Московским школьникам – качественное образование №1(11), 2014 год
21 августа на пресс-конференции в Департаменте образования Москвы представили результаты рейтинга московских школ по итогам 2013-2014 учебного года.
В традиционной встрече с представителями СМИ приняли участие министр правительства Москвы, руководитель Департамента образования Исаак Калина, директор Центра педагогического мастерства Иван Ященко, директор Центра образования № 548 «Царицыно» Ефим Рачевский и ректор НИУ «Высшая школа экономики» Ярослав Кузьминов. Все они являются членами московского городского экспертного совета программы развития образования, который рассматривает и утверждает критерии рейтинга, а затем утверждает его результаты.
Темой пресс-конференции стала формула «Московским школьникам – качественное образование». Во вступительном слове Исаак Калина отметил: «Подведение рейтинга – это по сути оценка вклада каждой столичной школы в реализацию важнейшей задачи по обеспечению массовым качественным образованием».
Характеризуя принципы построения рейтинга образовательных достижений, директор Центра педагогического мастерства Иван Ященко отметил, что они базируются на соотнесении вектора результатов с вектором ориентиров развития, учёте независимых объективных измерителей общественно значимых результатов и сбалансированности критериев путём математического моделирования. Учитываются результаты ЕГЭ и ОГЭ (основной государственный экзамен), эффективность работы школы по развитию одарённости максимального количества учащихся и некоторые дополнительные параметры, в том числе результаты метапредметных диагностик и работа школы с дошкольниками. Во всех случаях оцениваются только положительные результаты. Данные, на которых основывается рейтинг, собираются автоматически, то есть школа не сообщает о себе никаких сведений и не пишет заявок для того, чтобы войти в рейтинг. При этом важно понимать, сказал директор ЦПМ, что каждая школа может достичь успеха не только комплексно, но и на каком-то отдельном «востребованном направлении», где учебное заведение «может хорошо себя реализовать». Для отображения этой вариативности созданы три рейтинговые группы (места 1 – 20; 21 – 70; 71 – 170), участники которых могут претендовать на гранты мэра Москвы. В результате, как было сообщено на пресс-конференции, рейтинг по итогам прошлого учебного года охватил четыреста из восьмисот столичных школ, остальные не соответствовали набору базовых критериев. Место школы в рейтинге, как подчеркнул г-н Ященко, всегда соотносится с общественной оценкой учебного заведения.
«От честного ЕГЭ – к честной школе», – так обозначил вектор развития школьного образования в столице директор Центра образования № 548 «Царицыно» Ефим Рачевский. Надо также помнить, отметил он, что успешная социализация ребёнка, а это одна из главных целей современного образования, будет весьма затруднительна без успешных результатов в ЕГЭ, ОГЭ, олимпиадах и других испытаниях. Г-н Рачевский поддержал структурные изменения в системе московского образования. Создание крупных комплексов, сказал он, привело к тому, что сейчас появляются школы «без образовательных тупиков»: если ученик не может реализовать себя, например, в алгебре, у него есть возможность сделать это в других предметных областях. И обнадёживает то, что сегодня хорошо учиться становится престижным.
«Подведение рейтинга московских школ – это общегородское событие», – так считает ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. В действительности рейтинг показывает, что сейчас в Москве существует примерно двести очень хороших школ, где значительная часть учеников имеет 220 баллов и выше по трём ЕГЭ и, таким образом, они проходят в ведущие вузы. Следующие двести школ также показывают достойные результаты. Поэтому 40-50 школ, которые, как говорится, находятся на слуху – «это мало, несправедливо и неправильно». Это создаёт ситуацию искусственного ажиотажа, в то время как о школах с нехудшими результатами родители могут просто не знать. Г-н Кузьминов также обратил внимание на новое явление – создание предуниверсариев (лицеев) при ведущих университетах и вузах, это будут выпускные классы, в которых профильным предметам станут обучать не школьные учителя, а педагоги высших учебных заведений. Вовлечённые в такой процесс школы, по мнению ректора ВШЭ, смогут претендовать не место в топ-20 столичных школ. Одновременно нельзя замалчивать ту проблему, заметил г-н Кузьминов, что в Москве существуют школы с устойчиво низкими результатами. Он предложил давать гранты на подъём этих учреждений, последние также «нуждаются и в помощи со стороны высшей школы, например, в виде организуемых вузами классов и кружков».
Начальник управления организации обучения и воспитания в общем образовании Департамента образования столицы Марина Смирницкая представила рейтинг пятидесяти школ, претендующих на получение грантов мэра Москвы в дополнительных категориях. Среди таковых выделены динамично развивающиеся образовательные организации, школы для детей с особыми потребностями (ограничениями здоровья), школы с блоком дополнительного образования. Десять грантов мэра будут предоставлены по результатам участия образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы в открытых городских социально значимых для системы образования города Москвы мероприятиях.
Как сообщил г-н Калина, в 2015 году система рейтинга будет частично модернизирована так, чтобы в него могла попасть любая школа, у которой есть сильные стороны.
Топ-20: рейтинг московских школ, показавших высокие образовательные результаты в 2013-2014 учебном году
Место |
Название по Единой комплексной информационной системе (ЕКИС) |
Округ |
Район |
1 |
Государственное бюджетное образовательное учреждение «Лицей № 1535» |
Центральный |
Хамовники |
2 |
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. Специализированный учебно-научный центр (факультет) - школа-интернат имени А.Н. Колмогорова |
Западный |
Фили-Давыдково |
3 |
Государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский институт открытого образования» (средняя общеобразовательная школа № 179) |
Центральный |
Тверской |
4 |
Государственное бюджетное образовательное учреждение Центр образования № 57 «Пятьдесят седьмая школа» |
Центральный |
Хамовники |
5 |
Государственное бюджетное образовательное учреждение «Московская гимназия на Юго-Западе № 1543» |
Западный |
Тропарево-Никулино |
6 |
Государственное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия №1518» |
Северо-Восточный |
Останкинский |
7 |
Государственное бюджетное образовательное учреждение «Лицей № 1580 при МГТУ имени Н.Э. Баумана» |
Южный |
Нагорный |
8 |
Государственное бюджетное образовательное учреждение Лицей «Вторая школа» |
Юго-Западный |
Гагаринский |
9 |
Государственное бюджетное образовательное учреждение «Многопрофильный технический лицей № 1501» |
Центральный |
Тверской |
10 |
Государственное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия № 1514» |
Юго-Западный |
Ломоносовский |
11 |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Многопрофильный лицей № 1799» |
Центральный |
Якиманка |
12 |
Государственное бюджетное образовательное учреждение «Центр образования № 218» |
Северный |
Тимирязевский |
13 |
Государственное бюджетное образовательное учреждение «Лицей № 1502 при МЭИ» |
Восточный |
Ивановское |
14 |
Государственное бюджетное образовательное учреждение «Лицей № 1568 имени Пабло Неруды» |
Северо-Восточный |
Южное Медведково |
15 |
Государственное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением физики и математики № 2007» |
Юго-Западный |
Южное Бутово |
16 |
Государственное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия № 1517» |
Северо-Западный |
Хорошево-Мневники |
17 |
Государственное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 171» |
Центральный |
Хамовники |
18 |
Государственное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2086» |
Юго-Западный |
Гагаринский |
19 |
Государственное бюджетное образовательное учреждение «Школа-интернат среднего (полного) общего образования "Интеллектуал" |
Западный |
Фили-Давыдково |
20 |
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (предуниверсарий) |
Южный |
Москворечье-Сабурово |