III Съезд учителей Москвы: настал момент, когда всё решают кадры №2(13), 2015 год

Анна Милова

По традиции в начале осени проходит Съезд учителей Москвы, цели которого – консолидировать педагогическое сообщество для профессионального общения и обмена опытом, а также определить новые задачи по развитию московского образования, повышению его качества и эффективности. Очередной, третий по счёту форум состоялся 4 сентября на территории образовательного комплекса «Воробьёвы горы». Его посетили более двух тысяч человек: педагоги, представители органов исполнительной власти, члены первичных профсоюзных организаций школ столицы, студенты колледжей и вузов, родители.

Насыщенная программа Съезда включала много интересных мероприятий, и каждый педагог мог выбрать из них наиболее важные для себя. Лучшие учителя Москвы и России провели мастер-классы по главной теме форума – «Фундаментальные понятия для реальной жизни». Состоялся круглый стол «Москва – столица профессионального образования». Представители московских департаментов рассказали о возможностях взаимодействия и сотрудничества города и школ. Рабочую встречу с участниками Съезда провели директора колледжей и представители столичной Ассоциации педагогов. Кроме того, в рамках форума действовала выставка, на которой были представлены новинки в сфере образования – современное учебное оборудование и книги. 

Как и в прошлом году, пленарное заседание провела Московская городская организация Общероссийского Профсоюза образования. В работе этой дискуссионной площадки приняли участие руководитель Департамента образования Москвы Исаак Калина, депутат Государственной думы РФ Сергей Кузин, депутат Московской городской Думы Михаил Антонцев, председатель МГО Общероссийского профсоюза образования Марина Иванова, ректор Московского государственного педагогического университета Игорь Реморенко и другие. 

Приветствуя участников пленума, руководитель Департамента образования Москвы Исаак Калина подчеркнул, что сегодня успешность школы определяется профессиональной работой всего её коллектива. 

– В этом году в пятый раз проходил рейтинг столичных школ, по которому можно судить о достижениях образовательного учреждения, – напомнил Исаак Иосифович. – Если ранее успех школы был напрямую связан с личностью директора, то сейчас настал момент, когда всё решают кадры. Коллектив правильно ориентированной школы работает подобно футбольной команде, в нём каждый человек – заметная личность. Чтобы сформировать такой персонал, нужно учитывать следующие ключевые принципы: понимание сотрудниками целей и задач работы, морально-материальная отдача от результатов своего труда, правильная расстановка кадров, грамотное стимулирование работников, ответственность руководителя коллектива в целом за порученное дело. Нужно сказать, что за последние годы властями города было сделано немало для восстановления материальной справедливости: выросла заработная плата учителя, и сегодня он воспринимается обществом как представитель среднего класса. Действенным инструментом поощрения членов команды за достигнутые результаты служат и стимулирующие выплаты. Благодаря этим факторам значительно возрос интерес к профессии педагога. Для примера: сегодня конкурс в Московский государственный педагогический университет составляет более 12 человек на место. Введённая в городе аттестация кандидатов на должность руководителя позволила реализовать свой потенциал вчерашним завучам и учителям, чего не было ранее. В настоящий момент школы независимы от столичного Департамента образования, и наше ведомство выполняет лишь две важные функции: разрабатывает общие правила для образовательных учреждений и проводит мониторинг их соблюдения. Всё остальное – за педагогическим коллективом. 

Глава столичного Департамента образования отметил также возросший уровень образования московских школ, 90% учеников которых в 2015 году признаны победителями и призёрами городского этапа Всероссийской олимпиады школьников.

Председатель Московской городской организации Общероссийского Профсоюза образования Марина Иванова прочитала приветственное обращение, поступившее в адрес Съезда от председателя Общероссийского Профсоюза образования Галины Меркуловой. «Учитывая системные изменения, происходящие в образовании в Москве, перед первичными профсоюзными организациями (ППО) как никогда остро стоят задачи участия в успешном развитии образовательных учреждений в новых условиях и обеспечении социально-трудовых прав членов профсоюза. Общероссийский Профсоюз работников образования всегда будет защищать права и гарантии работников образования и студентов, членов нашей многомиллионной организации, добиваться того, чтобы педагоги были уважаемы в обществе, находились в центре внимания государства. Большая ответственность в этой работе лежит на плечах первичных профсоюзных организаций. Желаю успехов в работе Съезда, чтобы это мероприятие превратилось в площадку для масштабной и продуктивной коммуникации большого числа педагогов и чтобы сегодняшняя встреча явила собой открытый диалог с представителями власти», – говорилось в письме. 

Марина Алексеевна также рассказала о задачах ППО по развитию образовательных учреждений и обеспечению социально-трудовых прав членов профсоюза в 2015/2016 учебном году. 

– В ходе проведённых опросов, в которых участвовали председатели ППО, руководители школ и молодые педагоги, выяснилось, что коллективу нужен активный, компетентный, юридически грамотный, объективный, справедливый и честный профсоюз. При этом каждый четвёртый проголосовавший признаёт свою школьную профорганизацию как вялую и пассивную. Педагоги хотят видеть в профсоюзе защиту их прав, взаимодействие с руководителем образовательного учреждения, поддержку и содействие в профессиональном становлении и развитии, обеспечение социальными программами. Основная проблема состоит в том, что члены профсоюза в массовом порядке не активны и не вовлечены в процесс, поэтому главная задача нашего звена – сплотить коллектив, сформировать активную позицию у каждого педагога, осознание им своего потенциала. Для этого «первички» должны научиться быть современными. Для примера: участие ППО в сборе средств для учителей Донецка объединило многие коллективы. Кроме того, в этом году в Зеленограде прошла акция, в рамках которой учителя половины школ отказались от букетов учеников, предложив родителям направить деньги на помощь хоспису для детей, страдающих от онкологических заболеваний. 

Чтобы повысить эффективность работы ППО, следует решить ряд задач, связанных в том числе с реорганизацией системы образования и реорганизацией ППО. Большая часть «первичек» прошла объединение, проведены выборы председателей ППО и профкомов, многие школы приняли новые коллективные договоры, приняты и реализуются новые системы оплаты труда, при которых осуществляется материальное стимулирование работников с учётом достигнутых результатов. Но процесс реорганизации не окончен, и инфраструктурные и организационные мероприятия по укрупнению ППО будут продолжены. Обновлённые коллективные договоры должны отражать реалии вновь созданных образовательных комплексов – это реальный способ участия в регулировании трудовых отношений и участие в управлении школой. 

Сегодня в Москве есть образовательные учреждения с профсоюзным членством в 500 и более человек при численности более 600–700 работников. Важно сказать, что создание крупной «первички» возможно в случае активной работы председателя, при поддержке директора и только в сплочённом коллективе. 

Нужно повысить роль ППО в проведении аттестации педагогических кадров, а сама должность председателя должна стать ступенькой карьерной лестницы, – поделилась своим мнением докладчица. Она также прокомментировала позицию о доплатах председателям ППО и другим представителям профсоюза, сообщив, что за два года число председателей, получающих надбавки, увеличилось практически вдвое.

Марина Иванова обратилась к Исааку Калине с предложением рассмотреть вопрос об организации совместной работы межрайонных советов директоров и межрайонных советов председателей на заседании межрайонной палаты. Обращения в адрес Департамента образования касались в том числе введения должности освобождённого председателя ППО в соответствии со статьей 377 ТК РФ, а также представления председателей к различного рода наградам. 

Председатель комиссии Московской городской думы по социальной политике и трудовым отношениям Михаил Антонцев прочитал приветствие к участникам Съезда от председателя Мосгордумы Алексея Шапошникова: «Очень важно, что в рамках Съезда проходит заседание профсоюзного актива, потому что наряду с обсуждением новых методик в школьном образовании и воспитании необходимо также открыто говорить и о защите трудовых прав учителей. В последние годы в московском образовании произошло много перемен, которые способствовали тому, чтобы образовательный процесс стал более качественным и конкурентным. В ходе осенней сессии Московской городской думы будет рассматриваться бюджет города на 2016 год. От имени депутатов хочу заверить вас, что финансирование сферы образования не будет снижено, несмотря ни на какие трудности. Уверен, что выработанные по итогам заседания решения принесут пользу как каждому конкретному учителю, так и всей системе городского образования в целом».

В свою очередь Михаил Иванович сообщил, что в зале присутствуют шесть депутатов Московской городской думы, и они обязательно будут отстаивать позиции, выработанные учителями на форуме.

В ходе заседания состоялось награждение отдельных руководителей образовательных учреждений и представителей профсоюзных организаций благодарственными письмами от Московской городской организации профсоюза и знаками Общероссийского профсоюза образования.

Одновременно с этим на других площадках работали секции по направлениям: «Культура», «Национальная политика, межрегиональные связи и туризм», «Природопользование и охрана окружающей среды», «Экономика и финансы» и «Физическая культура и спорт». На них проводились открытые уроки, рассматривались такие фундаментальные понятия, как «вопрос», «пространство», «измерение», «метод» «альтернатива», «диалог», «идея» и «среда». 

 

Мнения экспертов

Андрей Лукутин, учитель истории, старший методист Городского методического центра:

– Идеи мастер-классов предложили сами учителя, однако они могут измениться после общения с другими педагогами, работающими в тех же секциях. Задача экспертов – показать разноплановость фундаментальных понятий и возможности их применения в реальной жизни. Интерес заключается в том, что педагоги рассказывают об одном и том же по-разному. На площадках мы говорим не о физике и математике, хотя в научном плане всё выверено, а о жизни. Поскольку все открытые уроки метапредметны, в одной секции не должно быть однопредметников, а в аудитории специалистов одной дисциплины. Ведущий мастер-класса должен уметь говорить о сложных понятиях просто, при этом не упрощая их, и наглядно представлять аудитории. Данные уроки доступны педагогам разных профилей: каждый увидит в них что-то интересное и сможет использовать полученные знания в учебном процессе. 

Евгения Глазунова, учитель биологии и экологии, лауреат конкурса «Педагог года Москвы – 2014» в номинации «Учитель года»:

– В своём открытом уроке, посвящённом фундаментальному понятию «среда», я старалась уйти от узкого понимания среды только как окружающей нас природы и рассматриваю информационную среду, которая для меня как педагога создает огромное поле для работы и в то же время порождает массу проблем. Количество информации и скорость её передачи очень быстро растут, а эволюция нашего мозга идёт всё тем же путём, как и тысячу лет назад. Человек физически не успевает применить все накопленные знания. То, что я буду показывать, это мои собственные наработки. 

Дмитрий Бесполов, учитель физкультуры, победитель конкурса «Учитель года Москвы – 2004», заслуженный учитель РФ:

– Я считаю, что современная школа – это территория для всех. На протяжении ряда лет в ГБОУ «Школа № 2121» реализуется международный инновационный проект «Молодёжь в диалоге», цель которого – развитие нравственно-правовой культуры подростков, воспитание толерантного отношения к окружающим, социализация и формирование активной жизненной позиции подростков в рамках межкультурного и межличностного диалога. В этом году на мастер-классе мы расскажем о философии работы по включению детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду и покажем примеры такой работы. Наш опыт говорит, что на инвалидов и неинвалидов детей делят взрослые, а не дети – ребята начинают помогать мальчишкам и девчонкам с ограниченными возможностями здоровья. Сейчас нами реализуется проект «Игры равных» – это захватывающие соревнования по правилам паралимпийских видов спорта. В игре голбол, в которую играют слабовидящие, принимают участие обычные дети, только они надевают повязки на глаза и становятся такими же, как их слабовидящий партнёр по команде, и поэтому в этой игре с мячом у нас задействованы все. Меня радует, что в обществе постепенно меняется отношение к людям с ОВЗ, и это происходит не только на официальных бумагах. 

Петр Зобков, учитель информатики, финалист конкурса «Учитель года – 2012»:

– Когда учитель презентует материал, дети ориентируются на него. Это обязывает педагога иметь соответствующий уровень компетенций, в том числе и информационно-коммуникационных, и этому же посвящён мой мастер-класс. На уроке мы изучим лучшие примеры презентаций не только в плане каких-то программных решений и инструментов, но мне бы хотелось поговорить о генерации идей в целом. Вместе с участниками Съезда мы научимся генерировать как можно больше интересных, ярких идей и образов, связанных с тем или иным понятием. Учитель должен уметь выбрать из этого многообразия то, что ученику пригодится в будущем.