VII Съезд Общероссийского Профсоюза образования: новые стандарты в сфере образования требуют пересмотра многих решений №1(12), 2015 год

Ольга Киц-Ковязина

26–27 марта в Москве прошёл VII Съезд Общероссийского Профсоюза образования – крупнейшей общественной организации России, объединяющей более четырёх миллионов трёхсот тысяч работников и обучающихся сферы образования. В работе съезда приняли участие более трёхсот делегатов и гостей всех субъектов Российской Федерации, депутаты Государственной думы Российской Федерации, представители Международного объединения профсоюзов работников образования и науки и Интернационала образования. 

За два дня были подведены ключевые итоги работы организации за прошедшее пятилетие, обсуждена социально-экономическая ситуация в системе образования. Была утверждена программа развития Профсоюза до 2020 года. Кроме этого, участники Съезда избрали руководящие органы Общероссийского Профсоюза образования, председателем которого была вновь единогласно выбрана Галина Меркулова.

Одной из центральных тем обсуждения на Съезде стал внесённый Правительством Российской Федерации в Государственную думу проект Федерального закона № 744090-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральной бюджете на 2015 год и плановый период 2016–2017 годов», который является частью антикризисного плана Правительства Российской Федерации. В этом законопроекте в целях сокращения расходов бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований в 2015 году предлагается осуществить корректировку региональных планов мероприятий (дорожных карт) по повышению эффективности и качества услуг в отраслях социальной сферы. Изменения коснутся части целевых показателей и сроков повышения оплаты труда работников бюджетной сферы с учётом пропуска индексации заработной платы работников бюджетной сферы. Депутаты Съезда, обсудив данный проект, выразили несогласие с предложенными Правительством РФ мерами по оптимизации социальных расходов федерального бюджета, в связи с чем приняли обращение к депутатам Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Кроме этого, в рамках VII Съезда прошло рабочее заседание делегатов с участием социальных партнёров Общероссийского Профсоюза образования, посвящённое актуальным вопросам реализации принципов социального партнёрства и его роли в развитии системы образования Российской Федерации. В работе заседания приняли участие председатель Общероссийского Профсоюза образования Г.И. Меркулова, министр образования и науки Д.В. Ливанов, заместитель министра труда и социальной защиты Л.Ю. Ельцова, председатель Комитета по образованию Государственной думы Российской Федерации В.А. Никонов и другие официальные лица. Выступавшие на заседании рассказывали о ключевых проблемах, существующих на сегодняшний день в сфере образования, и возможных вариантах решения болевых вопросов. Докладчики с удовлетворением отметили плодотворное сотрудничество своих ведомств с Общероссийским Профсоюзом образования и выражали надежду на продолжение совместной работы.

Зарплата будет расти вместе с требованиями к профессиональному уровню педагогов

Дмитрий Викторович Ливанов, министр образования и науки РФ:

– Последние годы наше министерство тесно работает с коллегами из общественного профсоюза образования. Благодаря этому сотрудничеству нам многое удалось – в частности, сохранить все льготы, которые имели педагоги. В конце прошлого года мы подписали отраслевое соглашение по организациям, которые находятся в ведении Министерства науки и образования на 2015–2017 годы. Это соглашение – правовой акт, который регулирует социально-трудовые отношения в сфере образования и науки, устанавливает общие условия оплаты труда работников образования и науки, их гарантии, компенсации и льготы. Мы рекомендуем использовать это отраслевое соглашение при разработке аналогичных соглашений на региональном уровне. Сейчас министерство формирует новый состав отраслевой комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и готовит проект плана мероприятий до конца 2015 года по выполнению отраслевого соглашения. 

Сегодня крайне важно, чтобы каждый работник образования получал стабильную базовую зарплату и был уверен в том, что его завтрашний день обеспечен, а если он будет хорошо работать, то его труд будет достойно оплачен, включая всевозможные стимулирования и поощрения. Для решения сложных вопросов (страна у нас большая, регионов много) мы создали рабочую группу по разработке предложений по усовершенствованию оплаты труда педагогических работников. Серьёзное место в составе этой группы занимают представители центрального аппарата профсоюзов. Министерство образования провело анализ действующих окладов оплаты труда по стране и увидели, что базовые оклады, установленные для различных профессионально-квалификационных групп в разных регионах, могут отличаться в два раза и более. Разброс очень большой. Сейчас идёт работа по наведению порядка в этой системе. 

Повышение заработной платы – это тот вопрос, который волнует всех без исключения работников сферы. Вы знаете, что соответствующие задачи были поставлены указом президента ещё в мае 2012 года, что стало началом мощной программы увеличения зарплат на всех уровнях нашей системы образования. В целом заработная плата учителей за три года увеличилась по России в среднем в два раза, у других категорий работников образования рост примерно такой же. По итогам 2014 года заработная плата педагогических работников дошкольного образования по сравнению с предыдущим годом выросла на 10 процентов – до 25 тыс. 600 рублей. Зарплата педагогических работников общего образования увеличилась на 9 процентов – до 31 тыс. 500 рублей, педагогических работников дополнительного образования на 17 процентов – до 25 тыс. 300, преподавателей и мастеров производственного обучения на 10 процентов – до 27 тыс. 700 рублей. Заработная плата преподавательского состава вузов увеличилась до 47 тыс. 200 – на 17 процентов. При этом мы требуем, чтобы оклад, гарантированная часть со всеми надбавками, которые установлены законодательством, был не менее 70 процентов от заработной платы. Увеличение заработной платы будет продолжаться и дальше в соответствие с динамикой роста в соответствующем регионе. 

Стабильный рост зарплат в сфере образования приносит уже ощутимые результаты. Повышается численность молодых педагогов в школе, преподавателей в колледжах и вузах. Стал выше средний балл по ЕГЭ абитуриентов, которые приходят поступать в педагогические вузы. Количество вакансий в сфере образования, особенно в школах, фактически сократилось до нуля. Есть, конечно, редкие исключения в отдельных регионах, в основном в сельской местности, но и эти вакансии быстро закрываются. 

Параллельно с повышением заработной платы внедряются масштабные программы по повышению квалификации, переобучения и переподготовки работников, и модернизации программ обучения, которые реализуют педагогические колледжи и вузы. Всё это вместе даст мощный толчок к повышению качества работы нашего педагогического сообщества, а значит, к повышению качества обучения и росту уровня знаний у детей. 

В конце прошлого года я подписал приказ «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре». Это один из наиболее значимых документов, подготовленный при непосредственном участии наших коллег из образовательного профсоюза. Мы также разработали проект-постановление о ежегодных оплачиваемых отпусках. Здесь пока ещё у нас с профсоюзом наблюдаются разногласия, но мы с Галиной Ивановной Меркуловой находимся в постоянном диалоге, и я могу твёрдо сказать: какие бы решения ни были приняты, они будут нами согласованы. Мы понимаем, что очень важно идти на компромисс и, исходя из того положительного опыта работы, что у нас есть, уверен, что мы его найдём.

Несколько слов о профессиональном стандарте педагога, который сейчас активно обсуждается на всех уровнях. Стандарт также разрабатывался нами с коллегами из профсоюза. Сейчас в двадцать одном российском регионе идёт его апробация. По результатам этой пилотной работы будут предложены модели дифференцированных уровней профессионального развития педагогов в соответствии с содержанием его трудовых функций, процедуры оценки уровня квалификации педагогических работников и перечень профессиональных компетенций будущего педагога – выпускника вуза. Внедряться стандарт будет поэтапно, по мере готовности. На сегодняшний день выстраивается процедура аттестации работников, обеспечивается заключение трудовых договоров, разработка должностных инструкций и установление оплаты труда в соответствии с этим стандартом. Начало обязательного применения профессионального стандарта педагога перенесено на 1 января 2017 года. 

Тема профессионального стандарта тесно связана с качеством образования. В сфере высшего образования сегодня идут серьёзные процессы проверки вузов как государственных, так и негосударственных. Мы принимаем решения о реорганизации тех учебных заведений, которые не могут обеспечить высокий уровень подготовки выпускников. На 2012 год в РФ было в пять раз больше высших учебных заведений, чем в Советском Союзе. Многие из них фактически не дают образования, а предлагают за деньги дипломы. С этим мы будем решительно бороться. И до конца следующего года наведём порядок. Ведь студент, приходя в любой вуз – государственный или нет, столичный или региональный – должен быть уверен, что он будет активно учиться, получит актуальные знания и станет востребованным на рынке труда профессионалом после окончания учёбы. Важно, чтобы реорганизация вузов, которые не справились со своей задачей, проходила с учётом всех социальных последствий: обеспечивались трудовые права педагогов, предоставлялись компенсации, которые предусмотрены законодательством, и обеспечивалось продолжение обучения студентов на тех же условиях, на которых они поступали.

Важный вопрос, который всегда волнует студенчество, это плата за общежитие. Её размер устанавливается органами государственной власти или местного самоуправления, которые являются учредителями соответствующих организаций. На сегодняшний день приняты все необходимые нормативные акты, регулирующие уровень этой платы.   Максимальный размер для тех, кто обучается за счёт федерального бюджета, 300–330 рублей в месяц, для контрактников сумма немного больше. Во многих вузах выявлены случаи установления гораздо большей платы, были объявлены дисциплинарные взыскания.

В целом надо отметить, что права студентов находятся под нашим пристальным вниманием. Работает горячая линия, уполномоченный по правам студентов – это сделано впервые в нашей стране. На сообщения о нарушениях прав студентов, которые, так или иначе, случаются, мы оперативно реагируем.

Мы все понимаем, что экономическая ситуация в России сейчас нестабильна. Прогнозировать, как будет развиваться наша экономика через полгода или год, какие будут доходы и расходы бюджета на всех уровнях, очень сложно. Этот непростой период заставляет Министерство образования плотнее работать с вами, нашими коллегами из Общероссийского профсоюза. Мы создаём рабочие группы, чтобы оперативно мониторить выплату зарплат и стипендий. Важно предугадать проблему и постараться её предотвратить. Для этого нам необходимо взаимодействовать максимально тесно.

Вузов в России больше, чем было в СССР

Вячеслав Алексеевич Никонов, председатель комитета Государственной думы по образованию:

– Современный мир – это мир знаний. Говорят, что соревнуются не экономики стран, а интеллекты. Даже современная политика сегодня определяется термином «умная политика». Роль образования сложно преувеличить. Естественно, что современная жизнь требует высокого качества образования. К сожалению, наша страна многое потеряла в 90-е годы прошлого века. Образовательная система на протяжении десятилетия несла колоссальные потери. Тогда ушло в другие сферы труда целое поколение педагогов, и целое поколение молодых в образование не пришло: только один процент выпускников вузов шли в те годы работать в науку и образование. Кроме этого, от сильной деиндустриализации нашей страны сильно пострадала система профессионального образования – мы до сих пор не можем выйти на уровень развития промышленности советского периода. 

 Но в то же время наша система образования, несмотря ни на что, была и остаётся конвертируемой по мировым меркам. Вы не найдёте ни одного серьёзного западного университета, где среди преподавателей не было бы людей, получивших образование в нашей стране. Но есть и потери: сегодня Силиконовая долина, которая определяет прогресс в области информационных технологий, во многом говорит по-русски. В CERN, где работает Большой адронный коллайдер, тоже слышна наша речь. Там наши люди создают важные продукты, но, к сожалению, не в интересах нашей страны.

Жизнь даёт нам понять, что учитель – центральная фигура в системе образования в воспитании гражданина. Мы увидели, насколько мощным политическим и идеологическим инструментом является образовательная система. Посмотрите, что произошло в Украине за четверть века. Героическими усилиями западных стран и местных националистических центров удалось взрастить новую породу людей. Нонсенс: русские по языку, они готовы убивать русских за то, что те хотят говорить по-русски. 

Педагоги – вот те люди, которые могут обеспечить будущее и нашей страны, формируя личность учащегося.

У нас весьма неплохая система высшего образования: вузов в России сейчас в четыре раза больше, чем было в СССР. Мы являемся самой образованной страной на планете. Количество людей, имеющих высшее и специальное образование, в нашей стране 60 процентов, США с жалкими 43 процентами лишь на втором месте. Но мы знаем, что качество этого образования далеко не всегда на уровне. Большая работа ведётся совместно с Обрнадзором, чтобы очистить страну от тех учреждений, которые по сути не ведут образовательной деятельности, а за деньги выписывают дипломы.

Нередко мы слышим жалобы на то, что сокращается сфера бесплатного образования. На самом деле у нас резко сократилось количество выпускников школ – с 2011 по 2015 год их стало меньше в два раза. В ближайшие годы от 70 до 80 процентов выпускников будут обеспечены бюджетными местами в высших учебных заведениях. В советское время, как вы помните, в вузы поступало не более 30 процентов выпускников школ. 

Недостатки нашей системы образования, если сравнивать с ведущими университетами мира, в том, что наши студенты прекращают учёбу, когда в других странах лучшие студенты начинают учиться у лучших преподавателей. А происходит это на базе магистратуры и аспирантуры. У нас же до сих пор эти ступени образования не столь востребованы. Мы учим студентов не так долго и не так интенсивно. Нам этот уровень ещё предстоит освоить.

Главная болевая точка в образовании – это, конечно же, финансирование. Произошёл демографический взрыв – и проблема строительства новых дошкольных учреждений, детских садов встала очень остро. В федеральном бюджете на сегодняшний день не хватает порядка 40 миллиардов рублей, чтобы обеспечить места всем детям от трёх до семи лет в дошкольных учреждениях. Переполнены и начальные школы. В последнем послании к Федеральному Собранию президент поставил задачу разобраться с этим вопросом, и я уверен, что решение будет найдено. 

На днях в первом чтении были рассмотрены поправки к бюджету 2015 году – и ничего хорошего там нет. Нам буквально с боем удалось добиться того, что государственные расходы на образование снизятся лишь на 5 процентов, хотя по другим ведомствам в среднем цифра будет около 10 процентов. Зарплатного фонда это не коснётся, а вот стипендии могут пострадать. 

Нам предстоит ещё немало битв. И мне хотелось бы, чтобы депутаты и профсоюз были по одну сторону баррикад. В противном случае мы рискуем проиграть это сражение. Важно понимать, что страна не может управляться бухгалтерами.

Я не так давно работаю в комитете по образованию Государственной думы, но всё это время мы очень плотно взаимодействуем с Общероссийским Профсоюзом образования. Последний раз мы с коллегами встречались на заседании рабочей группы, которая обсуждала вопрос отчётности в системе образования. Не было у меня ни одной встречи с педагогическими коллективами, где бы не поднималась эта тема. Вопрос острейший. По статистике сейчас одна организация в среднем за год заполняет около 300 форм (а это больше, чем рабочих дней в году!) с количеством позиций в документах, которые исчисляются десятками тысяч. Министерство образования, кстати, не самое любопытное – запросы в учебные учреждения приходят от самых разных ведомств.

Мы думали, что достаточно издать какой-нибудь приказ или инструкцию, чтобы упростить эту систему. Выяснилось, что этот вопрос не решить на одном уровне, нужен общегосударственный подход. Почему? Да потому, что Россия, оказывается, одна из немногих стран на планете, где отсутствует общенациональный орган, который бы координировал и регламентировал систему делопроизводства. Отсюда вытекают остальные проблемы. Вопрос отчётности – это как раз тот случай, когда могут эффективно работать вместе профсоюз, представляющий всю образовательную систему, и Госдума, в которой есть комитеты, занимающиеся всем спектром проблем государственного устройства. Задача по упрощению сложная, но вместе мы её решим.

Устанавливать базовые оклады нужно на региональном уровне

Любовь Юрьевна Ельцова, заместитель министра труда и социальной защиты РФ:

– Численность работников образования в нашей стране превышает пять миллионов человек. И всех, конечно же, волнует вопрос базовых окладов. Указом президента они должны быть установлены в текущем 2015 году. Мы ведём дискуссии с профсоюзными организациями всех бюджетных сфер, и в этом свете встаёт ряд важных вопросов. Например, мы понимаем высокую региональную дифференциацию по уровню оплаты труда. Понятно, что Дагестан и Ингушетия сильно отличаются, например, от Краснодарского края, и централизованно из Москвы установить базовые оклады, которые бы всех устроили, в понимании нашего министерства не совсем рационально. Очень важно здесь соблюсти принцип «не навреди». Поэтому в этом году нам надо понять: стоит ли устанавливать эти базовые оклады или же дальше мы будем развиваться в рамках тех нормативов, которые сейчас, в частности, реализуются Министерством образования.

Базовые оклады, так или иначе, будут зависеть от МРОТ. Но до сих пор не принят закон о том, когда же МРОТ должен приблизиться к прожиточному минимуму. В 2014 году МРОТ по отношению к прожиточному минимуму составлял 64 процента, но и тут нужно понимать, что МРОТ не может быть единым для всей страны, он должен формироваться, исходя из региональной политики. Это мнение нашего ведомства. 

Непростая, тревожная ситуация сейчас во многих регионах с выплатой заработной платы. Задолженность в целом по экономике, это касается и частного сектора, составляет 2 млрд 900 тыс. рублей. Понятно, что бюджетная сфера в меньшей степени страдает от этих задержек, но и там они случаются. Ситуацию мы постоянно мониторим и принимаем все меры, чтобы её нормализовать.

Также на федеральном уровне сейчас предпринимаются усилия для создания прозрачной схемы оплаты труда руководителей в государственном секторе. Это вопрос о регламентации оплаты труда руководителей, их заместителей и бухгалтеров унитарных предприятий и учреждений с госучастием. Уже была введена схема «1 : 8» – зарплата руководителя не должна превышать больше, чем в восемь раз среднюю зарплату сотрудников учреждения.

 Вводятся меры и по усилению ответственности за невыплату заработной платы. Для тех руководителей, кто впервые допустил нарушения, будут повышены штрафы с 10 до 30 тыс. рублей. Если работа была приостановлена в связи с невыплатой зарплаты свыше 15 дней, то работодатель обязан из расчёта средней заработной платы оплачивать работнику этот простой. 

Тема, касающаяся развития профессиональной квалификации, вызывает много споров. В прошлом году впервые в Российской Федерации создан специализированный национальный совет по профессиональной квалификации при президенте, который возглавил руководитель Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Николаевич Шохин. В настоящее время создано 12 отраслевых советов, куда вошли и представители профсоюзов организаций. Одна из их главных задач этих советов – сформулировать систему требований работодателей к уровню квалификации работников, которая станет основой для введения профессиональных стандартов. На сегодняшний день создано уже 436 госстандартов, к концу текущего года их количество возрастет до 800. Планируется, что государственные стандарты будут являться обязательными только для бюджетной сферы. Задача советов – поддерживать стандарты в актуальном состоянии, чтобы не были они мёртвым документом, а постоянно обновлялись. По настоятельно просьбе Профсоюза образования вступление в силу профессионального стандарта для педагогов перенесено на 1 января 2017 года. Новые стандарты в системе образования потребуют пересмотра подхода к подготовке специалистов, так что мы работаем в тесном сотрудничестве и с Профсоюзом, и с ведущими вузами.

Сокращение штата возможно только при полном соблюдении закона

Егор Николаевич Иванов, начальник Управления государственного надзора в сфере труда Федеральной службы труда и занятости:

– 29 октября 2014 года произошло знаковое событие: между Рострудом и Профсоюзом образования заключено соглашение о взаимодействии. В первую очередь оно направлено на упорядочение нашей совместной надзорной деятельности. Теперь мы совместно планируем все проверки в сфере образования. Это соглашение направлено также и на то, чтобы мы с вами консультировались по разрешению трудовых споров. 

За прошлый год нами проведено 11 тыс. 636 проверок. Было выявлено более 62 тыс. нарушений трудового законодательства. По результатам проверок выдано 4112 предписаний, а 2931 виновное лицо было привлечено к ответственности. Глядя на эти цифры, можно решить, что виновные уходят от ответственности. На самом деле сейчас в Роструде реализуется программа, связанная с переходом от модели санкций к модели соответствия. Это значит, что мы перестаём наказывать за маленькие, несущественные нарушения. Но при этом выдаём обязательные для исполнения предписания, которые жёстко отслеживаем. С начала этого года вступили в силу изменения в Кодексе об административных правонарушениях. Существенно увеличена ответственность за неисполнение предписания трудовых инспекторов.

Мы активно расследуем несчастные случаи. К счастью, в сфере образования таких происшествий в последнее время становится меньше. В 2012 году, например, в сфере образования погибло 45 человек, а в 2014-м 39 человек. При расследовании смертельных случаев в соответствии со статьёй 229 ТК в составе комиссии обязательное участие принимают представители профсоюзов. У нас не было ни одного случая конфликта или разногласий в этой работе с Профсоюзом образования. 

Хочу отметить, что мы установили мониторинг массовых сокращений. Как только появляется сигнал, мы незамедлительно запрашиваем у предприятий информацию и контролируем, чтобы не нарушались права трудящихся. Мы не можем рекомендовать, кого, например, из пятерых нужно сократить, но наблюдать за процедурой увольнения – это наша задача. Важно, чтобы человека заранее уведомили, чтобы были произведены все выплаты и т.д. Так что прошу: если есть у вас информация, что права сотрудников где-то нарушаются, обязательно сообщайте нам об этом, и мы примем меры.

Нужно привести вузы к единому стандарту образования

Сергей Сергеевич Кравцов, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки:

– Нам всем важно понимать, что потребитель образования в вузе – это студент. И мы с вами работаем только на то, чтобы каждый студент получил качественные знания и был успешен в жизни. На мой взгляд, неправильно исключать возможность студентов оценивать те знания, которые они получают. Студенты обязательно должны принимать участие в обсуждениях, которые касаются развития вуза. Сигналы, которые нам предоставляют студенты о различных нарушениях в их учебных заведениях, мы обязательно проверяем. К сожалению, часто слышим о взятках, которые берут преподаватели, чаще всего с учащихся   первого-второго курса. Нечестность сдачи экзаменов ведёт к падению знаний и, как следствие, к некачественному уровню образования. Участие общественного контроля, в том числе и со стороны профсоюза, поможет искоренить эту пагубную практику.

У нас в стране сейчас две с половиной тысячи высших учебных заведений: 500 государственных вузов, примерно 400 негосударственных вузов, остальное – филиалы. Филиалы, как правило, реализуют в основном программы по специальностям «Экономика» и «Менеджмент». И как вы думаете, в какой форме они эти программы реализуют? Девяносто процентов – это заочная форма обучения. И качество этого обучения очень низкое. Поэтому оптимизация образования – это приведение всех вузов к единому знаменателю: они должны давать качественное образование по государственным стандартам. Я неоднократно говорил, что ни для Обрнадзора, ни для Министерства образования нет принципиальной разницы – государственный это вуз или нет. Есть разделение по принципу: соответствует ли он требованиям лицензии или нет. 

Благодаря Госдуме мы сейчас будем активно пользоваться законом, подписанным президентом в конце 2014 года, который даёт нам возможность отзывать лицензию у вуза без решения суда, если выявляются факты нарушения образовательного законодательства и требований к качеству обучения. Вуз сможет вести и дальше образовательную деятельность, но выдавать свой диплом. За полтора года из реестра лицензий нами исключено более 600 образовательных организаций, около тысячи проверок намечено на этот год. И я очень надеюсь, что по результатам этой работы мы сбалансируем сеть высших учебных заведений. 

Не могу не затронуть больную тему Единого государственного экзамена. Мы не оцениваем учителей и школы по результатам ЕГЭ. Если подобная ситуация складывается в каком-то регионе, сразу сообщайте в Рособрнадзор. ЕГЭ – это оценка индивидуальных образовательных достижений. На основе этих результатов нужно принимать решение по управлению качеством образования, а не о наказании учителей. И, может быть, средние показатели ЕГЭ – это как раз заслуга учителя, а не его вина.