Сергей Собянин: «Развитие московского образования всегда было и остаётся приоритетом развития Москвы» №1(9), 2013 год

Наталья Лучкина

В преддверии нового учебного года в Большом зале Московского городского дворца детского творчества прошёл общегородской открытый августовский педагогический совет «От многообразия возможностей – к многообразию результатов», на котором традиционно подводились итоги прошедшего периода. 

В мероприятии приняли участие члены Правительства Москвы, представители Московской городской организации Общероссийского профсоюза образования, учителя и члены управляющих советов школ, руководители образовательных учреждений, родительская общественность. По итогам 2012/2013 учебного года С. Собянин вручил награды города Москвы заслуженным учителям России, знаки отличия «За безупречную службу г. Москве», а также гранты мэра Москвы первой степени за достижение высоких результатов в образовательной деятельности.

– Система образования подходит к знаменательному дню – первому сентября. Я уверен в том, что наши школы достойно подготовились к новому учебному году, – сказал Сергей Собянин. 

Как сообщил врио мэра Москвы, в столичные школы зачислено 90 тысяч первоклассников, подготовлена материальная база, построены новые детские сады и школы.

– Следует отметить, что за прошедший период резко выросло число детей в дошкольных учреждениях: если в 2010 году детские дошкольные учреждения посещало 280 тысяч детей, то в этом году – 400 тысяч. Никогда, ни в какой период времени в Москве не было такой динамики по повышению числа детей дошкольного периода образования. 

Построено более 100 детских дошкольных учреждений, при школах создавались группы дошкольного образования. И сами педагоги дошкольных учреждений взяли на себя основную нагрузку. Именно благодаря этому труду удалось решить серьёзную проблему: сегодня в Москве нет очередей в детские сады детей от трёх до семи лет. Ещё остаются небольшие очереди в Новой Москве, но я думаю, что в ближайшее время и эта проблема будет решена. 

Для образовательной системы Москвы последние два года были крайне непростыми: приняты новый федеральный закон, новые школьные образовательные стандарты, введена новая система финансирования школ, изменилась система оплаты труда преподавателей, созданы управляющие советы школ, образовательные центры. За короткий период произошли коренные изменения объёмов финансирования системы образования.

– Если в 2010 году мы финансировали всю систему образования Москвы в объёме 165 млрд рублей, то сегодня эта сумма составляет 250 млрд. Это, наверное, тоже один из исторических рекордов, когда мы специально, абсолютно сознательно направили самые большие ресурсы в образование. Такой динамики нет ни по одной отрасли социальной сферы города Москвы, – подчеркнул Собянин.

Во-первых, выровнялось финансирование школ (ведь не все московские школы финансировались по высокому стандарту). Как следствие, более качественное образование в тех школах, где подняли финансирование. Во-вторых, поднялась заработная плата, и, соответственно, престиж профессии преподавателя. Это очевидно хотя бы из того, что сегодня устроиться учителем в московскую школу достаточно сложно. Повысились требования и к будущим педагогам, к примеру, средний проходной балл в Московском городском педуниверситете в этом году составил 78 баллов по предмету. Действительно, говоря об оценке своего труда, московский учитель может сравнивать свою заработную плату не с минимальным размером оплаты труда или прожиточным минимумом, а с весьма достойным уровнем оплаты труда в коммерческой сфере.

– За эти годы, конечно, трансформировался образ московского учителя, который, преодолевая начальное недоверие, психологическую неготовность и внутреннее сопротивление, приобретал новый опыт и компетенции. Этот опыт заключается прежде всего в том, что учитель, как и школа, оказался в условиях конкуренции, когда его труд стал оцениваться исходя из достигнутого качества и конкретных результатов работы, а зарплата из в среднем равной стала дифференцированной. Пожалуй, осознание этого и было самой сложной для педагогов проблемой. Главным результатом прошедших изменений для учителей Москвы стало не просто повышение в разы их заработной платы, они обрели гораздо больше – повышение своего статуса, престижа педагогической профессии, – отметила председатель Московской городской организации Общероссийского профсоюза образования Марина Иванова.

Две трети московских учителей имеют высшую и первую квалификационные категории, а число не прошедших аттестацию на соответствие занимаемой должности находится в зоне статистической погрешности. По словам Марины Алексеевны, резко возрос уровень компьютерной грамотности педагогов, всё больше учителей уделяют серьёзное внимание индивидуальной траектории развития ребёнка, учатся работать в инклюзивной среде.

За истекший период среди новых возможностей, которые получили учителя, – право на управление учреждением через участие в работе управляющего совета, упрощение форм прохождения аттестации, значительное улучшение оснащённости образовательного процесса. Теперь каждый московский педагог имеет кабинет. Учителя-предметники получили персональные ноутбуки. Интерактивные доски и интернет стали привычными помощниками на уроке. 

– Мы достаточно серьёзно поправили материально-техническую базу, провели капитальный, текущий ремонты, благоустройство пришкольных территорий, информатизацию. Хотел бы просто напомнить некоторые цифры. За этот период времени мы закупили 56 934 ноутбука, 1167 комплектов компьютерных классов для средней школы, 3430 мобильных компьютерных классов для младших классов и 10 590 интерактивных досок. Ввели электронную запись. Это тот минимум, на мой взгляд, который необходим школе для того, чтобы развивать новые формы обучения, – сообщил Сергей Собянин.

По данным опроса, 84% родителей московских школьников удовлетворены качеством столичного образования.

– Развитие системы образования, как и общества в целом, сегодня невозможно без широкого участия родительской общественности. Родители-активисты в системе образования были всегда. Раньше это были энтузиасты-одиночки, которые были центром общественной жизни школы, и только с изменениями, произошедшими за последние три года в московском образовании, появились не только возможности, но и реальные условия для действительно широкого и полноценного участия родителей в управлении школой, – отметила председатель экспертно-консультативного совета родительской общественности города Москвы Людмила Мясникова.

На данный момент в профессиональную область деятельности специалистов ЭКС входят проведение ЕГЭ и ГИА, контроль качества питания. Эксперты совместно с представителями управления Департамента образования участвуют в торгах, посещают с проверками поставщиков продуктов питания и услуг, также выезжают на места по жалобам на некачественное обслуживание и продукты. Кроме того, родители со строительным образованием осуществляют контроль проведения ремонтных работ и по благоустройству территорий образовательных учреждений, проводят экспертизу документации и участвуют в приёмке объектов. Также в сферу их деятельности входит разрешение различных конфликтных ситуаций и работа с обращениями по всевозможным направлениям. 

– Мы встречаемся накануне нового учебного года. Всё лето в городе велась большая подготовка к новому этапу в жизни как любого педагогического коллектива, так и любой московской семьи, в которой есть дети-школьники. Надо отметить, что эта подготовка прошла качественно – качественно во многом благодаря контролю родительской общественности, – добавила Людмила Александровна.

В копилку результатов в системе столичного образования за последние годы можно присовокупить утроившееся число выпускников, получивших высокий балл по результатам ЕГЭ, в два раза выросло число школ, где есть победители и призёры окружных, городских и республиканских олимпиад,

– Мне, наверное, возразят: вы знаете, ЕГЭ – такой показатель, который можно накрутить, прикрутить... Я вам скажу, что в Москве показатели ЕГЭ, наверное, самые честные в стране, потому что даже в этом году по всем высоким показателям, если возникали хоть малейшие подозрения, мы проводили перепроверку, и эти показатели были подтверждены. И ещё один показатель, который вообще никак не зависит от какого-то подсчёта, – это всероссийские олимпиады школьников. Москва достигла своего исторического максимума по победам в этих олимпиадах: 84 победителя всероссийских олимпиад школьников – такого результата Москва никогда не достигала, – заметил Сергей Собянин. 

Следует напомнить, что в 2010 году количество школьников, которые сдали ЕГЭ с результатом 220 баллов, было около 7 тысяч, сейчас их число достигло 20 тысяч – это, безусловно, серьёзный скачок.

– В заключение должен сказать, что развитие московского образования было, остаётся и всегда будет приоритетом работы Правительства Москвы. Мы вместе с вами будем продолжать развивать московское образование, внедрять новые методики, электронные формы, новые учебники и новые подходы к преподаванию в целом. Будем делать это вместе с вами и таким образом, чтобы московское образование всегда было на самой высшей планке в нашей стране, – подытожил Сергей Собянин.