Модернизация педагогического образования: задачи первого ряда. Министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов встретился с руководителями российских вузов №1(11), 2014 год

Геннадий Габриэлян

Дмитрий Ливанов провёл встречу с ректорами и проректорами вузов, чтобы обсудить цели и задачи по разработке образовательных программ для педагогов. Как известно, Министерством образования и науки России совместно с экспертным сообществом была разработана концепция модернизации педагогического образования, в рамках которой началась подготовка новых образовательных программ для будущих учителей. Переосмысление роли и миссии учителя, подчёркивают авторы концепции, обусловлено требованиями современной действительности. 

Выступая на открытии встречи, министр образования и науки Дмитрий Ливанов отметил, что новый профессиональный стандарт, уже вступивший в действие, задаёт высокую планку требований общества к человеку, который носит гордое звание учителя. Это человек, который не только хорошо знает свой предмет и учит ему детей; он занимается воспитанием ребёнка, развитием его личности. Он умеет работать и с талантливыми, и с трудными детьми. Знает, как адаптировать детей, имеющих проблемы со здоровьем, к условиям инклюзивного образования. Этот человек способен экспериментировать и создавать новые педагогические методики.

Путь к тому состоянию, когда новый стандарт станет реальностью, будет долгим и сложным, признал г-н Ливанов. Одновременно с ростом заработной платы учителей в нашей стране – а таких темпов роста, как в образовании, нет за последние три года ни в одной отрасли экономики или социальной сферы – надо не забывать о растущих ожиданиях общества и по отношению к системе образования в целом, и по отношению к педагогическому сообществу.

Мы хотим, чтобы уровень подготовки учителей повышался, чтобы наши педагогические вузы были привлекательны для лучших выпускников школ. Заканчивая их, молодые учителя должны ясно видеть свои профессиональные перспективы. Решить весь этот комплекс проблем и призван проект модернизации педагогического образования.

Он предполагает разработку новых современных программ педагогического образования, бакалавриата и магистратуры, и в конце концов решает важнейшую задачу – задачу обновления и повышения качества педагогического корпуса общего образования. Новые современные образовательные программы будут не просто разработаны – они будут внедрены широким кругом вузов. Сюда входят как ведущие педагогические университеты, так и классические университеты, которые готовят учителей.

Мы ожидаем от проекта конкретных и понятных как профессиональному сообществу, так и родительской общественности результатов. Речь идёт в первую очередь о действительно инновационных, прорывных педагогических разработках и образовательных программах вузов – победителей проекта. Эти вузы в дальнейшем образуют сеть опорных площадок для распространения опыта. В течение полутора-двух лет планируется отобрать наиболее мотивированных и талантливых студентов педагогических вузов и классических университетов для обучения по этим программам. Они призваны создать передовой отряд нового учительства. 

На основе площадок вузов-победителей планируется создание региональных сетей, которые будут распространять соответствующие практики и на системы среднего профессионального образования – педагогические колледжи. Крайне важно, чтобы были разработаны эффективные региональные модели реализации программы подготовки учителей, которые, с одной стороны, станут обеспечивать оптимальное планирование объёмов и содержания этой подготовки, а с другой – её целевой характер, закрепление выпускников программ в школах, там, где их ждут. В эти модели следует заложить меры социальной поддержки и на этапе, когда будущие учителя ещё являются студентами, и в течение первых лет их работы. Самое важное – сделать так, чтобы проект не свёлся к набору локальных решений в отдельных вузах, а обеспечил системные изменения в педагогическом образовании.

Об основных результатах, которые должны быть достигнуты в рамках проекта в текущем году, говорил заместитель министра Александр Климов. Он напомнил, что рабочая группа, занимавшаяся подготовкой программы модернизации педагогического образования, включала в себя представителей вузовского сообщества, директоров школ, экспертов. В течение 2013 года основные идеи концепции обсуждались на разных площадках во многих регионах России с участием преподавателей вузов, учителей, руководителей системы образования. Проект программы модернизации был одобрен комиссией по развитию образования Общественной палаты. Он был рассмотрен на заседании комитета по образованию Госдумы. В итоге проект вошёл составной частью в более широкую работу по модернизации педагогического образования и послужил основой для комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций. В реализации проекта будут участвовать не менее тридцати высших учебных заведений, которые занимаются подготовкой педагогов для всех уровней высшего образования. К настоящему времени создан ресурсный центр проекта, разработаны и уже реализуются программы повышения квалификации для исполнителей проекта.

Задачи, стоящие перед нами в текущем году, требуют чрезвычайно напряжённой работы, отметил заместитель министра. Прежде всего предстоит разработать модуль основных профессиональных образовательных программ по прикладному и академическому бакалавриатам, исследовательской и педагогической магистратуре. Необходимо провести обучение не менее двухсот студентов по каждому подпроекту. С учётом ограниченного срока, которым мы располагаем, это сложная задача. Нам также предстоит провести широкое общественное обсуждение промежуточных результатов осуществления проекта, сказал он. Мы хотим оказать влияние на всю систему педагогического образования, и нам необходимо вовлечь в совместную работу возможно большее число участников – вузов, школ, министерств образования субъектов федерации, всю заинтересованную педагогическую общественность. Оценка проекта должна быть публичной.

По словам г-на Климова, комплексная программа основных мероприятий по развитию педагогического образования предусматривает реализацию пилотных проектов в 2014 и 2015 годах и внедрение достигнутых результатов в новые федеральные образовательные стандарты подготовки кадров для школ. Должны также измениться те подходы, которые используются при распределении контрольных цифр приёма с учётом вузов, участвующих в проекте, и тех новых стандартов программ, которые будут разработаны и апробированы в ходе осуществления этого проекта, важного и знакового как для Министерства образования и науки, так и для всего педагогического сообщества. 

Один из научных соруководителей Центра управления проектом директор Центра развития лидерства в образовании Института образования Высшей школы экономики Анатолий Каспржак ознакомил участников встречи с ходом разработки модулей основных образовательных программ (ООП) академического бакалавриата. Переход к модульной структуре учебного процесса, говорилось в его презентации, означает обобщение учебного процесса, учебных мероприятий в тематические целостные разделы или блоки; другими словами, это ведёт к перестройке организации (структуры) обучения. При этом качество подготовки педагогов должно обеспечиваться за счёт того, что будет создана общедоступная «библиотека» модулей ООП подготовки педагогов, которые разработают вузы в ходе осуществления проекта. Ожидается, что в каждом из модулей будут точно сформулированы проверяемые образовательные результаты, ориентированные на новый стандарт педагога; описаны формы организации образовательного процесса, обеспечивающие достижение этих результатов; разработаны инструменты оценки промежуточного и итогового контроля уровня достижений будущих педагогов. Что касается профессиональной квалификации, то на сегодняшний день есть представление о том, что академический бакалавриат и исследовательская магистратура должны присваивать академическую степень, тогда как прикладной бакалавриат и прикладная магистратура присваивают профессиональную квалификацию.

Что касается собственно академического бакалавриата, отметил г-н Каспржак, то его введение решает прежде всего проблему увеличения вариантов получения высшего педагогического образования. Надо сделать так, чтобы появилась система «входов» и «переходов» во всей сети, обеспечивающей получение высшего образования. Следует создать условия для того, чтобы молодому человеку не приходилось в 17 лет, причём раз и навсегда, принимать решение о выборе профессии учителя: он должен иметь возможность отложить это решение до второго-третьего курса или даже окончания бакалавриата. Далее речь идёт о разработке модели, в которой изучение предмета преподавания (блок общенаучных дисциплин) было бы разведено во времени с теорией и практикой образования. Наконец, следует решить проблемы, связанные с привлечением в профессию лучших выпускников средних школ.

Как это видится сегодня, академический бакалавриат должен состоять из трёх модулей. Первый – это так называемое «ядро гуманитарных наук», базовое обучение по гуманитарному или естественнонаучному циклам. У студентов имеется широкий выбор учебных предметов-модулей, а также философии, искусства, технологии и других дисциплин, перечень которых надо определить, и изучаться они должны в обязательном порядке. Второй блок носит рабочее название «Дисциплины направления»; они начинают изучаться с конца второго – начале третьего курса и могут быть освоены на нескольких уровнях. Здесь как раз и появляется выбор. Третий блок – «Дисциплины профиля», которые начинают изучаться с третьего курса. Наряду с педагогическим профилем могут вводиться и другие, например реклама, финансы и так далее, которые дадут студенту возможность цивилизованного выхода из профессии, если он решит, что она ему не подходит.

Академический бакалавриат

Вузы – исполнители проектов:

  • Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова
  • Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»
  • Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В.Ломоносова
  • Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
  • Казанский (Приволжский) федеральный университет
  • Новосибирский государственный педагогический университет
  • Южный федеральный университет

Вузы – соисполнители проектов:

  • Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена
  • Омский государственный педагогический университет
  • Алтайская государственная педагогическая академия

О модернизации программ подготовки педагогических кадров в проектах «Прикладной бакалавриат» и «Педагогическая магистратура» рассказал другой научный соруководитель Центра управления проектом, первый проректор Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ) Аркадий Марголис. Он перечислил следующие основные задачи этих двух проектов: 

  • Разработка эффективной модели профессионализации (усиления практической направленности) подготовки будущих педагогов на основе сетевого взаимодействия университетов с общеобразовательными организациями и организациями среднего профессионального образования (СПО);
  • разработка системы профессионально ориентированных модулей как интегрированных (практических, теоретических и исследовательских) структурных единиц основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) по трём направлениям укрупнённой группы специальностей/направлений (УГСН), обеспечивающих практическую подготовку будущих педагогов к выполнению трудовых функций в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога; 
  • апробация разработанных модернизированных модулей в условиях сетевого взаимодействия вузов – участников проекта и вузов-соисполнителей;
  • экспертиза разработанных модулей с точки зрения учебного содержания, практической направленности и реализации деятельностного подхода в подготовке педагогов;
  • оценка сформированности профессиональных компетенций на основе разработанного Оператором проекта инструментария независимой оценки квалификации;
  • разработка и апробация новых требований к ОПОП педагогических кадров, формулирование предложений к новому федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС).

Исполнителями и соисполнителями проектов станут 19 российских вузов; их список может быть расширен. Как сообщил докладчик, в результате будет модернизировано более полутора десятка программ подготовки педагогических кадров по трём направлениям УГСН «Образование и педагогические науки». Кроме того, будет создано и апробировано более 50 современных учебных модулей усиленной практической направленности на основе новой модели сетевого взаимодействия университетов с образовательными организациями, реализующими программы общего и специального профессионального образования. По новым модулям в течение двух лет пройдут обучение более 2,5 тыс. студентов с последующей независимой оценкой их квалификации, которая выявит реальную готовность учителя к осуществлению трудовых функций в соответствии с профессиональным стандартами педагогических работников. С другой стороны, свыше 3 тыс. преподавателей и профессоров пройдут организованное Оператором проекта повышение квалификации – как внутривузовское, так и межвузовское. Создан интернет-портал, который используется для обеспечения распространения и доступности появляющихся в ходе проекта новых учебных программ для других вузов РФ.

Ректор МГППУ Виталий Рубцов представил схему работы Оператора проекта «Модернизация педагогического образования», которым являются совместно Высшая школа экономики и Московский городской психолого-педагогический университет. Оператор отвечает за мониторинг выполнения плана-графика отдельных проектов и индикаторов его эффективности, а также анализ получаемых результатов, включая экспертизу модулей. Разработка проекта должна быть завершена в середине августа текущего года, а первый этап апробации – в первой декаде декабря. К значимым эффектам проекта после его завершения докладчик отнёс, в частности, доступ к разработанным модулям для всех вузов, готовящих педагогические кадры, и появление межрегиональных команд, готовых к участию в программах факультетов повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов вузов, не участвующих в проекте.

По мнению ректора Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина Александра Фёдорова, коснувшегося перспектив проекта, необходимо добиваться рационального заказа региональных правительств на подготовку кадров на протяжении 10–15 лет. Создание педагогических колледжей, формирование педагогических кластеров – это насущная задача, сказал г-н Фёдоров. Педагогический вуз без школ-партнёров, глубоко вошедших в сетевое сотрудничество, не имеет практических перспектив. Кроме всего прочего, необходимо убедить регион в том, что подобное сотрудничество нуждается в выделении дополнительного системного финансирования. Вся программа должна получить внятную региональную поддержку на уровне региональных бюджетов, что является на сегодняшний день большой проблемой.

Подводя итоги встречи, Дмитрий Ливанов назвал принципиально важной необходимость преодоления низкой престижности обучения в педагогическом вузе, создания множественности входов в педагогическую профессию и стимулирования такой возможности. Мы собрали вокруг этого проекта лучших специалистов, сказал он, практиков и теоретиков, и полностью доверяем им постановку задач проекта и разработку его содержания. Но результат мы хотим видеть понятный, практический, поддающийся измерению. Этот результат должен состоять в максимально широком применении тех программ, которые будут разработаны, в том числе и вузами, которые в проекте не участвуют. На эти программы сразу будут зачислены студенты, соответствующим образом мотивированные, и эта сеть немедленно должна начать работать как центр распространения нового опыта и новых практик. Скорость данного процесса для нас крайне важна, имея в виду необходимость быстрого обновления педагогического корпуса. Министр поддержал идею максимально тесного вовлечения в реализацию проекта регионов: и как заказчиков соответствующих программ, и как соинвесторов, и как гарантов будущих карьерных перспектив выпускников.