Московский колледж: возможности и перспективы №2(10), 2013 год

Наталья Лучкина

В Департаменте образования города Москвы прошла пресс-конференция «Московский колледж: возможности и перспективы», посвящённая развитию профессионального образования в Москве. 

 На сегодняшний день в системе московского образования работают 97 колледжей, где обучается 103 000 студентов. В 2012/2013 учебном году в колледжах Москвы открыто 20 новых специальностей: компьютерные системы и комплексы; программирование в компьютерных системах; организация и технология защиты информации; операционная деятельность в логистике; монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий; наладчик компьютерных сетей; мастер по обработке цифровой информации; мастер садово-паркового и ландшафтного строительства и др. Высокое техническое обеспечение в большинстве колледжей позволяет создавать на их базе современные учебно-производственные комплексы, в которых возможно осуществлять подготовку кадров рабочих и специалистов на современном уровне.

– За последние годы общий объём закупок оборудования в московские колледжи составил около 7,5 млрд рублей, в настоящее время учебные заведения оснащены современным учебным, учебно-производственным и лабораторным оборудованием. Основная задача в развитии системы профессионального образования – это создание крупных многоуровневых образовательных комплексов, начиная от начального школьного образования и заканчивая программой среднего профессионального образования и программами повышения квалификации и переподготовки рабочих и специалистов, – отметила начальник управления организации обучения и социализации в профессиональном и дополнительном образовании Департамента образования Москвы Анна Набатова.

По оценкам Департамента труда и занятости населения города Москвы, дефицит квалифицированных работников на предприятиях достигает 180 тыс. человек ежегодно, причём 80% вакансий в экономике города приходится на рабочие профессии. Поэтому на сегодняшний день наиболее востребованы такие специалисты, как слесари-автомеханики, машинисты электропоездов, газоэлектросварщики, монтажники оборудования, специалисты для сферы ЖКХ, повара. Подготовка студентов колледжей предполагает большой объём практических занятий на базе реальных производителей города, что позволяет молодому специалисту успешно пройти сертификацию работодателей и обеспечить себе достойный уровень заработной платы.

– Совместно с Департаментом образования, в первую очередь в интересах осуществления программы «Столичное образование», мы разработали порядок предоставления субсидий из бюджета города Москвы организациям, которые осуществляют затраты на подготовку своих специалистов, – подчеркнул начальник управления инновационного развития Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы Владислав Ашмарин.

Порядок предусматривает компенсацию затрат в том случае, если студенты уже состоят в трудовых отношениях с работодателем, компенсация на период образования составляет 90 тыс. рублей на период образования.

Необходимость в специалистах, которые «работают руками», мотивирует работодателей к установлению высоких заработных плат, что привлекает на рынок труда всё больше молодых москвичей. За последние пять лет повысился интерес к среднему профессиональному образованию: на сегодняшний день более 20% московских абитуриентов выбирали колледжи в качестве следующей ступени профессионального образования.

Глобализация экономических производственных процессов, интернационализация требований, предъявляемых к профессиональным компетенциям, профессиональным квалификациям рабочих, – это те процессы, которые невозможно игнорировать. Поэтому колледжи успешно практикуют международное сотрудничество, реализуют программы профессиональной сертификации со стороны работодателей, совместно с ними разрабатывают образовательные программы, студенты проходят стажировки за рубежом, участвуют в международных конкурсах, например, в открытом чемпионате WorldSkills. WorldSkills International (WSI) – это международная некоммерческая ассоциация, целью которой является повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации по всему миру. WSI существует с 1946 года, её создатели поставили перед собой амбициозные цели: мотивировать молодых людей конкурировать, чтобы разбудить их энтузиазм по поводу профессиональной подготовки, повысить статус профессионального образования, интерес к тем или иным профессиям, а также для сравнения навыков и способностей людей из разных стран. Основной деятельностью WSI является организация конкурсов профессионального мастерства WorldSkills в различных странах каждые два года.

– С 1 ноября в Москве стартует второй чемпионат WorldSkills. Мы подошли к такому этапу, когда важность унифицированной подготовки выпускников стала очень актуальной и, к сожалению, наши специалисты ещё не совсем конкурентоспособны по некоторым специальностям. Участие в движении WorldSkills поможет сблизить образовательные стандарты России и других стран. В этом году мы будем соревноваться по семнадцати компетенциям, – заявил директор московского чемпионата WorldSkills Юрий Дацков.

На данный момент закончился приём заявок на участие. По сравнению с прошлым годом, отмечается определённый всплеск интереса к чемпионату: если в прошлом году свои команды выставили 18 регионов, то в этом уже 22.

С целью популяризации рабочих профессий по инициативе Департамента образования Москвы в октябре стартовал проект «Профессиональная среда». Основная задача проекта – ознакомление школьников и их родителей с отраслями экономики Москвы, в которых существует потребность в прикладных специалистах, и с колледжами Москвы, с их возможностями в рамках подготовки по определённым специальностям. В рамках проекта предусмотрено общение между колледжами и школами Москвы на профессиональные тематики.

– Речь идёт о комплексной полноценной просветительской работе по прикладным квалификациям. В школах сейчас бурно развивается процесс профессиональной ориентации. В рамках проекта колледжи должны стать такими площадками, где по выбранному направлению можно осуществлять первые пробы и вести диалог с представителями отрасли. Таким образом, к концу обучения в школе выпускник должен иметь собственное представление о профессиональной направленности, – сказал директор строительного колледжа № 26 Константин Афонин.

В рамках проекта все заинтересованные лица будут приглашаться на площадки колледжей Москвы для участия в комплексе мероприятий: мастер-классы, встречи с успешными представителями профессий, выставки, просмотр тематических фильмов, свободное общение и др. На каждой «среде» учащиеся школ смогут изготовить разнообразные изделия на современном оборудовании, которыми оснащены колледжи.

Каждая «среда» будет посвящена определенному направлению профобразования, которое определяет Департамент образования Москвы. В ноябре мероприятия будут посвящены педагогике, социальной работе, радиотехнике, связи, рекламе, издательскому делу, в декабре – инженерной системе, здравоохранению, транспортным средствам, в январе – геологии и безопасности, в феврале – среде обитания: ЖКХ, энергетике и искусству, в марте – автоматике, архитектуре, а в апреле – строительству, сервису и дизайну и др. Всего планируется провести 24 профессиональные среды на 144 площадках с привлечением 15 000 школьников.

В рамках программы в Москве проводятся дни профессионального образования – ряд разномасштабных мероприятий, посредством которых предоставляется информация о системе профессионального образования столицы в различных сферах деятельности. Первое запланированное мероприятие – конкурс профессионального развития «Умные руки столицы».

Дни профессионального образования предполагают конгрессные мероприятия, а также ассамблею работодателей и социальных партнёров, где менеджеры московских компаний собираются вместе с руководителями колледжей и обсуждают перспективы развития и сотрудничества.

– Москва – непростой город, жители которого имеют высокие образовательные потребности. Я уверена, что система профессионального образования может их удовлетворить, – подытожила начальник управления организации обучения и социализации в профессиональном и дополнительном образовании Департамента образования Москвы Анна Набатова.