытищинского муниципального района Наталья Гречаная поприветствовала собравшихся от имени главы администрации Мытищенского района Виктора Азарова. Присоединились к поздравлениям и главный редактор журналов «Дошкольное воспитание» и «Здоровье дошкольника» Татьяна Гризик, и ректор МГОУ Павел Хроменков. «Наш университет занимается рядом проектов по дошкольному образованию, раннему изучению иностранных языков, и тот опыт, который привнесут наши преподаватели и увидят наши студенты, бесценен», — сказал он.

Успехов конкурсантам также пожелала лучший воспитатель прошлого года, музыкальный руководитель детского сада из Всеволожска Ленинградской области Юлия Загорская: «Воспитатель вместе с родителями заглядывает в будущее, а будущее — это наши дети, которые должны расти здоровыми, счастливыми и очень талантливыми. Уважаемые конкурсанты, в добрый путь, идите вперёд со своим любящим поющим сердцем!»

Испытания второго очного тура начались с педагогического брифинга, представляющего собой пресс-конференцию, на которой участники презентовали свои методики и отвечали на вопросы жюри. Так, например, финалистка из Тюменской области Оксана Уколова представила интересный проект создания мультфильмов с детьми. Воспитатель рассказала, что на занятиях она старается развивать в малышах творческий потенциал посредством анимационной технологии.

Следующее конкурсное задание — педагогическое мероприятие с детьми, где конкурсанты знакомили членов жюри со своими уникальными разработками и образовательными технологиями в практике, после чего были отобраны 10 лауреатов. Ими стали: Нина Деркаченко (Московская область), Оксана Любавина (Самарская область), Наталья Одинцова (г. Санкт-Петербург), Ольга Протасова (Новосибирская область), Оксана Корчагина (Мурманская область), Татьяна Гилева (Омская область), Людмила Барабошкина (Республика Татарстан), Екатерина Стафурова (Рязанская область), Галина Майданова (Хабаровский край), Наталия Белобородова (Республика Крым).

Но на этом конкурсные испытания десятки финалистов не закончились: им предстояло дать мастер-классы своим коллегам и принять участие в ток-шоу «Профессиональный разговор», проходившем в Доме правительства Московской области. Круглый стол вёл писатель Олег Рой, который полтора часа задавал участникам вопросы о профессиональной деятельности: причинах выбора профессии, её сложности, культурном потенциале педагога, любимых книгах и о том, что они сказали бы президенту страны при встрече.

По итогам двух заключительных заданий абсолютным победителем была признана воспитатель детского сада № 88 из Санкт-Петербурга Наталья Одинцова. Ей были вручены главный приз конкурса — Большая хрустальная жемчужина — и путёвка в Болгарию от Общероссийского профсоюза образования. Наталья Николаевна — педагог высшей квалификационной категории по должности «Воспитатель», работает в системе дошкольного образования с 2002 года, в 2015 году она заняла I место в городском конкурсе педагогических достижений в номинации «Воспитатель ДОУ». Она является обладателем премии правительства Санкт-Петербурга «Лучший воспитатель государственного дошкольного образовательного учреждения Санкт-Петербурга», премии правительства Санкт-Петербурга «За гуманизацию школы Санкт-Петербурга» и одноимённого нагрудного знака. Педагог использует на занятиях разные приёмы, методы и формы работы с детьми: объяснительно-информационный рассказ, беседу с элементами демонстрации, диспуты, встречи с интересными людьми, экскурсии и целевые прогулки, наблюдения, творческие задания, ролевые игры, сочинение сказок и рассказов и другие. Так, например, в рамках испытания «Мастер-класс» она поделилась с участниками технологией создания лэпбука, т.е. тематической папки, по теме «Крахмал». В самодельную книгу попали иллюстрации плодов с содержанием крахмала, схема его изготовления из картофеля, стихотворный рецепт приготовления киселя, накрахмаленные части одежды для кукол.

«Я благодарю большое жюри за столь высокую оценку моих способностей. Эта победа — заслуга целой команды. Хочется отдать должное всем, кто вместе со мной готовился к конкурсу, указывал на ошибки. Я бы хотела призвать тех, у кого есть возможности, делать больше для дошкольной педагогики, воспитателей, детских садов. Мы всегда открыты к сотрудничеству», — сказала со сцены Наталья Одинцова.

Кроме того, были награждены победители в отдельных номинациях. «Знатоком детской души» стала Оксана Корчагина из Мурманской области, а Натела Валиева из Республики Северная Осетия была отмечена в номинации «Единая Россия. Детские сады — детям». В номинации «Педагогика сотрудничества» победила Людмила Барабошкина из Республики Татарстан. Оксана Уколова из Тюменской области и Алек Кириллин из Республики Саха (Якутия), кстати, единственный мужчина-финалист, стали лучшими в номинации «Дебют и опыт». Победительницей СМС-голосования признана воспитатель Нина Деркаченко из городского округа Королёв Московской области.