В Москве дан старт новому Международному салону образования №1(11), 2014 год

Ольга Колесниченко

В начале октября в «Экспоцентре» прошёл первый в истории российского образования масштабный форум – Московский международный салон образования. Патронировала форум заместитель председателя Правительства Российской Федерации Ольга Голодец.

– Этот форум – удачное место для встречи разработчиков новых методик и технологий в образовании и учителей – тех, кто применяет их в преподавании. Отрадно, что в Салоне принимают участие свыше тысячи специалистов в сфере образования, а среди гостей много школьников. Свои технологии и методики представили более сотни производителей из разных стран. Это методики в основном для системы школьного образования. Много иностранных компаний и, что особенно важно, много совместных, российских предприятий. Салон станет хорошей площадкой для помощи в развитии системы образования России, – сказала Ольга Голодец, обращаясь к участникам и гостям Московского международного салона образования на его открытии. Замглавы Правительства РФ отметила, что среди многих представленных технологий и методик наиболее интересны те, которые способствуют популяризации науки среди школьников. 

Салон послужит новым импульсом для индустрии школьного образования, заявила в своём выступлении на пленарном заседании Ольга Голодец. «Мы несём огромную ответственность за образование российских детей, но сегодня эта задача сложная. В Интернете дети получают больше информации, чем они могут почерпнуть из учебников, написанных лет десять назад. Нам нужно перестраивать систему обучения, надо обеспечить доступ для школьников к различным форматам получения информации, тогда мы сможем мотивировать школьников», – обозначила проблему Ольга Голодец. Замглавы Правительства России считает, что необходимо консолидировать усилия власти, учительского сообщества, производителей обучающих технологий, родителей – всего общества для того, чтобы образование в России соответствовало духу времени. «Мы не можем заранее предугадать, какие знания понадобятся через 30 лет для успешной карьеры. Мы видим, что каждое новое поколение обучается со всё более стремительным темпом. И в связи с этим мы выработали стратегию – максимально развивать у школьника все таланты и способности. Развивая в ребёнке личность, мы закладываем самое главное в наших детях – способность конкурировать на рынке труда в условиях динамичных изменений и научно-технического прогресса», – заключила Ольга Голодец.

В открытии Московского международного салона образования принял участие министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов. Министр особо отметил, что сюда пришло много школьников, и «они не только смотрят, но и сами представляют свои проекты и разработки». Дмитрий Ливанов выразил надежду, что Салон год от года будет становиться всё более популярным для производителей и разработчиков образовательных технологий и методик. Он также подчеркнул, что Салон послужит площадкой для дискуссий по самым актуальным вопросам российской системы образования. «Мы должны думать, как сделать так, чтобы с детского сада каждый воспитанник получал качественное образование, и, окончив школу, становился достойным гражданином нашего общества», – сказал Дмитрий Ливанов.

За три насыщенных дня Московский международный салон образования посетили более 10 тыс. гостей, среди них 1,5 тыс. школьников. Педагоги провели для ребят 60 мастер-классов. Среди представленных проектов можно отметить проект «Медиаобразование учащихся в информационном пространстве Москвы», разработанный в Российском университете дружбы народов с целью развивать познавательную и творческую активность школьников, и электронные учебники от Ростелекома – это школьная библиотека современного образца, где выбор учебной литературы безграничен и копии книг навсегда остаются у учащихся  (собрано более 4 тыс. книг, не только учебники, но и художественная литература, которые доступны на специальной ИТ-платформе, легко интегрирующейся в любую школьную информационную систему). 

На полях Салона прошла церемония награждения победителей I Всероссийского конкурса лучших практик работодателей по работе с детьми, молодёжью и кадровым резервом «Создавая будущее». Конкурс состоялся при поддержке Минобрнауки России и Международной ассоциации корпоративного образования. Главная номинация конкурса – «Русский мир», лучший проект продвижения русского языка за рубежом. Гран-при получила компания РУСАЛ за проект «Россия, вперёд!». Ещё один конкурс, который собрал лучшие тематические проекты, Конкурс инноваций в образовании (КИвО), проведённый Институтом образования и Высшей школой менеджмента НИУ ВШЭ при поддержке Агентства стратегических инициатив. Все проекты, представленные на конкурс, были связаны с использованием информационных технологий в образовании. Абсолютным победителем конкурса стал социально-предпринимательский Hroom Project, который помогает школьникам подготовить себя к самостоятельной жизни в большом городе. Проект Камского института искусств и дизайна «Мультики вместо уроков!» признан победителем в номинации «Общее образование», и на его основе будет разработана серия анимационных учебных фильмов для школ «Запоминалки правил русского языка».

Важное мероприятие Салона – Всероссийское совещание руководителей молодёжных медиапроектов. Своим опытом по проведению медиафестивалей, форумов и слётов делились специалисты из разных регионов страны. Агентство стратегических инициатив провело круглые столы, посвящённые интересным темам: «Новые возможности дополнительного образования детей» и «Глобальное будущее образования». Дискуссии прошли при участии Московской школы управления «Сколково» и НИУ ВШЭ. Необходимо отметить и такое мероприятие Салона, как I Международный форум по продвижению русского языка и образования на русском языке, организованный Институтом русского языка им. А.С. Пушкина. А Минпромторг России совместно с Минобрнауки России успешно провели Научно-промышленный форум «EdTech: Инновационные продукты для образования», на котором обсуждались даже такие вопросы, как концепция развития образовательной робототехники.

Компании Intel и EMC совместно провели круглый стол по теме научно-технического творчества молодёжи. Обсуждалась проблема дополнительного образования в аспекте информационной среды, которая окружает сегодня каждого школьника. В России набирает обороты такой вид работы со школьниками, как STEM-центры (Science, Technology, Engineering, Mathematics). Это ИТ-платформы, они существуют с 2012 года и призваны стать одним из источников кадров для научно-исследовательской сферы страны. Желающие дополнительно учиться школьники присоединяются к проектной исследовательской группе. Успешный пример STEM-центра был представлен на площадке Салона – это проект, который реализуется Министерством образования Нижегородской области, корпорацией Intel и НП «Лифт в будущее». Школьники выполняют научные исследования различной тематики в процессе проектно-ориентированного обучения под руководством молодых учёных и профессиональных педагогов общеобразовательных учреждений области. STEM-центры не только приучают ребят к творческому научному поиску как к основе обучения, но и психологически готовят их к условиям студенческой научной деятельности в конкретных вузах. В ходе круглого стола практикой ранней профориентации школьников посредством STEM-центров заинтересовались представители ГБУ Москвы «Городской центр профессионального и карьерного развития» Департамента образования Правительства Москвы. Это ещё одно хорошее начинание, которому дал старт Московский международный салон образования.

Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, осматривая экспозицию Салона, протестировал пилотный проект «Цифровой университет» на стенде российской компании «Эдстер». Это «облачный» сервис по управлению процессами образования, объединяющий функции социальной образовательной сети, центра анализа и оценки и новостной ленты. Проект отвечает самым современным тенденциям в сфере образования, которые относят к категории образовательного «трубопровода» – Education Pipeline, когда в рамках единой ИТ-платформы вуза идёт процесс качественной подготовки специалистов. В настоящий момент «Цифровой университет» запущен в РЭУ им. Г.В. Плеханова.

Также в рамках Салона Ассоциация некоммерческих образовательных организаций регионов России собрала директоров школ на Всероссийское совещание работников общего образования «Инновационная школа сегодня». Актуальной темой совещания стал вопрос о билингвальном образовании школьников. Данное направление способствует формированию нового поколения специалистов будущего, легко ориентирующихся на англоязычном рынке труда. Для развития билингвального школьного образования нужна поддержка соответствующих школьных программ, которые подразумевают преподавание учителем разных школьных предметов не только на русском, но и на иностранном языке.