Учитель и профсоюз – социальный диалог на II Съезде учителей №1(11), 2014 год

Елена Мохова

В Департаменте образования города Москвы прошла пресс-конференция, посвящённая II Съезду учителей. Во встрече со СМИ приняли участие заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития Леонид Печатников, руководитель Департамента образования города Москвы Исаак Калина, заместитель руководителя Департамента образования Москвы Татьяна Васильева, председатель Экспертно-консультативного совета родительской общественности Людмила Мясникова, председатель Московской городской организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ Марина Иванова и директор Городского методического центра Департамента образования города Москвы Марианна Лебедева.

В своём вступительном слове заместитель руководителя Департамента образования Москвы Татьяна Васильева отметила: «Съезд даёт возможность пообщаться в неформальной среде, поделиться мыслями, посмотреть мастер-классы лучших учителей. Это площадки московского профсоюза работников образования, мастер-классы, которые проводят лучшие учителя, а также дискуссионная площадка «Встреча образовательных политиков». Кроме того, в завершении съезда состоится футбольный матч между родителями и учителями столицы на кубок «Учительской газеты». На футбольном поле встретятся команда педагогов, членов Московской городской организации Профсоюза работников народного образования и науки «ПрофКом–United M» и команда представителей родительской общественности «РЭКС». Также пройдут выставки Департамента информационных технологий, крупнейших ведущих издательств и наших сетевых учреждений».

Говоря о мастер-классах, директор Городского методического центра Департамента образования города Москвы Марианна Лебедева подчеркнула, что их проведут участники съезда, лауреаты, победители конкурса «Учитель года». «Практически все они обладатели грантов мэра и победители конкурса лучших учителей приоритетного проекта «Образование», авторы педагогических методик, практикующие учителя, некоторые из которых стали руководителями образовательных организаций». 

В своём выступлении о роли профсоюзной организации председатель Московской городской организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ Марина Иванова пояснила: «Мы считаемся составной частью системы образования, поэтому нам было важно решить вопрос, о чём говорить с учителями на съезде. В его рамках состоятся две секции: в первой примут участие председатели профсоюзных организаций, которые действуют в образовательных учреждениях. Тема секции: «Учитель и профсоюз – социальный диалог». Когда мы поставили задачу говорить о социальном диалоге между учителем и профсоюзом, то не имели в виду только социальные гарантии и льготы, защиту которых ждут от профсоюза. Мы хотели, чтобы учителя увидели свои новые возможности! Главная задача профсоюза – помощь в формировании современного учителя, готового к постижению новых социальных ролей. Говоря о взаимодействии, мы имеем в виду диалог, который помогает решать проблемы между работодателем и работником. У учителя кроме профессионального уровня есть интересы в социально-экономической области. В этом отношении ситуация в Москве более благополучная по сравнению с регионами, но есть другие важные аспекты труда, которые необходимы учителю для его профессионального развития. Речь пойдёт о том, каковы эти условия, как они могут гарантироваться и реализовываться. Мы предлагаем новую модель коллективного договора, которая будет представлена участникам секции для общественного обсуждения. Сейчас все права для регулирования социально-трудовых отношений в образовательном учреждении переданы самому учреждению. Очень важно формирование системы локальных нормативных актов, которые будут способствовать тому, чтобы к учителю предъявлялись не только требования, но и создавались условия для их реализации. Вторая секция посвящена проблемам молодых. У нас существует программа работы с молодыми педагогами, которая включает разные направления деятельности и разные формы взаимодействия. Конечным итогом обсуждения будет принятие проекта программы. Он поступит на обсуждение в трудовые коллективы, и в течение месяца мы будем ждать предложений по этим документам от всех заинтересованных участников». 

Состоявшийся 5 сентября II Съезд учителей Москвы прошёл в неформальной обстановке, дав стимул для осуществления новых проектов. Там же прошла выставка образовательных услуг, современного учебного оборудования и книжной продукции. В выставочную программу включились издательства, производители оборудования и смежные департаменты Правительства Москвы. Были проведены встречи образовательных политиков и лидеров профсоюза образования Москвы. Речь шла не только о новых возможностях развития образования и личностных результатах учеников и учителя, но и о правовой защите педагога, дальнейшего повышения его квалификации и главной задачи школы – правильном формировании личности. Параллельно с пленарным заседанием и мастер-классами прошла секция, посвящённая профсоюзной организации. Как и говорилось на пресс-конференции, речь шла о социальном диалоге, который должен обеспечиваться между руководителем образовательного учреждения и председателем профсоюзной организации. Именно такое взаимодействие помогает решать многие проблемы между администрациями разных уровней и профсоюзом. На секции прозвучали выступления директоров школ, опыт которых предполагается использовать для дальнейшего развития передовых образовательных учреждений. 

Задача, которая стоит перед руководителями педагогических коллективов первичных профсоюзных организаций: перейти от структурной перестройки к содержательной. «Только перевод процесса реорганизации в процесс интеграции с общим пониманием цели и оптимальным разделением труда может обеспечить новое качество образования», – утверждает в своём выступлении председатель Московской городской организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ Марина Иванова. «Эффективность школы не состоит только в рациональном управлении бюджетными средствами или в том, сколько квадратных метров приходится на одного ученика и сколько учеников приходится на одного учителя. Педагогическая эффективность школы определяется качеством коллектива, тем, как он способен по-новому взглянуть на привычные вещи. Эффективность работы учителя не будет определяться эффективным контрактом, который стоит на пороге; её основа – социальная ответственность за качественное улучшение своего продукта – выпускников, составляющих потенциал нашего общего развития. Рациональное использование бюджета, рациональное формирование классов, рациональное использование помещений – всё это основа эффективности работы как школы, так и учителя» – пояснила в своём докладе председатель городской организации Профсоюза.

Отвечая на вопрос о жилищной политике, представители профсоюза отметили, что только за первое полугодие 2014 года было рассмотрено порядка 150 обращений граждан по жилищному вопросу; в течение года проработано более двухсот различных документов по жилищной тематике, заключены договора купли-продажи на 52 квартиры, переоформлены договора аренды на 261 квартиру; кроме того, за работниками образовательных организаций закреплено более двухсот служебных помещений. Речь также шла о выстраивании единой системы охраны труда и безопасности детей. Профсоюзные лидеры убеждены, что сегодня оргкомитет пытается оценить свой вклад, который вносит в безопасность труда и во взаимодействие образовательной администрации с профсоюзной организацией.

Повышение качества образования, нестандартность мышления педагогов, достойная оплата труда, строительство школ, а также поиск новых эффективных программ подтверждают полезность проводимых съездов и заботу московского правительства об улучшении жизни москвичей.