Московским школьникам – качественное образование №1(11), 2014 год

Геннадий Габриэлян

21 августа на пресс-конференции в Департаменте образования Москвы представили результаты рейтинга московских школ по итогам 2013-2014 учебного года. 

В традиционной встрече с представителями СМИ приняли участие министр правительства Москвы, руководитель Департамента образования Исаак Калина, директор Центра педагогического мастерства Иван Ященко, директор Центра образования № 548 «Царицыно» Ефим Рачевский и ректор НИУ «Высшая школа экономики» Ярослав Кузьминов. Все они являются членами московского городского экспертного совета программы развития образования, который рассматривает и утверждает критерии рейтинга, а затем утверждает его результаты.

Темой пресс-конференции стала формула «Московским школьникам – качественное образование». Во вступительном слове Исаак Калина отметил: «Подведение рейтинга – это по сути оценка вклада каждой столичной школы в реализацию важнейшей задачи по обеспечению массовым качественным образованием».

Характеризуя принципы построения рейтинга образовательных достижений, директор Центра педагогического мастерства Иван Ященко отметил, что они базируются на соотнесении вектора результатов с вектором ориентиров развития, учёте независимых объективных измерителей общественно значимых результатов и сбалансированности критериев путём математического моделирования. Учитываются результаты ЕГЭ и ОГЭ (основной государственный экзамен), эффективность работы школы по развитию одарённости максимального количества учащихся и некоторые дополнительные параметры, в том числе результаты метапредметных диагностик и работа школы с дошкольниками. Во всех случаях оцениваются только положительные результаты. Данные, на которых основывается рейтинг, собираются автоматически, то есть школа не сообщает о себе никаких сведений и не пишет заявок для того, чтобы войти в рейтинг. При этом важно понимать, сказал директор ЦПМ, что каждая школа может достичь успеха не только комплексно, но и на каком-то отдельном «востребованном направлении», где учебное заведение «может хорошо себя реализовать». Для отображения этой вариативности созданы три рейтинговые группы (места 1 – 20; 21 – 70; 71 – 170), участники которых могут претендовать на гранты мэра Москвы. В результате, как было сообщено на пресс-конференции, рейтинг по итогам прошлого учебного года охватил четыреста из восьмисот столичных школ, остальные не соответствовали набору базовых критериев. Место школы в рейтинге, как подчеркнул г-н Ященко, всегда соотносится с общественной оценкой учебного заведения.

«От честного ЕГЭ – к честной школе»,  –  так обозначил вектор развития школьного образования в столице директор Центра образования № 548 «Царицыно» Ефим Рачевский. Надо также помнить, отметил он, что успешная социализация ребёнка,  а это одна из главных целей современного образования, будет весьма затруднительна без успешных результатов в ЕГЭ, ОГЭ, олимпиадах и других испытаниях. Г-н Рачевский поддержал структурные изменения в системе московского образования. Создание крупных комплексов, сказал он, привело к тому, что сейчас появляются школы «без образовательных тупиков»: если ученик не может реализовать себя, например, в алгебре, у него есть возможность сделать это в других предметных областях. И обнадёживает то, что сегодня хорошо учиться становится престижным.

«Подведение рейтинга московских школ – это общегородское событие», – так считает ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. В действительности рейтинг показывает, что сейчас в Москве существует примерно двести очень хороших школ, где значительная часть учеников имеет 220 баллов и выше по трём ЕГЭ и, таким образом, они проходят в ведущие вузы. Следующие двести школ также показывают достойные результаты. Поэтому 40-50 школ, которые, как говорится, находятся на слуху – «это мало, несправедливо и неправильно». Это создаёт ситуацию искусственного ажиотажа, в то время как о школах с нехудшими результатами родители могут просто не знать. Г-н Кузьминов также обратил внимание на новое явление – создание предуниверсариев (лицеев) при ведущих университетах и вузах, это будут выпускные классы, в которых профильным предметам станут обучать не школьные учителя, а педагоги высших учебных заведений. Вовлечённые в такой процесс школы, по мнению ректора ВШЭ, смогут претендовать не место в топ-20 столичных школ. Одновременно нельзя замалчивать ту проблему, заметил г-н Кузьминов, что в Москве существуют школы с устойчиво низкими результатами. Он предложил давать гранты на подъём этих учреждений, последние также «нуждаются и в помощи со стороны высшей школы, например, в виде организуемых вузами классов и кружков».

Начальник управления организации обучения и воспитания в общем образовании Департамента образования столицы Марина Смирницкая представила рейтинг пятидесяти школ, претендующих на получение грантов мэра Москвы в дополнительных категориях. Среди таковых выделены динамично развивающиеся образовательные организации, школы для детей с особыми потребностями (ограничениями здоровья), школы с блоком дополнительного образования. Десять грантов мэра будут предоставлены по результатам участия образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы в открытых городских социально значимых для системы образования города Москвы мероприятиях.

Как сообщил г-н Калина, в 2015 году система рейтинга будет частично модернизирована так, чтобы в него могла попасть любая школа, у которой есть сильные стороны.

Топ-20: рейтинг московских школ, показавших высокие образовательные результаты в 2013-2014 учебном году

Место

Название по Единой комплексной информационной системе (ЕКИС)

Округ

Район

1

Государственное бюджетное образовательное учреждение «Лицей № 1535»

Центральный

Хамовники

2

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. Специализированный учебно-научный центр (факультет) - школа-интернат имени А.Н. Колмогорова

Западный

Фили-Давыдково

3

Государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский институт открытого образования» (средняя общеобразовательная школа № 179)

Центральный

Тверской

4

Государственное бюджетное образовательное учреждение Центр образования № 57 «Пятьдесят седьмая школа»

Центральный

Хамовники

5

Государственное бюджетное образовательное учреждение «Московская гимназия на Юго-Западе № 1543»

Западный

Тропарево-Никулино

6

Государственное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия №1518»

Северо-Восточный

Останкинский

7

Государственное бюджетное образовательное учреждение «Лицей № 1580 при МГТУ имени Н.Э. Баумана»

Южный

Нагорный

8

Государственное бюджетное образовательное учреждение Лицей «Вторая школа»

Юго-Западный

Гагаринский

9

Государственное бюджетное образовательное учреждение «Многопрофильный технический лицей № 1501»

Центральный

Тверской

10

Государственное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия № 1514»

Юго-Западный

Ломоносовский

11

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Многопрофильный лицей № 1799»

Центральный

Якиманка

12

Государственное бюджетное образовательное учреждение «Центр образования № 218»

Северный

Тимирязевский

13

Государственное бюджетное образовательное учреждение «Лицей № 1502 при МЭИ»

Восточный

Ивановское

14

Государственное бюджетное образовательное учреждение «Лицей № 1568 имени Пабло Неруды»

Северо-Восточный

Южное Медведково

15

Государственное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением физики и математики № 2007»

Юго-Западный

Южное Бутово

16

Государственное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия № 1517»

Северо-Западный

Хорошево-Мневники

17

Государственное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 171»

Центральный

Хамовники

18

Государственное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2086»

Юго-Западный

Гагаринский

19

Государственное бюджетное образовательное учреждение «Школа-интернат среднего (полного) общего образования "Интеллектуал"

Западный

Фили-Давыдково

20

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (предуниверсарий)

Южный

Москворечье-Сабурово