В Москве состоялся VI Международный форум вузов «Эффективный вуз: внешние и внутренние связи» №2(10), 2013 год

Наталья Святова

Форум длился два дня и собрал около ста участников: руководителей высших учебных заведений России и зарубежья, представителей Минобрнауки РФ, комитета Государственной думы по образованию и других специалистов отрасли. Организатор мероприятия – Российский Фонд образовательных программ (РФОП) «Экономика и Управление». Корреспондент «Кто есть кто в образовании и науке» побывал на мероприятии и узнал у Елены Моргорской, руководителя Департамента образовательных проектов РФОП «Экономика и Управление», чем запомнится форум 2014 года. 

– Елена Викторовна, ваш фонд – единственный организатор форума. Чем, на ваш взгляд, примечательно мероприятие в этот раз?

– Да, РФОП «Экономика и Управление» – единственный организатор. Это некоммерческая структура, реализующая международные, общероссийские, межрегиональные проекты, которые направлены на продуктивный обмен информацией и сотрудничество между субъектами, включенными в процесс развития экономики РФ. Таким образом, мы курируем работу с вузами и российским бизнесом, являемся оператором зарубежных международных проектов и даём возможность нашим участникам после таких деловых встреч налаживать контакты. Мы стараемся по максимуму представить партнёров, задающих правила игры на российском и зарубежном рынках образовательных услуг, которые показывают лучшие практики со стороны самих вузов. Что касается форума, то он запущен 6 лет назад и уже третий год является международным проектом. 

–  Как много участников удаётся собрать на таких мероприятиях? 

–  Иногда количество участников доходит до трёх тысяч. В частности, здесь в среднем около ста человек. Участники по-разному распределяются по секциям, часть из которых тематические, другие входят в общее пленарное заседание. К нам приезжают ректоры и проректоры вузов, представители посольств, министерств. Это очень занятые люди, и зачастую, помимо форума, у них запланированы другие встречи с партнёрами в федеральных агентствах, поэтому у нас организован свободный режим участия. 

– Сегодня уже второй день форума, насколько этот день отличается от первого? И какой из докладов заслуживает особого внимания?

– Сегодня у нас единственная секция и мы постарались создать информационно-насыщенное пространство для тех, кто ответственен за продвижение российских вузов на международном рынке. Вчера состоялось пленарное заседание. Первый день был, в первую очередь, посвящён внутренней образовательной политике. Его участниками стали представители Минобрнауки,  Национального фонда подготовки кадров (НФПК) и другие. Также мы постарались показать лучшие практики наиболее успешных российских институтов. 

Нас всех впечатлил доклад «Эффективный вуз: выбор траектории развития и практика её реализации». С ним выступила Наталья Верстина, заместитель исполнительного директора Национального фонда подготовки кадров (НФПК). Фонд играет большую роль во многих аспектах реализации политики высшего образования, являясь оператором президентской программы повышения квалификации инженерных кадров, в которой мы активно участвуем, и оператором по многим мониторинговым программам. И доклад, и ответы на вопросы были содержательными. Собравшиеся слушатели узнали важные нюансы программ, которые в заочном режиме не решаются. 

Впечатление на участников также произвёл доклад «Создание и развитие корпоративного духа в высшей школе РФ: проблемы и перспективы», представленный Тимоти О’Коннором, проректором по образованию МИСиС. Он показал пространство управления российским вузом с точки зрения другой управленческой культуры. Я думаю, многих участников озвученная информация заставила ещё раз поразмышлять о необходимости перестройки концепции управления современным вузом и о делегировании функций на разных уровнях – от крупных до небольших подразделений. Это необходимо, чтобы каждый сотрудник понимал, что должен сделать именно в своём отделе, и какие задачи стоят перед институтом в целом. 

Вообще очень приятно слышать такие отзывы от гостей: «Этот доклад – то, ради чего я сюда приехал».

– Можно ли определить основные проблемы российских вузов, которые существуют на сегодня?

– Да, можно выделить два основных блока проблем. Первый блок связан с взаимодействием с государством и его требованиями. Сейчас идёт болезненный процесс изменения системы управления и в широком смысле мониторинга вузов со стороны Правительства и с точки зрения финансов, и содержания образования, и внутривузовского управления. И второй – политическая линия. Институтам введено в обязанность позиционировать себя на международном уровне. Есть передовики, делающие это успешно, где уже отработанные технологии. Но подавляющему большинству вузов подобная политика даётся нелегко. Поэтому мы стараемся все успешные практики, которые могут быть применены другими институтами, по возможности представить здесь. 

Эффективные и неэффективные

Программа форума была обширной. Говорили много, в частности о том, как российскому вузу нанять на работу выдающегося учёного, какие эффективные практики взаимодействия институтов и власти существуют, за какое высшее образование потребитель готов платить в России.

Святослав Сорокин, начальник отдела сопровождения программ развития ведущих вузов Минобрнауки РФ, рассказал об итогах проведения мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования. В мае 2012 года Минобрнауке было поручено отслеживать эффективность вузов и проводить дальнейшую реорганизацию неэффективно работающих институтов и филиалов. Именно тогда вышел указ президента РФ № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», вызвавший большой общественный резонанс. Вячеслав Олегович подробно осветил историю вопроса. Вузы оценивали по основным направлениям деятельности: образовательной, научной, международной, финансово-экономической, инфраструктуре. Под каждый показатель сформулировали целый набор критериев. Вуз считается действенным в случае выполнения нескольких из них. 

С неэффективными институтами проводилась дополнительная экспертная работа. Специально сформированные группы в составе представителей Минобрнауки и ведущих специалистов области принимали окончательное решение о судьбе учреждения. В 2012 году 29 головных институтов признаны требующими реорганизации и 257 филиалов подлежат оптимизации, из них 71 вуз и 133 филиала. Все это федеральные государственные образовательные учреждения, подведомственные различным органам исполнительной власти. Сегодня по 23 вузам выпущены приказы о реорганизации. В отношении головных учреждений она означает либо присоединение, либо слияние заведения с более крупным. Неэффективно работающие филиалы Министерство закроет. Все эти процедуры проводят с соблюдением прав студентов и преподавателей, которых переведены в другие учреждения. Однако докладчик сообщил, что уровень знаний обучающихся значительно отстает от программы тех вузов, куда их перевели. «Учебные планы во многих случаях не соответствовали даже требованиям федеральных государственных стандартов образования. Многих студентов можно было переводить при условии снижения на курс. Тем не менее, им дали возможность подтянуться и доучиться», – отметил докладчик. Кроме того, создана горячая линия для обращений студентов и консультаций по поддержке их прав, сюда же звонят по вопросам возможных не правовых увольнений преподавателей. В каждом субъекте РФ выделено два опорных государственных и негосударственных вуза, куда студенты могут обратиться и получить помощь.

В 2013 году институты, попавшие в процесс оптимизации, также прошли процедуру проверки. По итогам мониторинга этого года, 80 % из этой группы достигли целевых значений. Соответственно, у Минобрнауки вопросов к их эффективности нет. Из 257 филиалов почти для сотни выпущены приказы о закрытии. Эта процедура, отмечает докладчик, продлится ещё до 2018 года. Изменился и сам мониторинг, поскольку вступил в силу закон «Об образовании», где прописано Постановление от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования», также появилось распоряжение Правительства РФ от 30.12.2012 № 2620-Р (Об утверждении плана мероприятий («Дорожной карты»), «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки»). Теперь мониторинг обязателен для всех институтов, в том числе для муниципальных и негосударственных вузов субъектов РФ. Кроме того, ввели критерии оценки: показатель трудоустройства выпускников, учёт специфики деятельности вуза, открытость информации. Докладчик рассказал о них подробнее. Всего выделено шесть групп учебных заведений по специфике: творческие, сельскохозяйственные, медицинские, спортивные, военно-силовые, транспортные. После этого разделения выяснилось, что в половине из них обучают не по профильным специальностям. «Более 50% сельскохозяйственных вузов и филиалов готовят в основном экономистов и юристов. Зато творческие, спортивные, медицинские институты этот критерий выполнят легко», – отметил Святослав Олегович. Некоторым вузам поставили задачу – увеличивать количество профильных специальностей. 

Что касается показателя трудоустройства, здесь нет чёткого механизма. Существуют различные социологические опросы, проводимые среди работодателей, выпускников, студентов. Но оценки показателей у них расходятся до 16%. Например, вузы оценивают трудоустройство своих выпускников гораздо выше, чем работодатели, а самый низкий процент – у выпускников». Поэтому Минобрнауки планирует запустить проект по синхронизации информационных ресурсов из Пенсионного фонда, Налоговой службы, Федерального реестра образования. Тогда, по мнению специалистов, оценка будет объективнее. 

По статистике 2013 года, 8 вузов оказались в группе по реорганизации, из них 2 федеральных, и 67 филиалов. В негосударственном секторе ситуация критичнее: 127 институтов, 177 филиалов. Требуют оптимизации – 24 государственных вуза, 15 филиалов и 7 коммерческих структур. Кроме того, было принято решение об отказе по терминологии «признаки неэффективности». До принятия окончательного решения межведомственной комиссии перечень высших учебных заведений и фактические показатели будут публиковать на сайте Минобрнауки. Институты также разделят на группы по регионам в зависимости от экономически развитой сети.

Начальник управления научного сотрудничества, молодёжных и коммуникационных программ ФА «Россотрудничество» Артём Маркарян рассказал о продвижении российских вузов за рубежом и об экспорте научно-образовательных услуг. «В СССР к нам поступали люди только по государственным направлениям, коммерческого набора не было. Тогда мы манипулировали за счёт этих специалистов внешней политикой. Сегодня, по последним данным Ассоциации иностранных студентов, их у нас около миллиона. Это студенты всех форм обучения. Россия на 11 месте в мире по предоставлению образовательных услуг. Мы теряем свои позиции», – сказал Артём Александрович. Сегодня Россотрудничество – единственный оператор по подбору иностранных граждан на обучение в РФ. Федеральное агентство привлекает партнёров к участию в мероприятиях за рубежом. В 2014 году планируются крупные форумы, один из них состоится 20 марта в Риме, также в рамках Russian Science Week пройдёт первый Международный форум молодых учёных. А в 2015-м – первый Всемирный съезд учёных-соотечественников. 

Артём Лобов, заместитель начальника управления контроля размещения государственных заказов ФАС России, рассказал о первом опыте применения вузами 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Он отметил, что основной разработчик закона Министерство экономического развития, а ФАС принимает участие в его совершенствовании. Итак, закон вступил в силу 1 января 2014 года. Минус нового закона, считает Артём Юрьевич, наличие 38 подзаконных актов и 67 ссылок к ним, причём  разрабатывались они в кратчайшие сроки, а значит, планируется доработка. Сферу регулирования серьёзно расширили. Основное отличие 44-ФЗ от 94-ФЗ – охват вопросов нормирования, планирования и контрактации, чего раньше не было. Заказчики обязаны составлять ежегодные планы-графики закупок. Планирование будет трёхлетним, необходимо подробно описать закупку в этот срок. Существующие сегодня нормы ограничивают права заказчика, признает Артём Лобов. При несоблюдение графика планирования введут ответственность за административное правонарушение. Какие способы размещения заказов? Электронные, закрытые аукционы, а также запрос котировок и закупки у единственного поставщика.

Создана единая общедоступная информационная система. В ней размещаются планы закупок, данные об их реализации, реестры заключённых контрактов и недобросовестных поставщиков и прочее. Заказчики, совокупный годовой объём закупок которых превышает 100 млн руб., должны сформировать специальные контрактные службы. Иные заказчики назначают контрактного управляющего. Кроме того, вводится общественный контроль за закупками. В целом же 44-ФЗ будет дорабатываться.