Проект «Профессиональная среда»: оценка «пять с плюсом»! №1(11), 2014 год

Алла Хлебникова

Пресс-конференция по подведению итогов проекта «Профессиональная среда» состоялась в Департаменте образования Правительства Москвы.

Открывая мероприятие, Анна Набатова, начальник Управления организации обучения и социализации в профессиональном и дополнительном обучении Департамента образования, подчеркнула, что речь идёт о предварительных, промежуточных итогах. Прежде всего о двух его составляющих: «Университетские субботы» и «Профессиональные субботы».

Напомним, что проект «Профессиональная среда» стартовал в октябре прошлого года по инициативе Департамента образования города – как место встречи школьников и их родителей с бизнесменами, специалистами и мастерами профессионального обучения. Его цель – работа, направленная на ознакомление старшеклассников с максимально широким спектром самых различных профессий в сфере как высшего, так и среднего образования. 

Не секрет, что перед выпускниками школ при выборе будущей профессии встают, как минимум, две трудности: прежде всего, ребята знают далеко не обо всех специальностях, которые можно приобрести, в том числе востребованных. И это касается не только среднего специального, но и высшего образования. Во-вторых, как сказала ещё одна участница конференции директор Департамента управления персоналом корпорации «ГУД ВУД» Анна Канова, зачастую название профессии звучит для школьников непривлекательно, но при настоящем, близком знакомстве с ней многие ребята неожиданно обнаруживают, что именно это и есть то, чем они хотели бы заниматься в жизни.

«Мы обязательно и дальше будем поддерживать этот проект, – сказала она. – При строительстве в Москве ежегодно тысячи домов нам постоянно не хватает рабочих рук, приходится набирать людей в Подмосковье, предоставлять им квартиры, обучать. Это дорого, а на деле часто уже обученные люди вдруг обнаруживают, что не могут работать по профессии. В рамках проекта «Профессиональная среда» такие ошибки практически исключены, он помогает найти ребят, которые будут и быстро обучаться, и в дальнейшем работать». 

Анна Юрьевна Набатова подробно рассказала об «Университетских субботах», участие в которых приняли 38 вузов столицы. Из них 34 государственных. Встречи с их ведущими преподавателями и лекции, включающие рассказ не только о сути специальностей того или иного факультета, но и знакомство с научными исследованиями, которые ведутся на кафедрах, посетили 28 000 школьников. Впечатление на ребят, по их словам, многие «субботы» произвели неизгладимое.

Например, почти все из них было просто потрясены демонстрацией физических опытов даже по самым простым, вроде бы известным по школьной программе направлениям, которые напоминали порой мистические фокусы. В частности, на видеозаписи, продемонстрированной в процессе Конференции, преподаватель Московского физико-технического института, рассказывая ребятам о знакомой нам всем ещё по курсу восьмого класса Лейденской банке, простым поднятием руки увеличил  напряжение в ней вдвое. 

Не меньшее впечатление произвело на школьников и сообщение о том, что на самом деле нанотехнологии были известны людям ещё тысячу лет назад! Тогда при плавке металла, например, некоторые добавки к нему, пусть и вручную, измельчались до состояния пылевидного порошка. А, как выяснилось, нанотехнологии – это и есть измельчение того или иного активного вещества до размеров десять в минус девятой степени.

Директор школы-интерната № 33 Игорь Пыканов подробно рассказал о реакции на мероприятия проекта своих питомцев. Она была особенно важна потому, что в его интернате учатся дети из так называемых «неблагополучных семей» и сироты. Впервые в жизни эти ребятишки соприкоснулись фактически с «большой жизнью», получили возможность окунуться в настоящую научную среду.

– Я был поражён эффектом, – сказал он. – Во-первых, дети увидели воочию современную систему образования, во-вторых, столкнулись с такими же, как они, детьми, но совершенно по-иному относящимися к знаниям, и испытали вполне здоровую зависть. Чуть ли не хором предложили: «Давайте мы сами будем готовить проекты!» И каждый начал тут же выдвигать собственные идеи. Поражён был не только я, но и их родители, в полном смысле слова не узнававшие своих детей! 

Огромное впечатление на школьников произвели космические технологии, которые используются сегодня в управлении транспортом (лекция преподавателя Московского ГУ путей сообщения), сама техника обучения.

Завершая своё выступление, Игорь Пыканов внёс предложение не только продолжить проект, но и транслировать его в другие регионы России. 

Его поддержали и другие участники Конференции.

Марина Ямковая, директор московской школы № 589, подчеркнула, насколько важен этот проект тем, что облегчает школьникам сложнейший процесс выбора своего профессионального будущего:

– Правда в том, – сказала она, – что ребята слышали и продолжают слышать о считанном количестве профессий, считая самыми востребованными из них профессии юриста и экономиста. Что мы получили в итоге? Тысячи юристов, которые по своей специальности не работают, устраиваясь, например, секретарями, и примерно столько же экономистов, которых расплодили столько, что и они не могут найти для себя подходящую по профессии работу! Проект Департамента образования, я уверена, в ближайшие годы поможет справиться с этой на самом деле очень серьёзной проблемой, облегчит нашей молодёжи сложнейший процесс выбора профессии.

Её активно поддержали и остальные участники Конференции: психолог школы № 222 Екатерина Миронова, директор московского строительного колледжа № 26 Константин Афонин, напомнивший, что за прошедшие несколько месяцев мастер-классы для старшеклассников прошли на 44 площадках Москвы по 18 профессиональным направлениям и в них приняли участие более 12 тысяч школьников.

Иными словами, все, кто участвовал в реализации Проекта «Профессиональная среда», дали ему высшую из возможных оценок.

В заключение Анна Набатова сказала: «Безусловно, учитывая сегодняшние, пока еще промежуточные, результаты, мы, конечно, будем развивать этот проект. Мы хотим, чтобы люди были счастливы в выборе своей профессии, которая зачастую определяет успешность и благополучие всей судьбы человека».