В Совете Федерации в начале октября состоялся итоговый тур Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2014» №1(11), 2014 год

Ольга Колесниченко

Пять претендентов на высокое звание участвовали в сложной и захватывающей дискуссии, сидя в президиуме главного зала Сената. Возглавляла заседание председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. 

Зал заполнили учителя, приехавшие в Москву на конкурс со всех регионов страны. Тема заседания была сложной – «Свобода выбора учителя: реальная или мнимая?». От профессиональной свободы до профессиональной ответственности – именно таким стал лейтмотив дискуссии в стенах высшего законодательного органа государства, где каждый сенатор имеет свободу выбора голосовать или нет за тот или иной закон, понимая при этом ответственность за принятое решение. Профессиональная свобода учителя в не меньшей степени связана с его ответственностью за принятые решения. Ведь ни один закон не будет работать, если граждане государства не усвоят со школьной скамьи базовые знания, основные уроки истории и кодекс чести.

Валентина Матвиенко в своём обращении к учителям сказала: «Очень важно, что ежегодный конкурс даёт возможность широкого и свободного профессионального общения, обмена мнениями и идеями, которые могут быть в дальнейшем использованы на практике. Лидеры конкурса задают высокую планку профессионализма, являются примером для сотен и сотен педагогов». Спикер Совета Федерации отметила, что учитель ведёт каждого из своих учеников в его будущее, а сама профессия педагога – это судьба. Важны не только знания, но и воспитание развитой личности, формирование уважения к многонациональной культуре и традициям государства. 

Благодаря таким встречам с педагогическим сообществом возникают и укрепляются востребованные новые идеи и инициативы по дальнейшему совершенствованию сферы образования. Так, при активном участии гражданского общества удачно реализуются и приносят осязаемые результаты национальный проект «Образование», образовательная инициатива «Наша новая школа», федеральные и региональные программы, идёт работа над Стратегией развития и воспитания в Российской Федерации. Валентина Матвиенко подчеркнула, что за 25 лет существования конкурса было открыто много ярких имён в российском школьном образовании. И сегодня, особенно приятно приветствовать два новых субъекта Российской Федерации, дебютантов конкурса – представителей Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Спикер в заключение своего обращения к педагогам напомнила, что Совет Федерации всегда уделял и будет уделять первостепенное внимание сфере образования. Последовательная совместная работа общества и государства направлена на укрепление материальной базы школ, совершенствование образовательных стандартов и учебных программ, повышение заработной платы учителей. Валентина Матвиенко заверила, что подобные масштабные встречи педагогов в зале заседания сенаторов накануне Дня учителя станут ежегодными. 

В ходе часовой дискуссии каждый из пяти педагогов обращался с тем или иным вопросом к министру образования и науки РФ Дмитрию Ливанову. Министр отвечал учителям, разъяснял свою позицию. В результате беседа получилась очень живой и открытой, порой откровенной и полезной как для учителей, так и для всех присутствующих на заседании законодателей и государственных служащих.

Своим мнением о сложной проблеме свободы выбора для учителя делились учитель биологии среднеобразовательной школы № 1 города Нурлат (Республика Татарстан) Алла Головенькина; учитель испанского языка московской гимназии № 1558 имени Росалии де Кастро Екатерина Новикова; учитель литературы, основ религиозных культур и светской этики магнитогорской средней общеобразовательной школы № 5 (Челябинская область) Анна Стельмахович; учитель информатики и технологии средней общеобразовательной школы села Ягодное (Самарская область) Алексей Фоломкин; учитель немецкого языка гатчинской гимназии «Апекс» (Ленинградская область) Денис Рочев.

Было озвучено несколько подходов к понятию «свобода» в аспекте преподавания в школе. Свобода учителя – это возможность творить и самореализоваться в профессии, выбор учебников и методик преподавания, а также порядка тем и количества часов их преподавания (нынешнее законодательство даёт широкий диапазон выбора для каждого учителя). Выбор подхода к детям, если они разные, в особенности, если это дети с ограниченными возможностями. Как известно, не бывает детей без таланта, и нет никаких преград для их развития, кроме неумения учителя раскрыть таланты в детях и научить их учиться. И, конечно, внутренняя свобода учителя как человека, так как только свободный учитель может воспитать свободного гражданина. Но, открытыми остались вопросы, должен ли педагог показывать свои политические и религиозные взгляды ученикам, может ли учитель навязывать свою волю ученику, и где этот баланс между свободой учителя и свободой ученика? Так или иначе, ребёнок получает две модели власти в качестве жизненного примера: отношения с родителями и отношения с учителями. Вырастая, дети могут тиражировать в обществе плохие модели, что опасно для государства. Учителя единодушно пришли к выводу, что свобода не должна подменяться вседозволенностью. Свобода – это ответственность.

Дмитрий Ливанов высказал своё мнение о свободе учителя: «Есть две категории свободы – личная внутренняя свобода человека, для масштабного интеллектуального поиска и принятия решения, и профессиональная свобода. Свобода – это функция от уровня профессионализма педагога. Мастер всегда свободен, ремесленник нет. Свободен тот, кто является профессионалом высочайшего уровня. Кто может быть автором урока или своей методики. Такой учитель имеет свободу что-то менять. А тот, кто только копирует, ничего менять не может». Дмитрий Ливанов уточнил, что учитель находится в этом смысле посередине между абсолютно свободным художником и рабочим на конвейере. Должны присутствовать в профессии и свободный творческий выбор, и соблюдение норм и правил. 

Дмитрий Ливанов подчеркнул, что помимо умения отстаивать, обосновывать свой выбор, учителю для творческого свободного развития нужно ещё иметь сильную мотивацию к самосовершенствованию и, конечно, время для этого. Время для большей работы с детьми и время для самообразования. Многие учителя не знают, как пользоваться своей профессиональной свободой. Зачастую на местах учителя либо перегружены отчётностью, либо не хотят усложнять себе задачу и идут по проторенной дорожке. Первое отражает недоверие государства к простому учителю, а ведь свобода должна сочетаться с определённой степенью доверия и меньшими требованиями заполнять всевозможные отчётные таблицы для региональных властей. Второе неприемлемо, так как без кропотливой работы над совершенствованием преподавания вся система школьного образования может отстать от требований времени, что отразится на экономике государства, когда слабо и несовременно подготовленные граждане пополнят рынок труда. Есть и такое, когда учителя могут даже уволить под надуманными предлогами за излишнюю активность и инициативность. 

Все это – не проблема одного учителя, это большая государственная проблема. И решать её надо по-государственному. «Говоря о свободе учителя, надо отметить, что, прежде всего, нужны свободные профессиональные объединения педагогов», – подчеркнул Дмитрий Ливанов. Учителю нужна помощь профессионального сообщества, чтобы новаторство было методически правильно оформлено, чтобы выводить идеи на уровень города, региона, чтобы защищать свой выбор. Нужна более активная самоорганизация учительства страны. В свою очередь, задача федерального центра – создать для каждой из более чем 40 тысяч школ России такие условия, которые обеспечивали бы, с одной стороны, хороший уровень подготовки школьников, а с другой стороны, поддерживали высокий уровень профессионализма педагога, давали ему возможность развиваться. Например, профессиональный стандарт педагога устанавливает единые требования к содержанию и качеству педагогической деятельности. Но он же даёт учителю свободу. «Профессиональный стандарт педагога задает ожидаемый в будущем уровень требований общества к этой профессии. Следствием принятия стандарта должен стать достаточно длительный переходный период, в течение которого будет обновлено содержание педагогического образования в вузах, реализована масштабная программа переподготовки учителей на местах и введена новая система аттестации учителей», – сказал Дмитрий Ливанов

Министр образования и науки России с удовольствием отметил участие в конкурсе педагогов из Республики Крым и города Севастополя. Министр подчеркнул, что в целом новые субъекты федерации достаточно быстро интегрировались в российскую систему образования: «Мы постарались, чтобы новый учебный год в крымских и севастопольских школах начался по российским образовательным стандартам и программам, и это успешно осуществилось. Мы очень рады, что наши коллеги из Крыма и Севастополя участвовали в конкурсе, и я уверен, что в будущем учителя их этих регионов обязательно войдут в число победителей». Проблема свободы выбора педагога особо остро проявилась на Украине, и украинская система школьного образования регулярно скатывается в скандалы из-за попыток героизации фашизма в школьных программах. Это яркий пример того, что всякая свобода должна иметь ответственность, в том числе историческую ответственность перед прошлыми и будущими поколениями. Учитель украинского языка и литературы гимназии № 9 города Симферополя Татьяна Коваль и учитель предметов начальной школы Севастопольской билингвальной гимназии № 2 Ольга Бильбок уже после заседания рассказали, что в Крыму и Севастополе учителя никогда не пропагандировали фашизм и никогда не забывали памятные даты Великой Отечественной войны. Дети учат стихи о героях войны, готовят концерты ко Дню Победы 9 мая. В обоих регионах День Победы – это самая трепетная страница истории, память о тех, кто завоевал мир и свободу. А сегодня в регионах сохраняется свобода выбора украинского языка для изучения в школе. На Крымском полуострове его в качестве второго языка выбирают около 7–8% школьников. Украинский язык остается живым и востребованным, и вхождение в состав России не ущемило его использование.

Итоги дня парламентской дискуссии подвела председатель Комитета СФ по науке, образованию и культуре Зинаида Драгункина. Сенатор подчеркнула, что тема дискуссии отражает саму суть времени – меняется жизнь, меняется учитель. И учительству, и власти нужны для осуществления перемен и свобода, и ответственность. А победителем конкурса учителей стала Алла Головенькина из Республики Татарстан. Награждение учителя года прошло 5 сентября на сцене Государственного Кремлевского Дворца. Главный приз – большого Хрустального пеликана – вручили победительнице заместитель председателя Правительства Российской Федерации Ольга Голодец, министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов и председатель Большого жюри конкурса, ректор МГУ имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий.