Заседание Правительства РФ: на повестке дня — вопрос о совершенствовании системы среднего профессионального образования №1(12), 2015 год

Правительство РФ

«Наша цель — создать современную, эффективную систему профессионального образования, которая ориентирована на запросы предприятий, способна удовлетворять потребности нашей экономики», — сказал, обращаясь с вступительным словом к коллегам на очередном заседании Правительства РФ, премьер-министр Дмитрий Медведев.

«Сегодня тот комплекс мер, который разработало Минобрнауки, включает в себя три стратегических направления, — отметил Д. Медведев. — Во-первых, нам нужно добиться, чтобы квалификация выпускников колледжей чётко соответствовала требованиям современной экономики, отвечала потребностям работодателей. Во-вторых, мы должны сосредоточить ресурсы бизнеса, государства, образовательной сферы в целом на развитии системы среднего профессионального образования. С этим есть пока проблемы. Не менее половины учебного времени студенты должны проводить на производстве или в учебно-тренировочных центрах. При этом работодатели могут активнее участвовать в планировании и реализации программ обучения через советы при органах власти и отраслевых объединениях, а также через наблюдательные и попечительские советы в колледжах – это так называемая дуальная система образования.  Наконец, в-третьих, нужно будет повысить уровень мониторинга качества подготовки кадров, усовершенствовать систему оценки, сертификации».

«Сегодня мы распределим субсидии регионам на развитие села, на развитие сельского хозяйства. Из-за непростой ситуации на кредитном рынке нам надо помочь аграриям», — продолжил премьер-министр, пояснив при этом, что речь идёт о компенсации тех затрат, которые вызваны увеличением процентной ставки по краткосрочным кредитам. «Мы преду-смотрели в плане первоочередных мероприятий изменение механизма этой компенсации, который направлен на увеличение субсидий, приняли изменения в правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета регионам на возмещение части затрат по уплате процентов по таким кредитам», — добавил Д. Медведев.

Далее с докладом выступил министр образования и науки Дмитрий Ливанов, рассказавший о том, что Минобрнауки России разработан и внесён проект распоряжения Правительства РФ об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование системы СПО в нашей стране на 2015–2020 годы.

«По итогам реализации комплекса мер в среднем профессиональном образовании подготовка кадров будет осуществляться с использованием практико-ориентированных методов обучения, когда не менее половины учебного времени студенты будут проводить на производственных площадках организаций или учебно-тренировочных центров, — сказал министр. — Будет усилено участие работодателей в управлении региональными системами подготовки кадров на всех этапах, от проф-ориентации до трудоустройства. Будет выстроена система непрерывной подготовки педагогических и управленческих кадров для системы СПО, обеспечено повышение квалификации не менее 75 % педагогических и руководящих работников СПО. Наконец, будет выстроена система конкурсов и олимпиад профессионального мастерства среди молодёжи, что будет использоваться как механизм актуализации профессиональных и образовательных стандартов и программ, профессиональной ориентации детей и молодёжи, а также получения ежегодной достоверной информации об уровне подготовки студентов по соответствующим профессиям и специальностям».

Опытом развития системы СПО в отдельном регионе поделился губернатор Смоленской области Алексей Островский. «Рассчитывать на интенсивное развитие отечественного производства можно только при наличии профессиональных кадров, — сказал он, — поэтому за последние три года в Смоленской области было открыто семь отраслевых ресурсных центров и четыре многофункциональных центра прикладных квалификаций, оснащённых высокотехнологичным оборудованием, что уже позволило обучить по программам непрерывного образования 7 % взрослого населения от общей численности занятых в экономике лиц».

Также А. Островский рассказал о региональном ноу-хау — проекте летней технической школы в Смоленской области «Архитектура таланта», современном лагере талантливых школьников для популяризации рабочих профессий и профориентации.

«В связи с вызовами сегодняшнего дня мы пытаемся найти новые источники роста для экономики области. Для обеспечения самозанятости и самореализации студентов регион уже сейчас готов к созданию хозяйственных обществ — малых молодёжных предприятий на базе образовательных организаций с использованием их материально-технических ресурсов. Это обеспечило бы вовлечение в предпринимательскую среду уже к 2017 году до 5 % выпускников техникумов и колледжей», — заметил губернатор.

Завершил своё выступление А. Островский словами о том, что «формат поддержки, выбранный Минобрнауки России в части субсидирования региональных программ развития профобразования, себя оправдал полностью».

Министр финансов Антон Силуанов обратил внимание участников заседания на имеющийся в комплексном плане пункт о подготовке изменений в налоговое законодательство в части мотивации предприятий к участию в развитии материально-технической базы профтехучилищ и образовательных организаций. «Предприятие, которое изъявляет желание поучаствовать в модернизации профессионально-технического учебного образовательного учреждения, может полностью списывать на затраты те расходы, которые оно понесло для покупки и передачи образовательному учреждению соответствующего оборудования, — сказал он. — При этом такое оборудование может находиться в цеху этого предприятия, а процесс обучения может осуществляться непосредственно на предприятии».

Для того чтобы не было злоупотреблений, министр внёс предложение установить определённые ограничения, которые могут быть связаны с объёмом средств, направляемых на обучение специалистов и относящихся к затратам предприятия.

Дмитрий Медведев согласился с этим, однако подчеркнул, что установить эти позиции нужно опытным путём в ходе консультаций с бизнесом, работодателями. А сама мысль Минфина о том, что должен быть верхний предел, логична, потому что иначе теоретически под это можно подвести всё что угодно.