Результаты и задачи системы образования Москвы №1(9), 2013 год

Алиса Лузгина

«Возможности, результаты и задачи системы образования города Москвы» – конференция на эту тему состоялась в центральном офисе «Интерфакса». Департамент образования города Москвы огласил на ней окончательные итоги 2012/2013 учебного года. Руководитель ДОгМ Исаак Калина ответил на многочисленные вопросы прессы. В конференции также приняли участие начальник Северо-Западного окружного управления образования Алексей Анисин и председатель Московской городской организации Общероссийского профсоюза образования Марина Иванова. 

Руководитель Департамента образования города Москвы в начале своего доклада огласил статистику просмотров Городского педагогического совета, число уникальных точек подключения которого составило 7565. На основании этого Исаак Калина предположил, что московские журналисты знают про московское образование всё, но тем не менее назвал некоторые основные цифры. Так, в Москве функционируют свыше 3000 образовательных учреждений, где обучаются 1 млн 380 тыс. человек и работают 206 тыс. человек. Бюджет ДОгМ значительно вырос с 2010 года, что позволило решить многие важные задачи: за последние три года в строй введены 128 образовательных учреждений на 25,5 тыс. мест, и, что Исаак Иосифович отметил особенно, в рамках оснащения школ информационными технологиями для учителей-предметников было приобретено почти 57 тыс. ноутбуков. Выросла также зарплата учителей и воспитателей: прирост за три года составил 68%. 

Исаак Калина предположил, что повышение зарплаты, техническое оснащение и другие факторы повлияли на повышение интереса к поступлению в МГПУ, где средний балл ЕГЭ абитуриентов составил 76: «Сегодня в учителя в Москве идут выпускники, которые находятся в верхних рядах по уровню своих знаний. При этом должен сказать, что у нас будет большая проблема с последующим трудоустройством этих ребят, потому что учительских вакансий в Москве практически нет». На одну вакансию учителя, по данным руководителя Департамента, подают резюме 7–12 кандидатов. На вопрос нашего журнала, означает ли это, что идёт более жесткий отбор в профессию и часть выпускников останется без работы по специальности, он заверил, что выпускники с хорошим образованием найдут работу: «К счастью для учителей, рождаемость в Москве растёт быстрее, чем качество образования. Сегодня у нас очень большой прирост детей в дошкольных учреждениях; значит, в ближайшее время он перейдёт в школу, и нам потребуется много новых учителей и воспитателей, поэтому я уверен, что работа для тех, кто будет иметь хорошее образование, будет. Но я подчеркиваю: для тех, кто будет иметь хорошее образование. Да, отбор в профессию, я считаю, становится жёстче, и это очень хорошо для московских детей, потому что даёт им возможность в своей школьной жизни встречаться с профессионалами». 

Также Исаак Калина в очередной раз подтвердил, что все дети старше трёх лет имеют возможность посещать дошкольное учреждение, а те, которые находятся в дошкольном отделении, просто переходят в начальную школу. Однако он подчеркнул, что для московских школ важно также качество образования. И в связи с этим сообщил, что растёт количество учащихся, набирающих знаковые 220 баллов, которые являются знаковыми потому, что дают возможность поступить в 50 хороших вузов. «Если есть 220 баллов, без бюджетного места не останешься», – подытожил Исаак Иосифович. Как он уже отмечал ранее, эти результаты показывает все большее количество школ, причём также увеличивается число учеников внутри школы, набирающих от 220 баллов, что, по его мнению, делает результаты массовыми. 

Тем не менее глава Департамента выразил своё недовольство скромным количеством необязательных для сдачи ЕГЭ предметов, которые выбирают выпускники. «Даже если ученик сдаёт экзамен по выбору не очень удачно, это ничего не портит в его аттестате, а вот если сдаст удачно, то для него это лишний шанс. И в этом году мы имели много обращений учеников, которых, к сожалению, уговорили лишние экзамены не сдавать, а когда они начали выбирать вузы, поняли, что им нужны и физика, и химия, и просили разрешить сдать экзамены во второй волне», – заметил он и огласил задачу, которая ставится на следующий период: повысить желание ребят изучать предметы по выбору и возможность получать по ним высокие результаты. 

По мнению Исаака Иосифовича, возможность москвичей хорошо сдавать ЕГЭ по дополнительным предметам подтверждают результаты предметных олимпиад: «Нет предмета, по которому московские школьники бы выступали плохо на олимпиадах, и каждый год они выступают лучше и лучше, и, что более важно, всё большее количество школ имеет учеников, которые добиваются успеха на олимпиадах». Количество школ, подготовивших победителей и призёров городского этапа, выросло с 421 до 579, а количество школ, подготовивших победителей заключительного, федерального, этапа, – с 278 до 321. Количество победителей заключительного этапа также оказалось рекордным: 84 против 73 в 2010 году, причём, что Исаак Калина отметил как особенно важный момент, победители не сосредоточены в одной школе, а являются учениками 52 московских школ. 

Другой важный показатель качества столичного образования – это грант мэра Москвы, который присуждается по результатам оценки многих факторов. Одна из целей, к которым стремится Департамент образования города Москвы, это доступность высокого уровня образования во всех московских школах для москвичей, проживающих в различных округах. Исаак Калина сообщил, что, по итогам комплексного рейтинга, объявлен топ 400 московских школ, в котором школы распределились по округам практически равномерно, хотя пока в этом списке оказались только две школы из новых территорий. 

Глава ДОгМ не мог не коснуться количества правонарушений среди учащихся, где также наблюдается позитивный тренд – снижение их количества. Так, например, количество учащихся, состоящих на учёте в ОВД, снизилось с 9359 до 5978 человек. 

Не менее важная задача, постоянно транслируемая Департаментом, это вовлечение общественности в управление образовательным процессом, и Исаак Калина снова показал значимость этого процесса, сообщив, что с нового учебного года Департамент не будет назначать на должность директора кандидатов, которых отказывается принимать государственно-общественное образование. Также идёт процесс укрупнения педагогических коллективов, поданы заявки на создание 1000 многопрофильных школ. 

 Следом за докладом руководителя Департамента образования города Москвы последовали многочисленные вопросы от прессы. Исаак Калина попросил журналистов, задавая вопросы, касающиеся известных им случаев нарушений, оперировать фактами: «Если вы даёте конкретный факт, мы с ним конкретно разбираемся. Если вы не даёте конкретный факт, не забудьте в конце извиниться перед всеми московскими школами, которые сейчас оказываются в роли обвиняемых». Развивая эту тему, он показал, что часто обвинения руководства школ необоснованны или случаи злоупотреблений носят единичный характер: «Сколько мы ни разбирались в прошлом году с подобными заявлениями – всё время, за исключением одного случая в Северном округе, оказывалось, что покупали родители не учебники, а рабочие тетради, контурные карты и прочие пособия одноразового использования». 

На вопрос, куда родители могут обращаться, Исаак Калина ответил, что на сайт Департамента приходит порядка 50–80 обращений, которые он читает лично, и большинство таких обращений связано с жалобами на то, что детей не москвичей не берут в школу или детский сад, что связано в тем, что места берегут для детей москвичей. 

Школы для одарённых детей смогут получить дополнительное финансирование за выполнение государственного задания, но, по словам Исаака Иосифовича, по нему придётся отчитаться: «Я не знаю такого термина – «школа для одарённых», я знаю термин «школа с результатами, отличающимися от среднегородских». 

Также глава ДОгМ коснулся перспектив профессионального образования: «Сегодня в городе начинается очень серьёзный проект: принят соответствующий распорядительный документ, по которому город даёт возможность выступать заказчиком профессиональных кадров не Департаменту образования, а крупным современным высокотехнологичным предприятиям Москвы. Город даёт им субсидию, и они напрямую заказывают себе подготовку кадров в колледже».