Департамент образования города Москвы провёл первое заседание Клуба будущих директоров №1(11), 2014 год

Алёна Лапшина

«Успехов в жизни добиваются те, кто всегда ищет где, чему и у кого можно научиться», – такими словами Исаак Иосифович Калина, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования города Москвы, ознаменовал начало первого заседания Клуба будущих директоров, прошедшее в ГБОУ «Гимназия №1529 имени А.С. Грибоедова» 18 февраля 2015 года. 

В первом заседании Клуба будущих директоров приняли участие  организаторы клуба: министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования города Москвы Исаак Калина, председатель Московской городской организации Общероссийского профсоюза образования Марина Иванова и директор Центра развития лидерства в образовании Института образования ВШЭ города Москвы Анатолий Каспржак, а также начальник Юго-Западного окружного управления образования Михаил Случ, начальник Центрального окружного управления образования Виктор Фертман и главный редактор издания «Учительская газета» Пётр Положевец. Первыми участниками Клуба будущих директоров стали более 70 учителей, психологов, заместителей директоров школ и методистов.

В начале заседания Исаак Иосифович предоставил слово директору ГБОУ «Гимназии №1529 имени А.С. Грибоедова» Марине Соловьёвой. В ходе выступления Марина Анатольевна поделилась с участниками клуба многолетним опытом работы, рассказала о достигнутых вершинах и о том, сколько ещё предстоит сделать. «Чтобы стать директором надо уметь творить и учиться», – считает Марина Соловьёва. Также она рассказала, что для успешного образовательного процесса в коллективе должны сочетаться три возраста: представители старшего поколения учительства, представители среднего поколения учительства, и, конечно, молодёжь. В ходе доклада директор гимназии призналась, что в связи со слиянием школ и созданием целого образовательного комплекса на территории Хамовников стиль управления неизбежно изменился. Но он не стал хуже, он стал другим. «В образовательный комплекс вошли школа №67, школа-интернат №37, школа №59 им. Н.В. Гоголя, гимназия №1529 им. А.С. Грибоедова и детский сад №936», – напомнила Марина Анатольевна. Руководителем было отмечено, что территориальное расположение гимназии обязывает поддерживать наивысший уровень обучения и культуры учеников. «Школа, в которой обучают искусству жизни» – главный девиз гимназии №1529, и он действительно объединил в себе всё.

«Школы, которые находятся в центре, – успешны. А как бы вы выстроили составляющие факторы успеха школы, и на какое место вы бы отнесли тогда местоположение?», – поинтересовался у Марины Соловьёвой начальник Юго-Западного окружного управления образования Михаил Случ. В ответе на возникший вопрос было сказано, что главное в образовательном учреждении – это социум: родители, дети и сам коллектив педагогов, психологов и руководителей. А местоположение – это вопрос второстепенный. 

Также в ходе своей речи Марина Соловьёва отметила, что в XXI веке директор должен быть современным и, говоря дословно, – «развёрнувшимся лицом к детям». «Один из главных принципов  – принцип сопричастия», – подытожила директор ГБОУ «Гимназия №1529» и передала слово председателю Московской городской организации Общероссийского профсоюза образования Марине Ивановой. 

«У нас нет проектов для будущих директоров, мы впервые подошли к тому, чтобы выделить желающих стать в будущем руководителями образовательных учреждений. Много работая с молодыми педагогами, понимаем, что их надо оценивать с той точки зрения, что именно они будут впоследствии составлять новую формацию руководителей. Профсоюз  занимается многими направлениями: юридическим консультированием, обучением, профессиональным ростом молодых педагогов. Мы стараемся, чтобы молодые педагоги общались не только внутри школы, но и в городских масштабах. К таким формам относим проведение досуговых мероприятий», – сообщила в начале своего выступления Марина Алексеевна.

 Был поставлен акцент и на стилях общения. «Стили взаимодействия разные. И тот тип, который вы выберите, и будет формировать вашу команду и изображать лицо учреждения. Мы говорим о профсоюзной организации потому, что это очень хороший способ получения опыта, формирования определенных ценностей и взаимодействия с коллегами», – констатировала председатель Московской городской организации Общероссийского профсоюза образования.

Далее в ходе заседания Марина Алексеевна познакомила аудиторию с результатами проведённого профсоюзом опроса молодых педагогов, который показал, что коллективам необходим профессиональный, юридически подкованный и помогающий при необходимости профсоюз. При этом, по мнению молодых работников образования, директора были бы рады покорному и зависимому профсоюзу. 

«Хотелось бы, чтобы вы помнили, что те люди, которые работают с вами в связке руководитель – коллектив, достойны уважения и взаимопонимания. Я хочу вам пожелать, чтобы слово «я» вы применяли, когда будете принимать на себя ответственность,  а слово «мы», когда будете добиваться определённых успехов», – напутствовала председатель профсоюза образования.

Озадачил потенциальных руководителей  директор Центра развития лидерства в образовании города Москвы Анатолий Каспржак, предупредив, что им предстоит ответить на вопросы: как работать с детьми, если произошёл кризис традиционной европейской модели семьи, что делать школе, которая потеряла монополию на информацию и как работать в школе, в которой нет единой культурной основы.

Также в ходе своей речи Анатолий Каспржак предположил, что сейчас на плечи молодых руководителей возлагается ответственность за создание школы нового технического уклада: «Если вы выстроите школу для того будущего, о котором мы не предполагаем, то честь вам и хвала. Отношения между прошлым и будущим – это и есть суть построения школы».

Модернизацию современного образования не обошёл вниманием и главный редактор федеральной «Учительской газеты» Пётр Григорьевич Положевец: «Для меня самое главное отличие московского образования в том, что оно прорывное. Без рисков невозможно движение вперёд. Многие вещи, которые сегодня в РФ принимаются как должные, опробовались и опробуются на площадке московского образования – вот это очень важно».

После всех заданных в процессе заседания вопросов и полученных на них ответов Исаак Иосифович Калина подвёл итоги: «Было сказано так много очень важных вещей, которые заслуживают размышления. Вот часто обсуждается, директор школы – кто он: больше педагог или менеджер, и я тоже давно думаю об этом. А что такое менеджер? Какова суть работы? В первую очередь – это организация целенаправленной деятельности других людей. Но и учитель занят организацией целенаправленной деятельности других людей. Я убеждён, что сегодня нужны не разные школы, а как раз каждая школа должна стать школой для разных детей».

В дальнейшем для участников клуба планируется организация лекций, семинаров и мастер-классов. А последним аккордом встречи стал небезызвестный афоризм Тома Хопкинса, озвученный министром:  «Ваш самый главный актив – это вы сами. Вложите своё время, свои усилия и деньги в обучение, подготовку и поддержку вашего самого главного актива» и ещё один яркий призыв: «Всегда выбирайте самый трудный путь – на нём вы не встретите конкурентов». А это слова Шарля де Голля.