Высшая школа России: реформа продолжается №1(11), 2014 год

Геннадий Габриэлян

Российское правительство продолжает внимательно следить за реформой высшей школы, главная цель которой, как это сформулировал председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев, состоит в подготовке специалистов, готовых «конкурировать со своими коллегами из других стран, отвечать на вызовы технологического развития, добиваться капитальных изменений в экономике». Глава правительства сделал это заявление на совещании, посвящённом качеству высшего образования и эффективности российских вузов, которое состоялось 15 июля. Структурная перестройка и модернизация высшей школы, сказал он во вступительном слове, привела к формированию сети «исследовательских университетов» и «ведущих российских университетов». Доля обучающихся в таких вузах, сообщил премьер, составляет уже 17%. «Общим местом стало низкое качество образования, но вот у нас пятая часть, мы считаем, на весьма приемлемом уровне находится. Вопрос в том, чтобы подтянуть остальные, ну а по некоторым другим – разобраться и принять решение».

За последние двадцать лет, продолжил Дмитрий Медведев, высшее образование стало социальным императивом: абсолютное большинство родителей считает его обязательным для своих детей. Появилось, с другой стороны, огромное количество возможностей, куда пойти учиться. В разы выросло число государственных и, что особенно характерно для современного периода, негосударственных вузов, появились филиалы в огромном количестве, платные отделения везде практически есть. Но при этом есть и издержки. Они заключаются в том, что диплом получить несложно, гораздо труднее получить настоящие знания, то есть человек с дипломом далеко не всегда является носителем адекватных знаний. Это касается всех, кстати, университетов, но наиболее сложная ситуация в негосударственных вузах и филиалах этих негосударственных вузов. И зачастую это связано с тем, что вуз неспособен обеспечить необходимый уровень образовательных программ. Нет преподавателей, нет соответствующей базы для их подготовки, нет нормальных условий для учёбы, что тоже очень важно, особенно по отдельным видам специальностей, и для исследовательской работы тоже нет возможностей, отсюда – низкий рейтинг вуза, большой разрыв в уровне подготовки с лидерами образования.

Премьер указал на «диспропорцию, которая существует в целом в подготовке кадров»: почти половина студентов учится на юридических и экономических направлениях. Нашей экономике, нашему государству такое количество людей этих специальностей просто не нужно. Очевидно, что нам не нужны бесполезные учебные заведения, которые штампуют невостребованных специалистов. Это перегружает рынок труда работниками низкой квалификации, в результате все страдают – предприятия по сути переучивают выпускников, а государство, если это государственный вуз, вкладывает немалые деньги впустую. 

Надо этот сегмент лучше контролировать. С 2012 года начата работа по оценке вузов и проводится мониторинг их эффективности, вот он-то как раз и вызывает наибольшее число споров и столкновений. Наряду с качеством образования должно учитываться и то, как трудоустроены выпускники, уровень организации исследовательской работы студентов, квалификация преподавателей, а также реализация программ послевузовского и дополнительного профессионального образования – насколько эти формы образования соответствуют запросам рынка. 

Уже началась работа, подчеркнул глава правительства, связанная с переориентацией на кадровые потребности регионов, отдельных отраслей и компаний. Мы всех активно в этот процесс вовлекаем. Усилия должны быть направлены, естественно, на то, чтобы наш диплом был адекватной оценкой знаний в Российской Федерации и котировался за границей. Для повышения качества образования более активно стали использоваться механизмы профессиональной аккредитации образовательных программ. Работу эту нужно продолжить, привлекая всех, кто в этом заинтересован, а это сами наши граждане, это эксперты, это работодатели. И, конечно, результаты мониторинга должны быть прозрачными, открытыми, должны совершенствоваться и сами критерии оценки.

В ходе реорганизации университетов, если до этого доходит дело (а в ряде случаев это просто необходимо), должны быть соблюдены все условия, установленные трудовым законодательством и законодательством об образовании, включая трудовые права преподавателей. Естественно, должна быть определена судьба студентов: они должны иметь возможность завершить учёбу на тех же условиях, на которых они поступили в университеты, это ключевой фактор при реорганизации сети высших учебных заведений.

С обстоятельным докладом на совещании выступил министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, сообщивший, что сейчас в России действует в пять раз больше учреждений высшей школы, чем в Советском Союзе – «примерно тысяча головных вузов и около полутора тысяч филиалов».

Как подчеркнул министр, проводимые в последние три года мероприятия по повышению уровня качества работы образовательной системы: мониторинг высших учебных заведений, новые подходы к лицензированию и государственной аккредитации, плановые проверки Рособрнадзора – показали, что значительная доля филиалов как государственных, так и негосударственных вузов, а также существенная часть негосударственных вузов не отвечают минимальным предъявляемым требованиям. В текущем году более тысячи вузов и филиалов не выполнили установленные пороговые значения показателей деятельности. При этом мониторинг проводился по критериям, которые были полностью согласованы с Российским союзом ректоров и Ассоциацией ведущих университетов России. Если говорить о количественных характеристиках, то число студентов, которые обучаются по некачественным образовательным программам, оценивается в 1 млн 700 тыс. человек – это примерно 30% всего студенчества.

Такая ситуация, безусловно, является недопустимой, заявил Дмитрий Ливанов. По его словам, «целевой индикатор» деятельности министерства состоит в том, чтобы к 2017 году все студенты учились по образовательным программам, прошедшим верификацию с точки зрения качества. Вузы и филиалы, неспособные обеспечивать должный уровень подготовки, будут лишены государственной аккредитации, в ряде случаев и лицензии. Значительно усилится роль крупных региональных вузов в регионах России, в них произойдёт концентрация ресурсов, и они сами будут больше нацелены на решение социальных вопросов, удовлетворение запросов региональных рынков труда.

Для исправления существующей ситуации министр предложил ряд мер, включающих

  • обеспечение перевода всех студентов в сильные, устойчиво развивающиеся вузы, которые возьмут ответственность за переучивание и доучивание студентов;
  • реализацию ряда проектов по поддержке и развитию образования, прежде всего проекта «Кадры для регионов», который нацелен на создание опорной сети ведущих региональных вузов; 
  • поддержку программ стратегического развития в отношении семидесяти с лишним вузов; 
  • осуществление проекта по поддержке педагогического образования;
  • запускаемый с нового года специальный проект в сфере подготовки кадров для оборонно-промышленного комплекса.

Предлагается целый ряд мер по повышению требований к качеству приёма абитуриентов. «Действительно, – сказал министр, – ситуация, когда в вуз, особенно технический, поступает человек со средним баллом единого экзамена от тридцати до сорока, является абсолютно недопустимой. Это же, кстати, отмечалось на последнем заседании Совета при Президенте по науке и образованию, который был специально посвящён проблемам инженерного образования. Там отмечалась необходимость повышения требований при поступлении на инженерные образовательные программы, поэтому мы будем последовательно поднимать пороговые значения, необходимые для поступления на эти программы».

Будет также активизирована работа по вовлечению профессиональных сообществ в оценку качества выпускников, в процесс профессионально-общественной оценки качества образования. Здесь ожидаются более активные действия со стороны работодателей – пока единственным успешным примером является сотрудничество министерства с Ассоциацией юристов России, где был проведён полный мониторинг, произведён анализ всех программ в области юриспруденции и права. В дальнейшем, по мере формирования профессиональных стандартов, будут пересмотрены и образовательные стандарты – они станут основываться на профессиональных стандартах, на требованиях работодателей. 

К успехам министерства Дмитрий Ливанов отнёс тот факт, что за последние два года была проведена реорганизация и объединение двадцати двух вузов, реорганизовано 173 филиала, почти в 300 филиалах прекращён приём студентов на программы высшего образования, их реорганизация будет завершена до 2017 года. Докладчик обратил особое внимание на то обстоятельство, что реорганизация филиалов государственных вузов во многих случаях предполагает прекращение подготовки только по программам высшего образования, но филиалы могут и будут вести подготовку по программам среднего профессионального образования, профессиональную переподготовку специалистов.

С сентября 2013 года отозвано более 300 лицензий на право ведения образовательной деятельности в негосударственном секторе. По результатам мониторинга 2014 года в отношении 220 филиалов государственных вузов были разработаны и будут реализованы планы-графики реорганизационных мероприятий, которые предусматривают в числе прочего полное прекращение набора на обучение в данных филиалах уже с нынешнего года. В 157 филиалах в этом году прекращён набор на непрофильные специальности. Совсем недавно были объявлены решения Рособрнадзора о запрете набора на первый курс двенадцати негосударственным вузам.

Министр обратил внимание на то, что общего сокращения объёмов подготовки по всем уровням высшего образования не будет – произойдёт существенное перераспределение ресурсов. Программы магистратуры и аспирантуры будут сосредоточены в ведущих университетах, в том числе в опорных региональных вузах. По прикидкам министерства, магистратура переместится туда из московских вузов, многие из которых «потеряли связь с рынком труда и не могут обеспечить высокий уровень образования». 

Вузы, которые не обладают достаточным образовательным ресурсом, сконцентрируются на подготовке кадров по программам бакалавриата для обеспечения в первую очередь кадровых региональных потребностей. Особый акцент здесь делается на программах прикладного бакалавриата, то есть практико-ориентированной подготовке. Для обеспечения гарантий качества подготовки по этим программам будет создана система независимой внешней оценки уровня знаний – своего рода единый бакалаврский экзамен как после второго курса, так и после выпуска из бакалавриата.

Безусловно, особого внимания заслуживает тема обеспечения прав преподавателей и студентов, признал Дмитрий Ливанов. Обязательным условием всех мероприятий является право студента на завершение учёбы на тех же условиях и по той же образовательной программе, на которую он поступал. Принимая решение о реорганизации образовательного учреждения, учредители обязаны определить, где и как студенты будут завершать образование на этих условиях. В том случае, если учредитель негосударственного вуза не выполнит этих требований, ответственность за них возьмёт на себя Министерство образования и науки, «то есть мы в любом случае всех студентов доучим». «Уверен, что реализуемый комплексный подход, направленный на развитие системы образования, позволит уже в ближайшее время гарантировать, что каждый абитуриент, поступая в любой вуз нашей страны, получит качественное и востребованное высшее образование», – заявил министр образования.

Процедура оптимизации реорганизованных вузов, сказал он в заключение, требует новых средств; дополнительная потребность в 2015–2016 годах на повышение уровня материально-технического оснащения, разработку программ повышения квалификации преподавателей составляет примерно 5,5–6 млрд рублей ежегодно.

В совещании у Дмитрия Медведева приняли участие заместитель председателя Правительства РФ Ольга Голодец, помощник президента РФ Андрей Фурсенко, председатель комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов, ректоры некоторых ведущих вузов, а также председатель Российского студенческого союза Артём Хромов и другие лица. По имеющимся сведениям, в закрытой от прессы части заседания обсуждались вопросы, связанные с реорганизацией неэффективных вузов – в частности, негативные аспекты присоединения их к качественным учебным заведениям, а также проблемы выведения из некоторых учреждениях высшей школы магистратуры и аспирантуры.