Провинциальные практики общеобразовательной школы №1(9), 2013 год

Александр Чистяков

В Пензе состоялся III Федеральный гуманитарный форум «Поиск провинции». Представители мегаполисов и небольших российских городов собрались, чтобы найти решение насущных проблем, таких как взаимодействие общества и власти, опыт реализации общественных и молодёжных проектов, перспективы развития провинциальных школ, состояние науки и культуры в регионах. 

Открывая Форум, губернатор Пензенской области Василий Бочкарёв обозначил проблему следующими словами: что и как мы должны сделать, чтобы молодые люди не стыдились «провинции» и выбирали её для жизни?

Работа мероприятия подразделилась на пять секций, наиболее горячие дискуссии развернулись в секции «Портрет общеобразовательной школы. Провинциальные практики», модератором которой выступил известный пензенский педагог и общественный деятель Валерий Усов. С вступительным словом к участникам обратилась Светлана Копешкина, министр образования Пензенской области. В работе секции приняли участие учителя Пензы и Пензенской области, работники Министерства образования, преподаватели высших школ, учёные, предприниматели. 

В составе экспертов и спикеров на секции работали представители научных и творческих организаций из разных концов страны, такие как Ирина Петрунина (Агентство стратегических инициатив, Москва), Владас Повилайтис (доктор философских наук, Балтийский федеральный университет, Калининград), Мария Кохановская (директор АНО НОЦ «Балтийская Европа», Калининград), Александр Овчинников (руководитель направления опытно-конструкторских разработок РАИТ, Красноярск) и др. Экспертом форума выступала также Наталья Нуйкина, заместитель главного редактора журнала «Кто есть кто в образовании и науке».

Обсуждение главной темы «Состояние и будущее педагогики в провинции» вызвало особенное неравнодушие участников секции. Российский режиссёр, автор легендарного «Холодного лета 53-его» Александр Прошкин выдвинул идею создания своих, пензенских, учебников истории края, которые могли бы помочь воспитанию подлинной привязанности к земле, на которой мы живём. С огромным интересом участники выслушали точку зрения Артёма Соловейчика, главы ИД «Первое сентября» (Москва), о преемственности поколений и традиций, об уважении к самой педагогической работе, к учителям, о «педагогике последнего рубежа». Писатель Дмитрий Дарин предложил сделать основой образования и фундаментом развития региона культурный и интеллектуальный потенциал края, связанного с именами Лермонтова и Лескова, Белинского и Куприна. Завкафедрой журналистики Ханты-Мансийского университета Илья Стечкин раскрыл смысл персональной ответственности инициатора новых проектов. Михаил Эпштейн, директор образовательного сотрудничества г. Санкт-Петербурга, генеральный директор образовательного центра «Участие», обратил внимание на необходимость создания благотворительной почвы для выращивания педагогов-новаторов. Алексей Тараканов, режиссёр театра СТЭМ МИРЭА (Москва), высказал ряд обоснованных претензий и к чиновникам образования, и к рядовым педагогам в области внедрения в практику методики постановки самодеятельных школьных театров. В. Воробьёв, доктор социологических наук, профессор Пензенской государственной архитектурно-строительной академии, говорил о необходимости непосредственного (сугубо личностного) контакта учителя с учеником, об органичном и эффективном синтезе воспитания и образования. Его поддержала О. Пономарёва, доктор педагогических наук, профессор Пензенского института развития образования, обратив особое внимание на формирование личности педагога как главного маяка для ученика. Подводя итоги, модератор секции Валерий Усов отметил, что в обсуждениях не хватало мнения простых учителей из малых школ и районов, а также университетских преподавателей. 

– Я солидарен со многими мнениями, высказанными на секции, – подчеркнул модератор. – Пенза, на самом деле, что бы ни говорили различного рода оппозиционеры и злопыхатели, очень часто не только выходит вперёд с редкими и сильными инициативами, но и делает их реальностью. Вместе с тем, не уверен, что подобные инициативы, как и разработку ТЗ на концепт образования региона, нужно доверять, столичным специалистам Так, всё снова возвращается на круги своя – провинцией командует столица или, по крайней мере, «не свой», а именно «чужой». Вот так и пропадает у людей провинции надежда на самобытность. Нужно искать более хитрые ходы, не отказываясь от реальной помощи дельных экспертов, но и не отдавая им на откуп управление процессом.

Все участники секции и многие эксперты других секций сошлись во мнении, что Пенза, выступающая инициатором таких форумов, по праву может стать межрегиональной площадкой педагогической провинции. 

Эти идеи поддержал инициатор секции, председатель Правительства Пензенской области Ю.И. Кривов, подводивший итоги работы форума.