Министерство образования и науки России: система образования направлена на развитие личности человека №1(11), 2014 год

Нина Злаказова

В Министерстве образования и науки РФ состоялось заседание коллегии, посвящённое итогам работы Министерства в прошлом году и задачам на 2014 год. Участники – руководители Министерства, представители Правительства, отраслевые министры, гости из регионов страны говорили о самом важном: что именно сегодня меняется в сфере образования от дошкольного уровня, где работают с самыми маленькими детьми, до высшей школы. Мы предлагаем краткое изложение основных сообщений, прозвучавших на коллегии.

Образование в России является абсолютным приоритетом

Ольга Голодец, заместитель председателя Правительства РФ:

— Мы подводим итоги 2013 года, которые с полным основанием можно назвать успешными. Мы сделали несколько проектов, которые заслуживают особого внимания.

Начну с социальной инфраструктуры прежде всего системы дошкольного образования, которая испытывает устойчивый дефицит. Мы сделали очень серьёзный рывок в этом направлении на всей территории РФ. В прошлом году мы предприняли беспрецедентные меры, выделив около 70 млрд рублей на развитие инфраструктуры, поддержав тем самым региональные программы развития образования.

В регионах России будет создано 390 тыс. мест в учреждениях дошкольного образования. Эта программа продолжается, и многие губернаторы сегодня ставят для себя повышенные обязательства. На многих территориях России смогут справиться к сентябрю 2016 года не только с категорией от трёх до шести лет, но и с малышами, по поводу которых у нас самое большое напряжение. Уже распределены средства федерального бюджета, подготовлено решение о выделении дополнительного финансирования 40 млрд рублей, и мы сможем довести финансирование до уровня прошлого года. Это дорогие деньги в бюджете РФ, и мы должны именно сейчас сделать хороший задел на будущее.

Хочу поблагодарить всех общественников и представителей регионов, которые в прошлом году приняли участие в конкурсе по новому облику детских садов, где обсуждались не только архитектурные решения, но и обустройство пространства учреждений дошкольного образования. Сегодня то, что выработано в результате конкурса, ставится на поток, и это действительно привносит серьёзную лепту в развитие дошкольного образования наряду с теми профстандартами, которые мы организуем.

Относительно школьного образования: самый серьёзный сдвиг произошёл в реализации Указа Президента от 2012 года, который в подавляющем большинстве субъектов РФ нам удалось выполнить. Мы уже подвели итоги реализации Указа по заработной плате: есть три региона, которые не справились с поставленной задачей: Тыва, Марий Эл и Республика Калмыкия. Все остальные субъекты действительно довели уровень зарплаты педагогов до уровня средней зарплаты по своему региону. Это немедленно дало свои результаты. Сегодня в России нет проблем с вакансиями даже в самых удалённых сельских регионах. Все вакансии заполнены как по предметам, так и географически, в самых дальних уголках. Заработная плата в прошлом году по отношению к 2012 году выросла на 38 %. Это огромное достижение не только системы образования, но и в целом всего государства и всего Правительства. Тем самым мы показываем, что образование является для нас абсолютным приоритетом и мы концентрируем на нём значимую часть ресурсов.

Такая политика государства будет продолжаться, но она должна быть связана с очень глубоким подходом к эффективности и отдаче этих ресурсов. Мы не просто повышаем зарплату педагогам, а это совмещается с процессами внедрения новых стандартов образования и новых требований к педагогам. В прошлом году система образования была первой, утвердившей новый профессиональный стандарт педагога. Этот стандарт был фактически революционным: он поднял на уровень современных мировых требований все требования к образовательным и содержательным программам работы педагога. В настоящее время профстандарт утверждён уже в Минюсте, он действует, и в дальнейшем это будет безусловное требование для приёма педагога в школу.

Главная задача — развитие личности школьника, и в этом смысле шаги, которые намечены в прошлом году, заслуживают особого внимания. Я бы хотела отметить опыт некоторых регионов, где в старшей школе есть новации, и они заслуживают особого внимания и развития. Это переход на многоуровневые подходы к образованию по отдельным предметам. Надеюсь, что с 2015 года мы сможем дать этому проекту особый импульс, и в составе ЕГЭ предложить несколько вариантов его сдачи — базовый вариант и вариант повышенной сложности. Ребята с самого начала смогут правильно и рационально использовать своё время в старшей школе, выбирая себе тот курс, который им необходим. Это должно серьёзно поддержать систему мотивации образования в старшей школе, в которой мы сегодня видим серьёзные проблемы.

О теме дополнительного образования. Оно должно занять своё место в системе образования, быть приближённым к каждому ребёнку и развиваться по всему спектру современных специальностей. Например, сейчас очень развивается робототехника, и мы должны иметь возможности в учебных заведениях по новому направлению дополнительного образования. К лету специалистами Минобрнауки совместно со специалистами других министерств и ведомств будет подготовлена концепция дополнительного образования, которая позволит достичь не только уровня оплаты, обозначенного указами президента (75 %), но и выведет дополнительное образование на качественно новый уровень. Система дополнительного образования серьёзно влияет на систему общего образования, и вопросы, поставленные в связи с подготовкой национальной образовательной стратегии, повлияли на формирование новой программы художественного, музыкального образования. Сейчас разработана программа по хореографической подготовке, она не является обязательной, но она будет дополнительной опцией, которой дети и педагоги в школе могут воспользоваться.

Серьёзный шаг, который мы сделали, — это взаимодействие системы образования с гражданским обществом. Система образования фактически первой сделала обязательным наличие попечительских советов, родительских советов в каждом учреждении, и это очень сильно двигает вперёд нашу систему. Мы учимся разговаривать с гражданским обществом, слушать его, понимать и активно вовлекать в процесс образования. Сегодня невозможно научить или воспитать в одиночку, мы перешли тот порог развития общества, когда ребёнка отдают в школу — и делайте, что хотите. Мы активно должны вовлекать в этот процесс родителей и фактически творить вместе с родителями.

Развитие институциональной основы взаимодействия с гражданским обществом — это значительное достижение, которое необходимо развивать и закреплять. 

Следующий момент — независимая оценка системы образования, которую сегодня предпринимают разные независимые институты и университеты, — даёт возможность действительно сравнить учреждения. Рейтинг школ России с лучшими результатами по ЕГЭ и по олимпиадам, например, дал возможность регионам и системе образования проанализировать и понять, как обстоят дела в разных субъектах РФ, почему в некоторых субъектах есть устойчивые результаты, а в некоторых такого нет. И это был повод не просто задуматься, а принять конкретные управленческие решения. Надеюсь, что система независимой оценки также будет продолжена, и мы должны создать возможности для её развития как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов.

В системе профессионального образования сейчас реализуется целый ряд проектов как по укреплению материально-технической базы, так и по повышению качества подготовки студентов и учащихся. Если говорить о среднем и начальном профобразовании, то здесь прежде всего упор на новые профстандарты, которые готовят с помощью сообщества работодателей, и на формирование и развитие ресурсных центров. Нам нужно помочь работодателям и по некоторым специальностям сделать доступными хорошие качественные образовательные программы, чтобы предприятие каждый раз самостоятельно не изобретало велосипед. Здесь система образования плотно работает и с Министерством труда, и с работодателями, для того, чтобы такой подход был сформирован на всей территории РФ.

По высшему образованию есть несколько принципиальных моментов и несколько точек развития. Самая главная точка — это совмещение системы образования с теми потребностями экономики, которые сегодня существуют в РФ. В последние несколько лет у нас произошли структурные изменения в наборе, и они изменяют ситуацию в пользу инженерных, медицинских и педагогических специальностей. Сегодня мы больше ориентируемся на потребности регионов, и у нас подготовлен проект: как ещё больше укрепить связь между потребностью в кадрах и набором в вузы.

Часть вузов работает на конкретные задачи регионов. Но есть вузы, которые занимаются фундаментальной наукой, работают на опережение, и они имеют немного другую специфику. Поэтому для них установлена другая планка. У нас в прошлом году начат проект поддержки ведущих вузов РФ: был проведён солидный конкурс, сделаны заявки, которые призваны подтолкнуть вузы к стремительному движению в сторону мирового сообщества. Наша задача — стать ведущей высшей школой на мировом пространстве. Такие вузы конкурируют с другими вузами не внутри страны, а на уровне мира.

Я считаю, что основные итоги работы за 2013 год абсолютно позитивны. В 2014 году в соответствии с нашей программой развития образования по каждому из этих проектов продолжится работа, и мы достигнем результатов, которые ставим перед собой.

2013 год — время заметных перемен в сфере образования

Дмитрий Ливанов, министр образования и науки РФ:

— 2013 год был годом большого количества изменения как в системе образования, так и в системе научных исследований. Система образования вступила в 2014-й учебный год с обновлённой нормативной базой, а в сфере науки произошли большие изменения в связи с реформой в Российской академии наук и других академиях.

Мы говорим об инструментах развития российской системы образования до 2020 года. Поставлено много задач, каждая из них требует ресурсов, контроля, отчётности. Главное в государственной программе развития образования — это качество образования. Вся без исключения инфраструктура должна быть ориентирована на то, чтобы каждый обучающийся — школьник, учащийся, студент — мог реализовать свой личностный потенциал, иметь хорошие образовательные результаты, адекватные требованиям современной жизни.

Одна из основных задач — обеспечить переход на работу в условиях, когда действует новый Федеральный закон об образовании, обеспечить эффективную реализацию всех его норм. Проделана большая работа, подготовлено более 300 нормативных актов, чтобы закон смог полноценно заработать с 1 сентября. В адрес регионов направлены документы по приведению в соответствие с нормами Закона регионального законодательства. Большинство регионов своевременно приняли свои законодательные подзаконные акты.

Необходимо обеспечение всех социальных гарантий: бесплатные учебники; общежитие и детские сады, оплата которых не должна необоснованно возрастать. На любое нарушение таких гарантий надо немедленно реагировать.

Большое внимание уделено такому важному инструменту социальной политики, как повышение заработной платы педагогов. Средняя зарплата в образовательных организациях выросла за последний год существенно. В дошкольном образовании — на 48 %. Указ президента выполнили полностью 24 российских региона и 60 — с 5 %-м допуском. В принципе, такой допуск мы считаем возможным, в силу несовершенства планирования. В общем образовании зарплата выросла на 38 %, в дополнительном — на 48 %, в среднем профессиональном образовании — на 33 %. В вузах, обеспечение которых находится на федеральном уровне, средняя зарплата за год выросла почти на 30 %. Могу сказать, что таких темпов повышения зарплаты нет ни в одной отрасли социальной сферы и экономики нашей страны. Эти процессы и дальше будут находиться под самым пристальным вниманием руководителей всех уровней.

К сожалению, мы сталкивались с ситуацией, когда повышение осуществлялось за счёт учебной нагрузки педагогов. Это идёт во вред настроениям учителей и качеству образования. Уже проводится мониторинг не только повышения зарплаты, но и всех деталей этих повышений.

Вместе с тем мы понимаем, что только рост зарплаты автоматически не ведёт к росту качества образования. Для этого необходимо задействовать целую систему трудовых отношений, которая должна стимулировать и качество преподавания, и непрерывный профессиональный рост педагогов. Основной инструмент этой системы — профессиональный стандарт педагога. 

Но он не может строиться как бухгалтерский инструмент нормирования и учёта труда. Он должен строиться так, что статистическая отчётность педагога сократится, а стимулироваться будет его высокая квалификация.

Обращаю внимание на вопрос об учебниках, которые попадают в школу. В ушедшем году внимание общественности и профессионального сообщества было приковано к новому порядку включения учебников в федеральный перечень. Все результаты включения публикуются в открытых источниках, и это повышает уровень доверия к принимаемым решениям.

Решён вопрос о подвозе детей к сельским школам. Для этого проекта было закуплено более 5,5 тыс. новых школьных автобусов. Организационно решён вопрос дистанционного обучения детей-инвалидов. В целом организована возможность дистанционного обучения детей-инвалидов в 8,5 тыс. школ. Для каждого такого ребёнка техническая возможность обучения дома предоставлена. Было отремонтировано более 120 тыс. помещений, улучшена инфраструктура более 35 тыс. школ, закуплено более 60 млн единиц учебной литературы, что позволило пополнить фонды почти 40 тыс. школьных библиотек. Приобретение нового мультимедийного оборудования позволило обеспечить обучение в соответствии с современными требованиями для подавляющего большинства наших школьников.

При этом надо решать две задачи: во-первых, необходимо интенсивное использование и поддержание обновлённой инфраструктуры. Недопустимо экономить на электронных учебных материалах, на расходных материалах закупленной недавно техники. Во-вторых, нам надо добиться, чтобы обучение в каждой школе соответствовало современным стандартам.

Коснусь ещё одной важной темы. Мы с 2006 года занимались разработкой и регламентированием доступа учащихся к интернет-ресурсам. Предпринимались попытки введения единой системы фильтрации интернета. Мы понимаем, что система образования должна адекватно отвечать на вызовы, которые предъявляет информационная среда. Мы увидели, что единое решение сегодня реализовано быть не может. Поэтому мы подготовили рекомендации по повышению квалификации педагогов и руководителей образовательных организаций. В целом информационная безопасность для наших детей серьёзно повысится.

К 2016 году нам необходимо обеспечить 100 %-ю доступность дошкольного образования для детей в возрасте от трёх до семи лет. Из бюджета РФ региональным бюджетам в прошлом году была предоставлена субсидия в общем размере 50 млрд руб. Фактически впервые в истории современной России в прошлом году сделаны столь значительные финансовые вложения в структуру дошкольного образования. В результате за прошедший год нам удалось ввести более 400 тыс. мест для детей в возрасте от трёх до семи лет. Они вводились не за счёт сокращения мест для детишек более младшего возраста. Сделан задел на 2014 год. Здания детсадов, которые были начаты в прошлом году, будут введены в эксплуатацию в этом. Нам важно качество строительства, хорошие дома, которые будут использоваться не один десяток лет.

С 2014 года нам предстоит уделить пристальное внимание среднему профессиональному образованию, которое явится показателем экономического развития, мотором экономического роста в регионах РФ.

Мы уже не раз говорили, что приоритетом 2014 года будет такое переформатирование единого экзамена, которое обеспечит его большую честность и справедливость. Здесь усилий одного федерального центра недостаточно. Пресечение жульничества должно стать ключевым по каждому пункту проведения экзамена, любых экзаменов. Будут повышены критерии, предъявляемые к руководителям образования на всех уровнях. Речь идёт не столько о практиках административного контроля, сколько о выращивании культуры и понимании, к чему мы идём, на основе вовлечённости педагогов и общественности. В целях совершенствования ЕГЭ обеспечивается система информационной безопасности, модернизируются технологии проведения экзамена, технологии доставки экзаменационных материалов.

Мониторинг вузов выступает эффективным механизмом обеспечения качества образования. Я хочу обратить внимание на то, что мы будем бескомпромиссно бороться с халтурным, некачественным высшим образованием. Когда молодой человек попадает в среду, где к учёбе относятся халтурно и потом выдают ему диплом государственного образца, — это худшее, что мы можем сделать для воспитания гражданина России. Для 14 высших образовательных центров в целях повышения конкурентоспособности наших вузов на мировой арене предусмотрена существенная дополнительная государственная поддержка. Эти 14 вузов призваны войти в элиту мирового высшего образования. Это масштабный проект, и мы уверены в его успехе, в качестве тех традиций, которыми обладает наша высшая школа. Мы не считаем, что результаты международных рейтингов — это самоцель, но нам принципиально важно добиваться привлекательности российского высшего образования в мире, сохранения и повышения его авторитета.

Хочу сказать и о подготовке научно-педагогических кадров, государственной системе научной аттестации. В части совершенствования системы присвоения научных степеней в этом году были внесены существенные изменения в законодательство. Повышена ответственность всех участников отношений в сфере государственной научной аттестации, членов диссертационных советов за качество их работы. Эти новации призваны вернуть авторитет обладателей учёных степеней. Такая ситуация — отражение многолетнего кризиса в нашей науке.

Широкие полномочия по оценке деятельности научных организаций независимо от их ведомственной принадлежности получила Российская академия наук. Организовано общественное обсуждение деятельности научных институтов. Надо сказать, что с 2013 года в России создаётся новая система организации фундаментальных научных исследований, современная и эффективная. По существу, сегодня Россия заявила о своих амбициях в мировых научных организациях.

Закончу вопросом о положении детей-сирот в нашей стране — одним из ключевых вопросов деятельности министерства. Главная наша задача — максимально сократить число детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по социальным причинам. Была создана система материального стимулирования усыновителей детей-сирот, и могу сказать, что она уже заработала: по результатам года количество детей-инвалидов, усыновлённых российскими родителями, увеличилось в два раза. Надеемся на то, что их число будет расти и дальше. Предусмотрено упрощение процедуры и сокращение сроков передачи детей-сирот на воспитание в семьи. Реализуются новые подходы к организации жизни детей в детских домах, максимально приближённые к домашним. Новые подходы позволят нам обеспечить высокий уровень жизни для детей-сирот и скорейшее возвращение их в семьи.

Российской экономике необходимы IT-специалисты

Николай Никифоров, министр связи и массовых коммуникаций РФ:

— Хочу привести некоторую статистику. В 2013 году РФ импортировала программного обеспечения примерно на 5,2 млрд долларов. За это же время наша страна экспортировала вооружения примерно на 13 млрд долларов, причём всем нам очевидно, что уровень добавленной стоимости в программном обеспечении очень высокий. В целом если взять высокопроизводительных специалистов, которые заняты в сфере производства IT-продуктов, то мы их насчитываем в РФ около 350 тыс. человек — сравнительно немного. Это чуть менее полпроцента всего занятого населения страны. Выработка на одного сотрудника очень высокая: они производят не менее 1,2 % ВВП — в два с лишним раза более, чем в среднем по экономике. Считаю, что нам нужно сосредоточиться на выпуске специалистов, которые дают такой прямой эффект для нашей экономики.

Правительством РФ утверждена стратегия развития в отрасти IT. Важнейшее направление — развитие образования и исследований в области информационных технологий. Из совместной работы двух министерств в 2013 году хотел бы отметить увеличение контрольных цифр приёма на бюджетные места по IT-специальностям. В целом это увеличение позволит подготовить более 9 тыс. специалистов уже в 2015 году. Мы ожидаем активного сотрудничества с Минобрнауки по следующим направлениям: первое — это профессиональные стандарты, обновление содержания предметной области «Математика» и «Информатика» в школах, это развитие системы среднего IT-образования в рамках разрабатываемой подпрограммы по развитию отрасли информационных технологий, части программы «Информационное общество». Кроме того, это обеспечение доступности современных услуг в области IT.

Хочу вас проинформировать, что 3 февраля 2014 года президентом РФ В.В. Путиным были подписаны поправки в Закон о связи, которые гарантируют в ближайшее годы появление волоконно-оптической связи практически во всех сёлах, где более 250 жителей. Это фантастическая возможность, чтобы мы переключили все наши крупные школы, в том числе сельские, на высокоскоростной интернет по волоконно-оптическим каналам связи. Кто разбирался с этим, тот знает: есть принципиальная разница между самим фактом наличия интернета в школе и его реальным ежедневным использованием в учебном процессе. Мы с большим оптимизмом смотрим на этот проект.

Сегодня мы начинаем реализовывать пилотный проект по IT-образованию в школах. Программисты, как и спортсмены, относятся к тем профессиям, совершенствоваться в которых надо начинать как можно раньше. Считаю, что в школах должны быть отдельные IT-классы. Наше ведомство предложило создать автономную некоммерческую организацию, которая бы занималась развитием олимпиадного движения в области IT. Мы будем предлагать дальнейшие шаги в этом направлении.

Уже в 2014 году очередь в детские сады для детей от 3 до 7 лет будет ликвидирована

Владимир Груздев, губернатор Тульской области:

— Развитие региональной системы образования Правительство нашей области рассматривает как абсолютный приоритет нашей деятельности. Финансирование сферы образования с 2010-го по 2014-й увеличилось практически в два раза — с 11 млрд рублей до 21 млрд. На сегодняшний день это составляет 10 % от доходной части консолидированного бюджета области. Приняты все региональные документы, которые необходимы для выполнения федеральных законов.

По выплате заработной платы работникам сферы образования: в 2013 году на эти цели в консолидированном бюджете Тульской области было предусмотрено дополнительно 1,5 млрд рублей, что позволило достичь необходимых показателей. Средняя зарплата по экономике в 2013 году составила 23 293 рубля. В 2014 году на повышение зарплаты педагогов предусмотрено дополнительно 1 млрд 755 млн рублей, но есть ещё дополнительная потребность, она составляет по расчётам около 840 млн рублей.

Чтобы ликвидировать очередь в дошкольные учреждения, в области идёт строительство и реконструкция помещений. Организуются группы кратковременного и круглосуточного пребывания детей, дошкольные группы на базе общеобразовательных школ. На решение этой задачи в 2013 году в консолидированном бюджете было выделено 563 млн рублей, из которых помощь федерального бюджета составила 468 млн. 

Благодаря такой помощи федерального центра нам удалось значительно сократить очередь в детские сады и в 2013 году создать 6200 дополнительных мест вместо 3 тыс. запланированных. Всего за последние три года создано более 11 тыс. мест в детских дошкольных учреждениях, и охват детей составил почти 88 %. Благодаря федеральной программе мы смогли консолидировать усилия и ресурсы и реализовать эту программу. Общий консолидированный бюджет федерации и области на эти цели в 2014 году составляет 529 млн рублей. В соответствии с указом президента мы сможем ликвидировать очередь в садики детей от 3 до 7 лет в установленные сроки и даже, думаю, уже в текущем году.

В 2013 году федеральный проект модернизации системы регионального общего образования, без преувеличения, позволил совершить прорыв создания современных условий для получения качественного образования. За это время наша область получила помощь из федерального бюджета на реализацию программы в 1 млрд. рублей. Мы существенно обновили школьную инфраструктуру, капитально отремонтировано более 150 общеобразовательных учреждений, приобретено около 15 тыс. единиц учебно-лабораторного оборудования, 11 тыс. единиц компьютерной техники. И решён очень важный вопрос для регионов — подвоз детей в сельские школы.

Мы смогли обеспечить детей бесплатными учебниками: закуплено более 900 тыс. учебников на общую сумму свыше 300 млн рублей. Мы увеличили долю учреждений, соответствующих современным образовательным требованиям, с 61 до 80 %.

И о детях-сиротах. Три года назад их очередь на получение жилья составляла 176 человек, и в год предоставлялось около десяти квартир. В прошлом году мы предоставили 280 квартир. А очередь на сегодняшний день составляет 1200 человек — это дети и взрослые, это так называемый отложенный спрос. Очередь копилась годами, а сейчас люди увидели, что программа реально реализуется, и они начали обращаться. На сегодня финансирование программы идёт на 90 % из регионального бюджета, около 10 % — из федерального. Мне кажется, здесь нужно предусмотреть возможность каких-то изменений. Отношения с Министерством образования и науки у нас складываются очень хорошо, в духе товарищеской взаимопомощи и творческой совместной работы. Мы и дальше будем работать в этом направлении.