Дмитрий Ливанов: «Школа должна готовить гармоничную личность» №1(11), 2014 год

Ольга Колесниченко

Министр образования и науки РФ выступил с речью перед лучшими школьными учителями страны в Московском государственном областном университете в рамках Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2014». Дмитрий Ливанов обозначил главные задачи, которые необходимо решать вместе со всем педагогическим сообществом. 

Простой учитель – центральная фигура в школе

Министр начал с того, что подчеркнул важность таких встреч с учителями – лучшими представителями профессии, приехавшими из всех регионов России. Не столь важно, кто конкретно победит в конкурсе, важно то, что элита учительства собирается ежегодно для диалога с Правительством. От Хабаровска до Грозного, от Новосибирска до Перми – когда педагоги представлялись министру, рассказывая из каких регионов они приехали, захватывало дух! Страна-континент, невероятно огромные географические расстояния! Собравшиеся педагоги живут и трудятся далеко друг от друга, но они едины, они – одна страна, и они отвечают за подготовку и воспитание нового поколения граждан этой большой страны.

– Любые наши действия, любые наши инициативы, любые предложения и проекты должны рассматриваться и оцениваться прежде всего с точки зрения личностного развития каждого школьника, – сказал Дмитрий Ливанов, обращаясь к аудитории. – Но уровень образования в целом по стране не может быть выше, чем уровень квалификации и социального самочувствия учителей. Учитель – это центральная фигура в школе. 

По мнению министра, для того, чтобы учитель соответствовал запросам общества, нужно уйти от ситуации, когда педагогические вузы или педагогические направления в университетах рассматриваются абитуриентами как непрестижные, и вызывают интерес только у слабо подготовленных абитуриентов. Педагогическое направление, наоборот, должно быть интересным для более подготовленных выпускников школ. Если такую работу по повышению престижа профессии учителя школы проводить активно, то через 5–10 лет можно будет говорить о качественном изменении учительского состава в лучшую сторону. Школьник принимает решение о том, какую профессию выбрать, смотря на своего школьного учителя. «Мы говорим не только о заработной плате, а в целом о кадровой системе, которая бы стимулировала молодых людей приходить в учительскую профессию, которая обеспечивала бы постоянное совершенствование учителей. Каждый должен видеть свои перспективы – и ожидания, связанные с работой учителя, должны быть оправданы. Те вершины, которые человек хочет достичь, должны быть доступными для простого учителя», – отметил министр.

Повышение за последние годы зарплаты учителей уже привело к росту интереса к профессии, в школах появилось много молодых педагогов. Задача федерального центра состоит в том, чтобы во всех регионах без исключения условия для работы учителей были комфортными, чтобы была возможность для карьерного роста. Дмитрий Ливанов особо подчеркнул, что ни в коем случае повышение зарплаты не должно происходить за счёт снижения качества образовательного процесса: не должна увеличиваться нагрузка на учителя, нельзя урезать инвестиции в развитие, снижать закупки нового оборудования, недопустимо экономить на интернете.

Министр сказал, что заработная плата учителей будет повышаться и в дальнейшем. Министерство обобщает опыт регионов, собирает лучшие региональные практики по системе оплаты труда, чтобы сделать её ещё более прозрачной и справедливой. «Мы будем содействовать распространению наиболее успешных практик на школы, муниципалитеты и регионы. Система оплаты труда должна мотивировать учителей к самосовершенствованию, личностному и профессиональному развитию», – добавил Дмитрий Викторович. 

Заработная плата – это лишь одна сторона того, что называют эффективным контрактом между обществом и учителем, сказал министр. Другая сторона этого «контракта» – требования, которые предъявляют к учителю родители, ученики и всё общество в целом. Профессиональный стандарт педагога скоро станет повсеместно применяться на практике. Пока ещё есть время подготовиться к его внедрению. «Мы понимаем, что нельзя требовать от педагога того, чему его не учили. Это несправедливо. Профессиональный стандарт станет основой системы повышения квалификации и переподготовки учителей, а также войдет в систему аттестации», – отметил министр. Параллельно будут пересмотрены образовательные программы в педагогических вузах. Процесс внедрения стандарта должен проходить на фоне полного понимания того, что педагоги и государство к этому готовы. «Всё, что нужно сделать для того, чтобы повысить уровень профессиональной квалификации наших педагогов, мы сделаем», – заверил Дмитрий Ливанов.

Учиться и учить должно быть интересно

Как сделать школу интереснее и лучше? Вопрос, которым задались участники дискуссии с министром. Прежде всего должна быть современной образовательная инфраструктура. «За последние годы сделаны очень серьёзные инвестиции в оснащение школ – это современное учебное и бытовое оборудование, новые учебники. Всё то, что необходимо для создания современных условий обучения, должно быть в каждой школе. Но мы пока ещё не добились такого состояния, когда можно сказать, что каждому школьнику в любой школе, где бы она ни располагалась – в селе или городе, в любом из наших регионов, – обеспечены современные условия обучения. Это далеко не так», – признался министр. Дмитрий Ливанов подчеркнул: «Нам нужно ещё профессионально договориться о том, что такое «современные условия обучения». Нужно, чтобы это было не на словах, а оформлено в виде определённых требований. Интернет, библиотека, медицинский кабинет, спортзал, условия для внеурочной активности детей, качественный педагогический состав, условия для инклюзивного обучения – этот список можно продолжать. Требования должны стать результатом договорённостей, консенсуса всего педагогического сообщества».

Также активно будут обсуждаться примерные программы школьного образования, включая консультации в научной экспертной среде. Существующие стандарты дают определённую свободу действий школам: можно вносить изменения в зависимости от запроса на местах. Министр убеждён, что никаких фиксированных сеток по расписанию предметов не должно вводиться от министерства. И если в школе принимают решение по увеличению часов преподавания какого-то предмета, то это должно быть не за счёт других. В принципе, каждый учитель ратует за то, чтобы его предмет получил больше учебных часов. Особенно об этом беспокоятся учителя биологии и второго (не английского) иностранного языка. 

Образование – это сложная творческая сфера, где любое нормирование может нанести существенный урон процессу обучения и воспитания. Например, при переходе на нормативное подушевое финансирование в целом ряде регионов в неблагоприятную ситуацию попали школы, которые обеспечивали высокий уровень обучения, где были специальные углублённые программы. Особенности этих школ не были учтены. «Мы будем продолжать вести мониторинг и делать так, чтобы при переходе на нормативное финансирование учитывались особенности работы школ, которые традиционно показывают высокий образовательный результат, работают с одарёнными детьми. Такие школы, естественно, требуют больших расходов на одного ученика. Сохранять такие школы важно, так как они образуют некие островки качества обучения. Крайне важно при решении проблемы выравнивания финансирования такие школы не потерять. Они всегда были предметом гордости, источником эрудитов, участвующих в международных олимпиадах для школьников», – отметил министр.

«Главный экзамен это жизнь, готовим к жизни, а не к оценкам»

 

Дмитрий Ливанов считает, что задача школы заключается отнюдь не в подготовке ученика к сдаче конкретного экзамена и к поступлению в конкретный вуз. «Задача школы – дать ребёнку полноценное, качественное, широкое образование. Подготовить ученика к следующему уровню образования и, что является самым важным, сформировать гармоничную и образованную личность. В решении этой задачи участвуют и начальная, и основная школы», – подчеркнул министр свою позицию. Жизнь требует от человека прежде всего умения управлять своими знаниями. А сильному государству нужны граждане не только образованные, но и имеющие высокие нравственные качества, знающие культуру и уважающие историю своей страны. Только лишь гонкой за оценками такую задачу не решить. Выпускные экзамены должны стать всего лишь инструментом для проверки подготовки учеников за все годы в школе. К такому уровню должны подтягиваться и экзамены после 9-го класса. Там, где системно школы готовят учеников качественно, подготовка к экзаменам не требует особых усилий и тренингов. Учителя должны интенсивно работать с детьми все 11 лет обучения, а не только перед экзаменами.

Отношение к ЕГЭ в течение времени изменилось. Это и исключение задания с выбором ответа, и акцент на умение формулировать свои мысли и аргументировать своё мнение. Пункт «А» с заданиями с несколькими вариантами ответов, будет исключен из ЕГЭ по русскому языку в 2015 году. Ранее были исключены тесты с выбором из ЕГЭ по математике и литературе. В этом учебном году также вводится сочинение, которое будет межпредметным экзаменом (литература, грамотность, общая эрудиция). 

Министр поднял тему «образовательного неравенства». Это относится к «слабым» школам. Дети, которые попадают в эти школы, заранее обречены на плохую подготовку, они в проигрышном положении в сравнении с другими детьми из «сильных» школ, которые добиваются высоких результатов. «Это недопустимо, и это лишает систему образования самой главной социальной функции – социального лифта, когда каждому ребёнку предоставляются равные возможности. Государству нужно от школ, чтобы они давали ученикам максимальные возможности для раскрытия способностей и талантов, для самореализации и, в конечном счёте, для успешного обучения», – отметил министр.

Дмитрий Ливанов обратился к учительскому сообществу с призывом не стремиться критиковать за низкие оценки на экзаменах «слабые» школы, а разрабатывать программы по их поддержке на региональном уровне. Конечно, и на федеральном уровне такие программы нужны. Необходимо разбираться в каждом случае, почему в школе плохая успеваемость, какие объективные или субъективные причины влияют на это. Почему две школы, которые получают примерно одинаковое финансирование, работают примерно в одной и той же социальной среде и укомплектованы одинаковым кадровым составом учителей, всё же имеют разные результаты? Нужно тиражировать лучшие практики. И одновременно поощрять лучшие школы, региональных лидеров в сфере школьного образования.

Школа – 2020: мы поднимаем планку до 16,5 млн школьников

Дмитрий Ливанов обрисовал демографическую ситуацию, которая оказывает, естественно, сильнейшее влияние на всю систему школьного образования. Сейчас сохраняется спад численности выпускников 11-х классов (за последние пять лет выпуск сократился вдвое), но при этом впервые число детей, пошедших в 1-й класс, в два раза превысило число тех, кто окончил школу. Также растёт число школьников, которые переходят после экзаменов из 9-го класса в 10-й класс. Учитывая эту тенденцию, государство ежегодно увеличивает количество бюджетных мест в вузах. 

Школьный фонд ожидают настоящие потрясения в ближайшие десять лет. Сегодня в России обучаются около 14 млн школьников, и из них уже около 3,5 млн учатся во вторую смену. Как подчеркнул министр, со вторыми сменами надо бороться. Это снижает качество образования и в целом подрывает комфортную систему обучения ребёнка в школе. А к 2020 году прибавятся еще 2,5 млн школьников, общая численность школьников в стране составит около 16,5 млн. Это создаст реальную проблему школьных мест по всей стране. «Нельзя допустить, чтобы увеличивалось число школ, которые будут работать в две смены. В школе, которая работает в режиме двух смен, невозможно организовать полноценный учебный процесс, включающий внеурочное время, группы продлённого дня и т.п. В перечень требований, касающихся современных условий обучения, мы обязательно включаем работу школы в одну смену. Это означает, что государству в относительно короткий отрезок времени (несколько ближайших лет) нужно построить большое количество новых школ, новых зданий. Также нужно вернуть те здания, которые в 90-е годы были выведены из школьного фонда, осуществить реконструкцию там, где это нужно, расширить школьное пространство для наших детей», – подчеркнул министр образования и науки России. Министр отметил, что процесс объединения школ в малонаселённых районах должен идти разумно, с точки зрения повышения эффективности, а не ухудшения условий для граждан.

Очень важно, по мнению министра, работать на опережение. Это касается и повышения качества преподавания русского языка. Также особое внимание – английскому языку, который стал международным и важен для общения в любой профессии. При этом Дмитрий Ливанов отметил, что понятие международного коммуникационного языка весьма динамично, как показывает история. Сначала это была латынь, затем французский, потом немецкий, теперь английский. Возможно, в будущем место коммуникационного языка займет другой, не английский. В любом случае, чем больше школьник освоил языков, тем успешнее его будущий профессиональный путь. «Нужно создавать условия для обучения двум иностранным языкам в школах, по выбору. В России сегодня половина школ преподают второй иностранный язык дополнительно (немецкий, французский, испанский, итальянский, китайский). И предстоит серьёзно подумать над вопросом преподавания иностранного языка в школе, не только английского, но и других языков. Но первым иностранным языком должен быть английский, для этого есть объективные основания. С 2020 года школьники будут сдавать экзамен по английскому языку. Нужно до этого года пересмотреть программу, чтобы обеспечить каждому школьнику возможность успешной сдачи экзамена по английскому языку», – подчеркнул министр.

Следующий вопрос – концепция математического образования, когда каждому ребёнку преподаётся такой уровень знаний по математике, который ему необходим. Это индивидуализация математической подготовки. Дмитрий Ливанов считает, что необходимо вовлекать школьников в математическую деятельность не на теоретическом уровне, а на практическом, значимом для жизни и будущей профессии. Меняется преподавание истории, будут меняться программы по всем другим гуманитарным предметам. Цель этих изменений – повысить качество образовательных программ и сделать их полноценными и интересными для детей. Обязательно нужно изучение в школе новых технологий, тем более что с каждым годом их становится всё больше даже в обычной жизни человека. «Надо со школьной скамьи учить детей не просто жить в высокотехнологичном мире, а пользоваться этими технологиями, применять их правильно, с учётом выбора будущей профессии», – сказал министр.

Что будет представлять собой школа будущего? На этот заключительный вопрос от участвовавших в дискуссии с министром учителей Дмитрий Ливанов ответил так: «Школа будущего – это доступность качественного образования для каждого школьника».

Факты

Школа – 2020

  • Подготовка гармоничной, эрудированной личности.
  • Учитель, подготовленный по профессиональному стандарту.
  • Инфраструктура, отвечающая современным требованиям.
  • Обучение в одну смену (первая половина дня).
  • Высокая интенсивность подготовки на протяжении всех лет обучения.
  • Гибкая сетка школьной программы в зависимости от предпочтений в выборе предметов.
  • Качественная подготовка по английскому языку (обязательный экзамен).
  • Возможность изучать второй иностранный язык по выбору.
  • Высокий уровень преподавания по теме современных технологий, используемых в жизни и на рабочих местах.