Выпускник московского колледжа – современный выбор работодателя №1(9), 2013 год

Катерина Костюкова

25 июля в Департаменте образования Москвы прошла пресс-конференция на тему «Выпускник московского колледжа – современный выбор работодателя». В мероприятии приняли участие заместитель руководителя Департамента образования Маргарита Русецкая, заместитель руководителя Департамента труда и занятости населения города Москвы Виктор Иванов, старший аналитик рекрутингового портала Superjob.ru Дарья Шурыгина, директор Политехнического техникума № 2 Алексей Петрушкевич и директор Политехнического колледжа № 39 Сергей Мадилов. 

Своё выступление Маргарита Русецкая начала с того, что подчеркнула актуальность мероприятия в этот летний период, время, когда для юных выпускников московских школ стоит задача определить свою дальнейшую жизнь. Это вопрос, связанный либо с выбором образовательного учреждения, либо с выбором первого места работы.

По оценкам Департамента труда и занятости населения города Москвы, дефицит квалифицированных работников на предприятиях столицы достигает 180 тыс. человек ежегодно, причём 80% вакансий в экономике города приходится на рабочие профессии.

– Нам показалось, что будет правильным, уместным и своевременным поговорить о тех профессиях, которые сегодня на московском рынке труда вакантны, о которых надо больше рассказывать. Эти профессии могут обеспечить не только карьерный рост молодым москвичам, но и хорошую зарплату и уверенное профессиональное развитие.

Москва, действительно, уникальный рынок труда, в столице карьеру можно делать совершенно разными личностными ресурсами: интеллектуальными, физическими, креативными. Но в последнее время мы имеем всё больше примеров того, как можно быстро сделать карьеру в Москве «умными руками».

Действительно, имеется большой кадровый дефицит и большая часть – это рабочие профессии, то есть не хватает Москве тех, кто владеет ремеслом, Ремесленников с большой буквы, людей, которые делают карьеру «умными руками», которые созидают и создают. Мы знаем колоссальную потребность сферы услуг, ЖКХ, строительства в молодых кадрах. И эта нехватка стимулирует работодателей, чтобы они, во-первых, создавали достойный уровень зарплаты, которую они предлагают приходящим на эти места, во-вторых, обеспечивали возможность профессионального развития внутри предприятия, внутри профессии. После школы, поступив в колледж, за год-два можно получить профессию, пройти сертификацию работодателей и гарантированно получить место на хорошем предприятии города.

Правительство Москвы уделяет значительное внимание вопросу трудоустройства выпускников учреждений НПО и СПО, создавая и поддерживая систему, по которой сотрудничают московские школы, колледжи и профильные предприятия столицы.

Виктор Иванов, заместитель руководителя Департамента труда и занятости населения, подчеркнул что, данная система работает достаточно эффективно:

– Когда мы готовим кадры, особенно рабочие и технические, вопрос их дальнейшей работы очень важен. Он является одним из основополагающих критериев при оценке работы учебного заведения. Не только на завершающей стадии, когда ребята заканчивают, получают диплом и выходят на рынок труда, а уже при поступлении. Последние годы и родители, и сами ребята, когда поступают в колледжи, уже на начальном этапе интересуются, где они будут работать в будущем, какие социальные партнёры есть у учебного заведения. Смотрят, какие конкретно организации, какая будет занятость после выпуска, уровень зарплаты, социальный пакет у этих работодателей. И во многом от того, что они слышат в ответ, они принимают решение, выбирая ту или иную профессию, специальность, поступают в учебное заведение, то есть колледж.

Заместитель руководителя Департамента трудоустройства и занятости добавил, что у учебного заведения может быть от нескольких десятков до нескольких сотен социальных партнёров. В каждом колледже существует система трудоустройства. Предприятия, заключающие договор с колледжами, имеют многолетнюю практику взаимодействия с Департаментом образования и Департаментом труда и занятости в вопросах трудоустройства.

Виктор Иванов привёл некоторые цифры:

– Мы оцениваем ситуацию по количеству ребят, которые закончили эти учебные заведения, а потом пришли в нашу службу занятости. Например, в прошлом году это было порядка 200 выпускников профессиональных колледжей, за первое полугодие этого года – 143 человека; нашли работу в прошлом году 134 выпускника, а в этом году – 60 выпускников.

По количеству безработных: если в прошлом году после окончания ссузов пришли на биржу и стали безработными 90 человек, то в этом году, на сегодняшний день, всего 40. У нас есть федеральная программа предоставления временной занятости для ребят, которые окончили колледж, но оказались не трудоустроенными. Раньше план по этой программе был около 500 человек, сейчас – 45, и мы его не выполняем! Я считаю, это очень позитивный фактор: чем меньше ребят пришло к нам на биржу, тем лучше, так как это говорит о том, что Департамент образования работает, работают колледжи.

По данным Департамента образования, уже третий год отмечается стабильный рост тех выпускников школ, которые после 11-го класса выбирают профессиональные колледжи как место обучения.

Маргарита Русецкая особо отметила, что мобильные технологии непосредственно влияют на ориентиры современной молодёжи:

– Сегодня молодёжь исключительно информирована о процессах, которые происходят в социальных сетях, в интернете. Мы поэтому понимаем, что ребята ориентируются ещё и на информацию, которая предоставлена на различных рекрутинговых порталах.

Представитель портала Superjob.ru Дарья Шурыгина привела в пример цифры:

– В этом году 22% родителей старшеклассников и выпускников школ намерены своих детей отправить в колледжи. Сейчас становится понятно, что устроиться на работу с дипломом вуза намного сложнее, чем с дипломом колледжа.

При этом Дарья Шурыгина отметила, что, по статистике, 85% работодателей требуют от претендентов на рабочие места минимальный опыт работы полгода-год.

– Тут возникают сложности, поэтому теперь работодатели идут таким путём. Они всё чаще обращаются напрямую в колледжи, заключают договоры и принимают студентов на практику или стажировку. Они сами заинтересованы в том, чтобы выпускники колледжей начинали работать у них. Именно на их оборудовании, зная реальные правила, которые существуют на рынке труда. Вот эта тенденция, когда бизнес-работодатели идут на взаимодействие с системой образования, позволяет надеяться на то, что ситуация выровняется. Поэтому положительные тенденции с повышением зарплаты, с общим взаимодействием позволяет надеяться, что дефицит квалифицированных рабочих несколько спадёт.

По словам аналитика Superjob.ru, спрос на ряд вакансий, в частности, по таким профессиям как токарь, оператор станков с ЧПУ, фрезеровщик, маляр по металлу, превышает количество специалистов. Высоким спросом на рынке труда пользуются прорабы, операторы производственной линии, электромонтажники, электрики, сварщики.

– Однако, что касается специальности СПО, сейчас это люди, которые в наибольшем дефиците, поэтому про них невозможно сказать, что кто-то из них будет невостребован на рынке труда.

Директор Политехнического колледжа № 39 Сергей Мадилов, отвечая на вопрос журналистов, не столкнутся ли выпускники колледжа с проблемами на самом производстве после выпуска, в связи с разным уровнем оборудования на предприятиях, заметил, что на сегодняшний день московские предприятия имеют разный уровень своего развития.

– В этой связи мы неплохо оснащены: за последние 4 года мы получили оборудования на сумму 150 млн рублей. Кроме того, мы не избавляемся от прежнего оснащения, мы стараемся рассказывать о нём ребятам.

Отмечу, что есть некоторые виды оборудования, которые используются до сих пор. Это относится, например, к химикам-технологам. Мы единственные в Москве монополисты, кто готовит химиков-технологов. У нас есть то оборудование, которое используется в химической отрасли в современных условиях. Наши выпускники, приходя на предприятие, готовы к разному развитию событий.

Для того чтобы из московского выпускника получился специалист, необходимый работодателю, мы должны создавать потенциального работника вместе с предприятием. Это необходимо ещё на этапе приёма в колледж, когда мы вместе с работодателем, предприятием отобрали человека, который готов получить эту профессию, чтобы предприятие участвовало вместе с нами в содержании образования, когда мы вместе организуем производственную практику выпускника. Тогда на выпуске получается квалифицированный специалист.

Его слова поддержал директор Политехнического техникума № 2 Алексей Петрушкевич:

– Партнёрство, которое существует между колледжем, родительской общественностью, выпускником школы, непосредственно школой и предприятием-партнёром, позволяет создать все комфортные условия для развития личности и специалиста, которые диктует время.

Алексей Петрушкевич добавил, что современному обществу требуются профессии, которые считались вымирающими: шорник, специалист по конской упряжи, поскольку сейчас возрождается интерес к конному виду спорта, ипотерапии; мастер по кладке каминов (каминщик). Петрушкевич отметил, что специальности это редкие, требующие настоящего мастерства, оплата труда таких ремесленников будет довольно высокая, с учётом стоимости одного седла от 12 тыс. рублей, а одного камина – порядка 300 тыс. рублей. Причём длительность обучения составляет около 10 месяцев.

Маргарита Русецкая добавила, что поступление в колледж организовано на конкурсной основе:

– На такие профессии, как услуги в сфере информационно-коммуникационных технологий, в финансовой сфере, в сфере услуг (ресторанное дело, гостиничное хозяйство), дизайн, всегда есть спрос, это традиционно вызывает большой интерес. В целом конкурс в колледжи составляет более двух человек на место.

Заместитель руководителя Департамента образования особо подчеркнула, что современный московский колледж – это образовательный комплекс.

– В 2005 году Москва приняла решение о создании учреждений нового типа, которые объединяли бы в себе реализацию программ всех уровней. Ставка была сделана на то, чтобы обеспечить преемственность и обеспечить возможность обучающимся выбрать программу любого уровня. Принципиальное отличие сегодняшнего колледжа от профессиональных технических учреждений в том, что сегодня московский колледж – это комплексное учреждение. Можно сразу после 11-го класса получить НПО и через год пойти работать, то есть стать специалистом с профессией. Если есть возможности и способности продолжать обучение в этом же колледже, человек может продолжить обучение по программе среднего профессионального образования. По такому пути развития пойдут все регионы нашей страны, Москва здесь выступает пилотом.

В системе московского образования работают 97 колледжей, где обучаются 103 тыс. студентов.