Лидер СПО России №1(11), 2014 год

Елена Мохова

Всероссийский конкурс «Лидер СПО России» – традиционный смотр лучших сил среднего профессионального образования. Конкурс учреждён ведущими государственными и общественными организациями: Министерством образования и науки Российской Федерации, Комитетом по образованию Государственной думы РФ, Союзом директоров средних специальных учебных заведений России, ЦК профсоюзов работников народного образования и науки Российской Федерации, Российским союзом промышленников и предпринимателей.

Организационный комитет Всероссийского конкурса «Лидер СПО — 2013» совместно с Президиумом Союза директоров ссузов России провёл в Красногорском колледже торжественную церемонию награждения победителей. На праздник приехали лучшие специалисты образовательных учреждений Сибири, Республики Башкортостан, Дагестана, Пензы, Ростова, Барнаула, Москвы, Омска и других городов России. Предварил торжественное мероприятие вебинар Президиума Союза директоров ссузов России. В онлайн-конференции приняли участие президент Союза, директор Красногорского колледжа Виктор Михайлович Дёмин, заместитель министра образования Правительства Московской области Юрий Валентинович Картушин, директор Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки РФ Наталия Михайловна Золотарёва, заместитель председателя Комитета по образованию ГД Олег Николаевич Смолин, а также представители региональных советов директоров из 149 регионов страны.

Конференцию открыл президент Союза директоров ссузов России Виктор Михайлович Дёмин. Говоря об итогах работы Союза в 2013/2014 учебном году, он отметил большую работу президиума и президиумов региональных союзов советов директоров, которые осуществляли свою деятельность в условиях смены учредителя: «Сегодня большинство учебных заведений начального и среднего профессионального образования, а это 98,7 %, находятся в ведении регионов России. Переход начального профессионального образования в структуру среднего профессионального образования в соответствии с новым Федеральным законом проходит успешно, и этот процесс будет завершён к началу нового учебного года. Учреждения начального профобразования как тип учебного заведения прекращают свою деятельность, но не прекращается реализация программ начального профобразования. В уходящем новом учебном году оптимизирован перечень подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена. Обобщив отклики, которые поступали из регионов, мы довели их до министра образования и науки Дмитрия Ливанова. Были внесены коррективы, и в настоящее время мы руководствуемся перечнем, который определяет для системы профобразования подготовку рабочих кадров и специалистов среднего звена. Хотелось отметить, что в уходящем году Президиум Союза значительно расширил на федеральном уровне свои контакты с политическими структурами нашего государства. Это позволило нам (не побоюсь этого слова) лоббировать интересы профобразования в различных структурах РФ».

Обращаясь к участникам семинара, Виктор Дёмин сказал: «В этом году мы достаточно интенсивно работали в комиссии при Президенте РФ по поддержке молодёжи. Материалы, которые были инициированы и поддержаны комиссией, направлены вам для руководства и исполнения. Хочу подчеркнуть, что за три года работы комиссии впервые уделено большое внимание поддержке талантливой молодёжи в системе профобразования. Рассматривается вопрос о придании нового современного формата конкурсу «Лидер среднего профессионального образования». Памятуя, как ярко проходит конкурс среди педагогов учреждений начального профобразования (в том числе лидеров общей образовательной школы и в системе высшего образования), наш конкурс, отмечающий в этом году своё десятилетие, нуждается в серьёзных изменениях. И прежде всего, в оценке эффективности, в оценке вклада в учреждение профобразования руководителей учебных заведений. Такая корректировка просто необходима!

Говоря о вхождении Крымской Республики в состав России, хочу поблагодарить коллег Южного федерального округа, сделавших очень много для выстраивания отношений с коллегами Республики Крым. Я полагаю, что этот отряд учебных заведений откликнется и станет участником нашего форума. В уходящем учебном году был создан Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям. Уже состоялось первое заседание, где рассматривались вопросы, связанные с разработкой и внедрением профессиональных стандартов. На уровне Президента рассматривается вопрос, призванный радикально изменить в системе профобразования качество подготовки кадров. Думаю, что мы будем активными участниками вновь созданного совета, который поможет нам получить качественные материалы нового поколения стандарта. Члены президиума и восемь руководителей региональных советов принимали непосредственное участие в подготовке заседания Государственного совета при Президенте РФ, на котором рассматривались вопросы, связанные с дальнейшим совершенствованием взаимодействия бизнеса и системы профобразования. Впервые ёмко обозначен вопрос о необходимости активного участия профобразования в международном движении WorldSkills. Мы также были активными участниками Общественного совета по присуждению премии в области образования. В этом году лауреатом стал Смоленский экономико-промышленный колледж.

Работая в рабочих группах Рособрнадзора, мы сыграли большую роль в вопросах ведения независимой оценки качества. Я хотел бы отметить деятельность наших экспертных советов в составе Комитета по образованию ГД и высказать слова глубокой благодарности Олегу Николаевичу Смолину, который был участником заседаний экспертных советов в Госдуме. В своём выступлении хочется сказать о Всероссийском конкурсе «100 лучших ссузов России»: он проводится уже тринадцать лет, и мы полагаем, что четырнадцатый конкурс состоится в октябре этого года. Думаю, мы сможем достаточно ёмко представить информацию по участию в этом конкурсе учебных заведений РФ.

Теперь о взаимодействии нашего Союза с Всероссийским педагогическим собранием: недавно там состоялось отчётно-выборное собрание, и мы выстраиваем с его руководством деловые отношения по вопросам укрепления единого образовательного пространства. В уходящем году на это была нацелена деятельность Президиума во взаимодействии со СМИ. На сегодня в стране выходят двадцать восемь журналов и газет, которые освещают деятельность учреждений проф-образования. В одном из номеров журнала «Кто есть кто в образовании и науке» большое внимание уделено роли полномочных представителей президента в федеральных округах. В этой связи в Приволжском Федеральном округе готовится большое совещание (четвёртое в нашей стране), и мы принимаем участие в его подготовке».

Говоря о достигнутых успехах в вопросах реализации стратегии развития профессионального образования, Виктор Дёмин предложил сформулировать и проблемные вопросы, которые должны решать в предстоящем 2014/2015 учебном году Министерство образования и науки, а также министерства регионов.

Перечисляя дальнейшие пути развития российского профессионального образования, Виктор Дёмин говорил о повышении качества подготовки кадров за счёт совершенствования и укрепления связей с рынком труда, о развитии государственно-частного партнёрства, об усилении содержания образования на основе требований третьего поколения стандартов, необходимости создания базовых кафедр на предприятиях и т.д.

Об основных задачах развития среднего специального образования рассказала директор Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки РФ Наталия Михайловна Золотарёва. Своё выступление она начала с подведения итогов: «Прошедший учебный год ознаменован тем, что мы вступили в него с новым законом об образовании РФ. По сути у нас стало двухуровневое среднее профобразование, которое имеет программу обучения по подготовке рабочих и служащих и программу для специалистов среднего звена. Нам предстоит осмыслить те потенциалы и возможности, которые даёт двухуровневое среднее профобразование и, прежде всего, формирование интегрированных образовательных программ, которые позволяют учащимся более гибко выстраивать свою образовательную траекторию. Департамент приложил все усилия, чтобы в новый учебный год система среднего профобразования вошла с полным пакетом подзаконных нормативных актов. Однако следует обратить внимание, что следующий шаг будет за регионами, за образовательными организациями. Нужно читать и разрабатывать свои локальные нормативные акты, нужно серьёзное методическое обеспечение коллективов. Без единой методической сети как горизонтальной, так и вертикальной мы в нашей с вами большой стране не справимся! Именно поэтому мы приступаем к формированию учебно-методических объединений, которые будут формироваться по определённым крупным специальностям, и это сложная ювелирная работа.

После передачи учреждений среднего профобразования на уровень регионов у нас, по сути, частично разрушилась сеть учебно-методических комиссий. Сейчас переходный этап завершился. Мы научились работать в новых условиях, и это уникальная возможность выстроить систему подготовки кадров в соответствии с потребностями экономики каждого региона и социальной сферы. Одна из первейших задач — выстраивание своих методических сетей на уровне региона, на уровне образовательного учреждения и межрегионального. В прошлом году у нас появились два межрегиональных совета по профессиональному образованию — Уральский и Сибирский федеральные округа. Я ещё раз обращаю внимание, что нужно воссоздавать бывшие межрегиональные советы по профессиональному образованию, выстраивать горизонтальные связи, обмениваться опытом, нормативными документами и практиками, что позволит нам стать сильнее. Все мы разные, и если не удаётся объединить весь округ, то, значит, нужно объединяться по другим признакам, но обязательно объединяться! Чтобы поддержать реализацию указов президента, Департамент проводил в прошлом году и проводит в этом совещания по Федеральным округам по исполнению указов реализации нормативных правовых актов. Такое прямое общение очень важно, так что мы продолжим эту практику.

Я хотела бы обратить внимание, что одним из проблемных вопросов является исполнение базы Президента в части повышения доли взрослого населения в возрасте от 25 до 65 лет, участвующего в повышении квалификации и переподготовке. То есть эта идея реализации непрерывного образования взрослых, эта общая структура и среда в регионах, когда они по сути становятся обучающимися. Эта тема приоритетна для Департамента. Мы приступили к разработке концепции развития системы непрерывного образования и в следующем учебном году планируем активно её обсуждать. Надеемся, что площадка руководящего состава профессиональных образовательных организаций уже по традиции станет для нас одной из основных».

Говоря о развитии образования, Наталия Золотарёва также отметила: «За этот год проведён ряд существенных мероприятий. Прежде всего, это проект, инициированный агентством стратегических инициатив, который мы реализуем совместно. Это проект по внедрению элементов дуального обучения (немецкая модель), когда между предприятиями и образовательными организациями региона очень тесные связи. Для нас, вышедших из Советского Союза, она не является принципиально новой, но если в СССР была плановая экономика и обязательства предприятий по участию в учебном процессе, то сейчас — новая экономическая ситуация и нужно выстроить эту модель в новых условиях, но столь же эффективно. Десять регионов взяли на себя обязательства, причём без дополнительной финансовой поддержки со стороны Государства. Это принципиальная характеристика проекта, потому что, мы считаем, в элементах дуального обучения прежде всего заинтересован бизнес, а поэтому один из основных тезисов: если бизнес региона, то нужно, чтобы была внедрена эта система, — и мы должны проявить здесь активную позицию.

Конкурс был достаточно большим, по его итогам мы хотели отобрать пять регионов, но в результате получилось десять. Эти регионы стали пилотными во внедрении элементов дуальной модели обучения. Их задача — проанализировать узкие места в условиях нормативного поля, сформировать пакет локальных нормативных актов, типовую схему запуска проекта. Мы также планируем сформировать сборник выдержек из различных законов и подзаконных актов, в целом характеризующих систему практико-ориентированной подготовки обучающихся. В Германии есть специальный закон, посвящённый именно такой системе, но у нас другая традиция, а поэтому будет сборник нормативных правовых актов. Мы планируем через два года представить результаты проекта, по итогам которого будут внесены изменения в ряд нормативных документов. Уже все знают эти регионы: Калужская, Ульяновская, Ярославская, Свердловская, Волгоградская, Московская, Нижегородская области, Республика Татарстан, Красноярский и Пермский край. Причём две области — Калужская и Свердловская уже имеют успешную практику внедрения этой модели, и им присваивают статус наставников.

Хотелось бы отметить, что у нас есть ежемесячные методические семинары, на которых идут обсуждения: что мы делаем, куда дальше идём и что нужно обязательно изменить. На все эти вопросы и поставленные задачи уже есть определённые наработки. Есть проект локальных нормативных актов, который должен быть принят на уровне региона для того, чтобы запустить эту модель (договор между руководством области, объединением предприятий области). То есть это тот кластерный подход, который мы начали внедрять и который некоторые области уже успешно внедряют. Например, Тамбовская область, Республика Татарстан и так далее. Так вот, основной игрок в дуальной модели — региональная отраслевая ассоциация. Затем целый пакет нормативных документов должен быть принят на уровне образовательной организации. Сейчас о желании участвовать в проекте поступают просьбы от регионов. Команда первопроходцев начала двигаться, так что за ними первое слово в исследовании этой модели и рекомендации».

Говоря о федеральных стандартах, Н. Золотарёва отметила: «Мы выявили, что целый ряд рабочих профессий в нашей системе не реализуется. Нужно очень серьёзно пересматривать перечень профессий подготовки рабочих и принять решение, какие профессии перевести в профессиональное обучение. Возможно, что некоторые профессии уже перестали существовать, так что нужен серьёзный анализ».

«Если говорить о применении стратегии развития подготовки рабочих кадров и формировании прикладных квалификаций в нашей деятельности, — продолжила Наталия Золотарёва, — то в прошлом году 43 региона стали победителями конкурсного отбора на получение государственной субсидии для развития региональных систем проф-образования. Эти регионы представили на конкурс свои обновлённые программы. Сейчас вышел на финальный этап международный проект — подготовка рабочих кадров на социально-экономическом развитии регионов. Уже проведён конкурсный отбор участников: Ленинградская, Калужская, Тамбовская области, Республика Татарстан, Ставропольский край, Ростовская область, Пермский край, Челябинская область, Красноярский край и Республика Саха (Якутия). В рамках пятилетнего проекта, когда основные модели через пару лет сформируются, будет запущен этап внедрения распространения результатов и ещё 30 регионов смогут принять в нём участие, получив финансирование на внедрение основных идей. Мы уже начинаем понимать полезность движения! Если первое понимание связано с красочностью зрелища, с возможностью использовать единую площадку для профессиональной ориентации, то сейчас видим, что это очень серьёзный механизм обновления содержания нашего образования.

Мы используем задания, представленные на заданиях соревнований WorldSkills, для промежуточной или итоговой оценки студента, что, в свою очередь, ведёт к обновлению содержания образовательного процесса. Эту практику нужно использовать! Мастера производственного обучения и преподавательских дисциплин становятся экспертами движения WorldSkills, и, приезжая на соревнования, участвуют в обсуждении задания, участвуют как эксперты в ходе судейства, получая уникальный опыт, чтобы нести его в свои регионы. Мы предпринимаем в этом году очень серьёзные изменения: создаём новую организацию WorldSkills-Россия, которая будет заниматься этим движением. Уже запущены программы повышения квалификации экспертов, тренеров, сотрудников региональных координационных центров и специализированных центров».

В режиме видеоконференции состоялась встреча с техническим делегатом WorldSkills International от России Павлом Павловичем Черных, который рассказал участникам вебинара об итогах международного конкурса рабочих профессий, а также поблагодарил всех за отличную работу в Казани.

«Это было общее дело! Все мы, так или иначе, участвовали в подготовке и осуществлении этого процесса. Хочу уточнить, что по заявке 2019 года нашими главными конкурентами будут Китай и Франция. Две страны, которые будут либо помогать, либо мешать совершенствовать систему профессионального образования. Вкратце напоминаю, что с 16 по 20 мая в Казани состоялся второй национальный чемпионат по рабочим профессиям, по правилам и стандартам WorldSkills International. В нём участвовал 451 человек из 39 регионов и трёх стран. На площадке работали 511 экспертов из 27 стран: Австралии, Канады, Швейцарии, Финляндии, Армении, Южной Осетии и т.д. На сегодняшний день, по стандартным правилам WorldSkills, соревнования прошли в 56 регионах. Если говорить суммарно, то соревнования в Казани посетили 53 тыс. человек, через интернет посмотрели 18 тыс. человек. С трансляцией с соревнований по телевидению и в других СМИ ознакомились более 10 млн человек. За два года соревнований WorldSkills суммарно приняло участие порядка 15 тыс. человек, так или иначе посетили соревнования либо в них участвовали более 300 тыс. человек, то есть мы можем говорить о серьёзном развитии движения в нашей стране.

В Казани получился очень серьёзный образовательный Форум, где было 20 конгрессных мероприятий и более 60 практических семинаров. Там было озвучено официальное намерение о подаче заявки в 2019 году. Этот вопрос обсуждался в присутствии президента WorldSkills International Саймона Бартли. Открывала соревнование Ольга Юрьевна Голодец, заместитель председателя Правительства РФ, и это очень серьёзное представление органов власти на наших соревнованиях. Помимо этого, мы впервые шагнули за пределы России, проведя в Казани круглый стол, посвящённый вопросам развития участия WorldSkills на постсоветском пространстве и странах СНГ. У нас присутствовали представители Армении, Белоруссии, Украины, где обсуждался вопрос о совместном использовании и преимуществах части движения WorldSkills на постсоветском пространстве. Основной лейтмотив совещаний: русский язык — важнейший инструмент развития профессионального образования и профессиональных стандартов. Если русский язык будет использоваться во всех странах, а он активно используется для профобразования в Казахстане, Белоруссии и Армении, то мы не только сохраним свои позиции, но и будем более интенсивно развиваться. В этих вопросах нас активно поддерживают и в прибалтийских республиках. Им тоже интересно получать информацию о стандарте образования и иметь возможность получать определённые квалификации по мировым стандартам на русском языке», — сказал Павел Черных.

В поддержку профобразования России выступил министр образования Республики Башкортостан Альфис Суфиянович Гаязов. Поблагодарив присутствующих за приглашение принять участие в расширенном заседании президиума, он рассказал о развитии образования в Башкортостане: «Система профобразования является одной из крупнейших в стране. На территории республики функционируют 150 профессиональных образовательных организаций и обучается 85,5 тыс. человек. Мы работаем по образовательным программам по 65 профессиям из 139 специальностей. Конечно, как и все, мы переживаем определённые трудности и учимся жить в новых условиях. Приятно, что ещё в 2011 году мы приняли комплексную программу модернизации системы профобразования и смогли уловить основные тренды её развития, по которым сегодня работаем».

Большое внимание на вебинаре было уделено законодательным инициативам развития Комитета образования Государственной думы. В своём выступлении депутат Госдумы, первый заместитель председателя Комитета по образованию Олег Николаевич Смолин коснулся таких тем, как отсрочка службы в Вооружённых силах студентов колледжей и техникумов, снижение порога ЕГЭ для школьников, решение социально-экономических вопросов о повышении зарплаты работников образования до среднего уровня по всем регионам. Он, в частности, сказал, что «Госдума приняла в первом чтении поправки к закону о воинской обязанности и военной службе. Смысл поправок: дать возможность ребятам, которые учатся в учреждениях среднего профобразования, в том числе и тем, кто получает образование после полной средней школы, завершить обучение». «Когда в 2006 году определялась предыдущая версия, мы против неё возражали, — сказал Смолин, — доказывали, что это удар по ребятам и семьям с низким доходом, удар по промышленности, удар по тем, кто, в отличие от студентов, политически ведёт себя наиболее спокойно. То есть за это их фактически наказали, так что справедливость во многом будет восстановлена. В каком виде окончательно выйдет закон, сказать не берусь, но в первом чтении его смысл я пересказал. Правда, это не означает, как когда-то было в законодательстве, что ребята прямо из СПО смогут поступить в учреждение высшего профессионального образования! Это законом не предусмотрено, но возможность завершения СПО в законе есть. Второе: по итогам ЕГЭ по русскому языку порядка 40 тыс. ребят не получили необходимого балла и не смогли получить аттестата, так что будет принято решение о понижении проходного балла по русскому языку. Это предварительно обсуждалось и делается для того, чтобы таких ребят стало меньше. Здесь, наверняка, есть вопросы, но я готов поддержать такое решение в интересах детей. В дальнейшем большинство из них, как вы понимаете, пойдут в учреждения СПО, и многие — на программы подготовки рабочих кадров. В перспективе надо поддержать предложение министра образования признавать ЕГЭ не с 2016-го, а с 2015 года, и это тоже в интересах ребят. Вообще, мы предлагали другую версию, где не требовалось задним числом понижать проходной балл, но позволяло выдавать аттестаты с неудовлетворительными оценками при условии, что такие услуги не пойдут на высшее профессиональное образование (по крайней мере, по специальности, где не получен положительный балл), а пойдут в начальное или среднее.

Теперь о проблемах, связанных с переформированием учебных учреждений СПО. Насколько мне известно, Министерство образования против этого возражало, но Минфин настоял, и ситуация сложилась, как сложилась. Вице-премьер Дмитрий Рогозин говорит, что нам необходимы образцовые учреждения, которые бы готовили для оборонной промышленности рабочие кадры и кадры среднего звена. Не знаю, как это будет делаться в условиях, когда все учреждения оказались внутри регионов, но не исключаю, что будет принята аналогичная нацпроекту программа дополнительного (напрямую) финансирования учреждений федерального бюджета. Вторая тема связана с разделением программ бывшего начального профессионального образования: это программы СПО и программы профессионального обучения. Я просил бы всерьёз обсудить эту тему с образовательным сообществом, потому что есть реальная опасность понижения качества профобразования, за вычетом перевода части таких программ профобучения. И третья тема связана с соцгарантией. Если верить оценкам экс-министра образования Евгения Викторовича Ткаченко, то при переводе бывших ПТУ в учреждения СПО и, соответственно, бывших учащихся ПТУ и студентов техникумов и колледжей, была потеряна существенная часть социальных гарантий. Как представляется, проблема заключается в восстановлении этих соцгарантий для ребят и семей с преимущественно низким доходом. И ещё одна тема: указом президента заработная плата в системе СПО выходит на средний уровень по региону в 2018 году, тогда как у учителей — на 6 лет раньше. Вообще, заработная плата в СПО всегда была чуть выше, чем в школах, так что это может привести к существенному отбору преподавательских кадров. Нами внесён законопроект, который предполагает ускорение организации этого положения указа президента. Мы будем использовать все возможности в Госдуме, чтобы поддерживать систему подготовки рабочих кадров, специалистов среднего звена. Если образование будет называться средним профессиональным, то будет высокого качества».

Поблагодарив выступающих за чёткую постановку задач, которые лягут в основу работы в предстоящем учебном году и будут использованы при подготовке материалов, Виктор Дёмин предложил провести награждение победителей. Стоит отметить, что на протяжении десяти лет в этом конкурсе участвуют работники образования со всей России. По итогам конкурса победителем в номинации «Директор — лидер среднего профессионального образования России» стал заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, почётный строитель, директор ГБОУ СПО «Южно-Уральский государственный технический колледж» Игорь Иосифович Тубер. Лауреатами конкурса стали: губернатор Московской области А.Ю. Воробьев — за государственную поддержку системы СПО региона среди государственных, общественных деятелей и социальных партнёров среднего профессионального образования России; директор Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России Н.М. Золотарева — за государственную поддержку СПО России и другие. По общему мнению жюри, директор Пермского педагогического колледжа № 1 Станислав Владимирович Красных, возглавляющий Совет директоров учреждений профессионального образования Пермского края, стал лауреатом в одной из основных номинаций «Директор — лидер в системе профессионально-педагогического воспитания». А генеральный директор ОАО «Метафракс» Владимир Александрович Даут стал лауреатом среди государственных общественных деятелей и социальных партнёров СПО России за развитие эффективной системы базового предприятия и создание условий для качественной подготовки специалистов СПО.

Конкурс, несомненно, подтвердил свою нужность в поддержке среднего профессионального образования России. Его основная задача — поощрять талантливых директоров СПО, распространять передовой опыт и поддерживать инновационное развитие образовательных программ. Прошедшая 10 июня в стенах Красногорского колледжа торжественная церемония вручения наград стала очередным шагом к возрождению рабочей смены. Насколько важна для государства эта тема, говорит ещё одна награда — поздравление президента Российской Федерации В.В. Путина, направленное в адрес коллектива Красногорского колледжа и его директора В.М. Дёмина накануне празднования Дня России.