В Москве состоялся Общегородской открытый августовский педагогический совет «Доверие москвичей системе образования города» №1(11), 2014 год

Елена Мохова

Мероприятие прошло на территории Московского городского Дворца детского и юношеского творчества на Воробьёвых горах. Кроме того в Москве работали 11 окружных площадок, на которых выступили представители окружных управлений образования, префектур и образовательных учреждений. Там же прошло торжественное награждение педагогов. Благодаря видеотрансляции педагогический совет «Доверие москвичей системе образования города» смогли посмотреть более ста тысяч человек.

В своём выступлении на открытом педсовете мэр Москвы Сергей Собянин поздравил столичных учителей с Днём знаний: «Это волнительная минута для миллиона московских школьников, преподавателей, родителей и города, все готовится к началу учебного года и участвуют в том, чтобы наша система образования была лучшей не только в России, но и в мире». Он также напомнил, что совместная работа началась с дискуссии – какой быть системе столичного образования. «Были абсолютно разные мнения: многие считали, что московское образование замечательное и менять ничего не надо, другие, наоборот, говорили о радикальных переменах; за этот период времени мы последовательно и системно улучшали работу школ и системы образования Москвы. Начинали с изменения системы финансирования школ, улучшения их материальной базы и оплаты труда; вводили системы электронного обучения». 

По словам Собянина, на данный момент в столичных школах около 160 тысяч ноутбуков и компьютеров. В своём выступлении Сергей Собянин отметил, что средняя заработная плата учителей приблизилась к 70 тысячам. 

Мэр напомнил, что в результате слияния образовательных учреждений Москва получила около тысячи крупных современных образовательных комплексов. То, что эта идея была удачной, показали результаты, достигнутые школьниками по итогам года. 

Говоря о возросшем значении преобразованной системы школьного самоуправления, Собянин пояснил, что в школах были созданы советы, в состав которых вошли учащиеся, преподаватели и родители. Они стали достаточно серьёзным драйвером развития образования; создания новой системы контроля со стороны учащихся и родителей, а также взаимодействия с ними педагогических коллективов для совместной стратегии развития образовательных учреждений. «За это время, Департамент образования Москвы не снижает контроля за работой нашей системы, – пояснил градоначальник. – За это время сменились десятки руководителей школ, что дало импульс для прихода в систему образования новых людей, при этом сохранились лучшие педагогические кадры. В результате материальная база образования была значительно улучшена. Также создано около тысячи крупных современных образовательных комплексов. Можно долго спорить: правильно это было сделано или неправильно, есть критики, которые говорят, что нужно было идти по другому пути, но всё больше и больше мы слышим и объективных оценок. Давайте посмотрим, чего мы добились в прошедшем учебном году! По количеству победителей во Всероссийской олимпиаде школьников число москвичей увеличилось в сравнении с 2013 годом в два раза. Треть всех победителей всероссийских олимпиад – московские ребята и это серьёзный результат. Вообще количество школ, которые дают хорошее добротное образование в Москве увеличивается в разы! Если в начале пути мы имели несколько десятков первоклассных школ и огромное количество посредственных, то сегодня больше половины московских школ находятся на очень высоком уровне. В топ-500 лучших российских школ входят 89 московских, и я думаю, что с учётом преобразований, которые мы заканчиваем в этом году этот потенциал ещё возрастёт. Я уверен, что мы увидим эту динамику. Мы не работаем специально над рейтингами, но потенциал московских школ показывает уровень подготовки школьников и уровень московского образования. Вы помните, что в предыдущие годы было достаточно много дебатов по единому государственному экзамену. В этом году мы ввели самый жёсткий контроль результатов по ЕГЭ за всю историю этой системы оценки. В Москве, по сравнению с прошедшим годом, уровень сдачи ЕГЭ в результате этого контроля даже несколько снизился; но мы впервые получили объективную картину, что происходит в стране и какой уровень московского образования по сравнению с другими российскими школами. Последние экзамены показали: уровень качества образования по ЕГЭ, по количеству отличников почти в два раза превосходит уровень образования в стране, а количество выпускников с высоким баллом – более чем в 3 раза! Это объективные оценки процессов, которые происходят в московском образовании. Конечно же, это огромная заслуга тех, кто находится в этом зале, в том числе и наших замечательных учеников, которые трудолюбиво постигают знания, которые мы предлагаем им! Помимо школьного образования развивается и система образования дошкольного, став частью общего образовательного процесса. С учётом того, что ежегодно в Москве поступает в систему образования около 100 тысяч ребятишек, требуется подготовка и строительство новых детских дошкольных учреждений и школ. В этом году мы введём около 90 зданий для дошкольного и школьного образования, что поможет решить проблемы связанные с очередями. В этом году мы впервые практически на 100% обеспечили не только желающих привести в дошкольные учреждения своих детей с 3 до 7 лет, но и тех, кто желает привести туда детей с 2,5 лет; все они с 1 сентября будут обеспечены детскими дошкольными учреждениями. Конечно, можно говорить о том, что требования к школьникам избыточные, что может их не стоит нагружать знаниями, но мы живём в конкурентном мире, и оттого, какие знания даём нашим детям, зависит их дальнейшая судьба, в какие университеты они смогут поступить, какие смогут получить специальности, насколько будут конкурентными в этой жизни и насколько конкурентной будет Москва. Это очень важная задача, которую мы и впредь будем ставить перед собой. Москва и Правительство Москвы по-прежнему уделяют первоочередное внимание развитию образования. Мы снова будем вкладывать сотни миллиардов в систему образования, строить новые детские сады и школы, укреплять материально-техническую базу. 

Я уверен, что мы должны наращивать взаимодействие с московскими вузами. 90% выпускников поступают в вузы и взаимодействие с высшей школой, профессиональная ориентация школьников крайне необходимы для системы образования. Те эксперименты, которые мы начали проводить в последние годы, должны стать системой взаимоотношений. Мы должны наши образовательные стандарты и планы приводить к тем ожиданиям, которые требует от нас вузовское сообщество Москвы».

Московский градоначальник также рассказал о новшествах, которые было решено ввести в столичные школы по итогам голосования по приложению «Активный гражданин». Речь шла о пятидневной учебной неделе, на которую перейдут все московские школы и об установке единых дней каникул. За эти предложения проголосовало подавляющее число участников опроса. Сергей Собянин вручил лучшим школам столицы гранты Правительства Москвы, сообщив, что их размер и количество увеличены, а общая сумма, выделяемая на выплату грантов, составит 1 млрд рублей.

«Решением мэра Москвы гранты третьей степени увеличены с 2,5 до 4 млн рублей, второй степени – с 5 до 7 млн. рублей и первой степени – с 7 до 10 млн», – уточнил глава столичного Департамента образования Исаак Калина.

Мэр Москвы наградил лучших учителей города дипломом «Заслуженный учитель города Москвы». Прежде такого звания не существовало и присваивалось на педсовете впервые.