VII съезд Союза директоров ССЗов: площадка для обмена практиками управления №1(9), 2013 год

Нина Злаказова

Седьмой съезд Союза директоров средних специальных учебных заведений России, состоявшийся на площадке Московского института стали и сплавов, стал заметным событием для всей сферы профессионального образования страны. 

Уровень представительности съезда хорошо характеризует круг его участников: министр образования и науки РФ 

Д. Ливанов, депутаты ГД и СФ Федерального собрания РФ, ответственные работники аппаратов Администрации Президента России и Правительства РФ, представители министерств и ведомств, руководители региональных органов управления образованием, учёные РАН и РАО, руководители объединений работодателей, зарубежные гости. Важное значение для конструктивной работы делегатов имели приветствия, направленные руководителем Администрации Президента России С. Ивановым, председателем Совета Федерации ФС РФ В. Матвиенко, председателем ГД РФ С. Нарышкиным, заместителями председателя Правительства РФ Д. Рогозиным и О. Голодец, президентом ТПП РФ С. Катыриным. 

Съезд открыл президент Союза директоров ССУЗов России, директор Красногорского государственного колледжа Виктор Дёмин. Прошла торжественная церемония внесения знамени Союза, которое было учреждено как символ единства учащихся, студентов и преподавателей, всех сотрудников системы СПО, прозвучал гимн России и студенческий гимн Gaudeamus Igitur в исполнении сводного студенческого хора.

Министр образования и науки России Дмитрий Ливанов, выступая в самом начале работы съезда, подчеркнул, что в условиях инновационного развития российской экономики, изменения требований рынка труда средние специальные учебные заведения призваны сыграть определяющую роль в подготовке квалификационных кадров и поднять авторитет рабочих специальностей. От этого во многом зависит укрепление отечественного промышленного потенциала. Министр образования и науки напомнил, что система среднего профтехобразования по масштабам и значимости сравнима с системой высшего образования страны, и отметил важную роль Союза директоров ССУЗов. «Ваш союз как общероссийская общественная организация является очень важной ключевой площадкой для коммуникации. Он выполняет функции экспертизы, общественного обсуждения и, что самое важное, функции реализации, претворения в жизнь ключевых решений, которые принимаются на федеральном и региональных уровнях исполнительной власти. Это площадка для обмена лучшими практиками управления образовательными учреждениями». Только консолидировав все усилия, отметил министр, можно воплотить в жизнь современную систему подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена в России, которая сегодня остро необходима стране.

Главный вопрос повестки дня съезда — перспективы развития системы начального и среднего профессионального образования, усиление партнёрства с работодателями, координация образовательных программ и приоритетов экономического развития регионов, усиление роли ССУЗов в социализации подростков.

Председатель Союза директоров средних специальных учебных заведений России Виктор Дёмин в своём докладе обозначил главные векторы системы профобразования. Говорил он и о том, как развивается многочисленная организация Союза директоров ССУЗов: региональные отделения Союза действуют в 73 субъектах РФ, а география распространяется от Калининграда до Приморья. В Союзе директоров учреждений начального и среднего профобразования представлены 17 отраслевых ассоциаций. «Сегодня Союз директоров составляет, на наш взгляд, весомую часть государственно-общественной формы управления, он является надёжной организацией в рамках формирования института гражданского общества. Достаточно сказать, что за последние два года мы были активны при определении очень важных стратегических направлений развития профессионального образования. Мы вместе с нашими коллегами готовили материалы к заседанию Государственного совета и совещания по вопросам развития профессионального образования. Только при подготовке к принятию нового Закона об образовании нами было направлено более 200 поправок». 

Виктор Дёмин говорил о том, что растёт авторитет Союза директоров ССУЗов как общественной организации. В частности, это происходит благодаря таким заметным мероприятиям, как конкурс «100 лучших СУЗов России», «Лидер среднего профтехобразования страны» и т.д. Председатель Союза директоров обратил внимание участников съезда на солидное присутствие в зале москвичей и расценил это как показатель качественного интереса к работе Союза. Заместитель директора Департамента образования г. Москвы Маргарита Русецкая, выступая на съезде, назвала Союз директоров российских училищ и колледжей «реально действующим органом, площадкой для обмена опытом». Хороший опыт по решению многочисленных проблем проф-техобразования накоплен именно в Москве: здесь за последние годы в реформирование системы ПО вложено 7,5 млрд рублей. Есть готовые решения, как изменить положение дел к лучшему. Как сообщила Маргарита Русецкая, «Москва готова транслировать пакетные решения, которые во многом позволят для колледжей в регионах сократить сроки прохождения этого трудного пути и взять уже проверенные, эффективно работающие решения». 

Вице-президент Торгово-промышленной палаты России Александр Рыбаков, говоря о проблемах российской системы профтехобразования, сообщил, что сегодня «почти половина работодателей не могут однозначно определить профессиональный уровень выпускников образовательных учреждений. И только 6 % организаций полностью удовлетворены качеством своего персонала. Торгово-промышленная палата России солидарна с мнением многих руководителей средних специальных учебных заведений: необходимо решительно повышать престиж средней специальной школы». Александр Рыбаков охарактеризовал Союз директоров ССУЗов как очень плодотворную общественную организацию и подчеркнул, что благодаря совместным действиям Союза и Торгово-промышленной палаты России не раз принимались важные дополнительные меры по подготовке рабочих кадров в стране. «Мы удовлетворены взаимодействием между Союзом директоров средних учебных заведений и Торгово-промышленной палатой», — отметил вице-президент ТПП.

Все выступавшие на съезде отмечали исключительно важную роль, которую призвано сыграть профессиональное образование в решении стратегических задач социально-экономического развития России. Звучали конструктивные предложения по дальнейшему развитию системы профобразования в контексте нового ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Государственной программы «Развитие образования на 2013–2020 годы».

В российской системе СПО и НПО много проблем, но есть и положительный опыт их решения. Об этом на съезде, в частности, рассказывала министр образования Республики Марий Эл 

Галина Швецова. Здесь работает механизм межведомственного взаимодействия, который позволяет выстраивать структуру образовательных программ с учётом среднесрочного прогноза потребности в кадрах. С 2007 года Министерство экономического развития и торговли республики проводит ежегодный мониторинг, в котором участвуют все отраслевые министерства. Активными участниками процесса являются образовательные учреждения на уровне локальных рынков труда и профильных предприятий. На очереди, как сообщила Галина Швецова, «перед Советом директоров Приволжского федерального округа стоит задача от локальных исследований перейти к формированию среднесрочного прогноза в условиях федерального округа».

В заключение участники форума выбрали Президиум Союза директоров ССУЗов России и его президента. Единогласно президентом Союза директоров ССУЗов России вновь избран директор Красногорского государственного колледжа Виктор Дёмин.

Работу съезда сопровождала выставка, представленная образовательными учреждениями российских регионов.

В целом съезд Союза директоров средних учебных заведений РФ ярко определил сегодняшнее состояние и сферы профтехобразования, и работы самого Союза. Очевидно, что региональные Советы директоров, отраслевые ассоциации сегодня выступают связующим звеном между рынком труда и сферой образования. Во многих регионах России под председательством губернаторов формируются советы по модернизации профобразования, разрабатываются и реализуются целевые программы развития профессиональной школы, отрабатываются механизмы государственно-частного партнёрства. Идёт совершенствование взаимодействия работодателей и системы проф-образования, растёт степень её своевременной адаптации к постоянно меняющимся требованиям реальности.