Леонид Печатников: «Мы сделали всё от нас зависящее, чтобы преобразования в системе московского образования проходили максимально демократично» №1(9), 2013 год

Наталья Лучкина

В Издательском доме «Комсомольская правда» прошла пресс-конференция с заместителем мэра Москвы по вопросам социального развития Леонидом Печатниковым и начальником правового управления Департамента образования города Москвы Владимиром Раздиным по вопросам модернизации образования в столице.

Система московского образования — это динамичный, во многом противоречивый процесс, который вызывает много вопросов. 

— Проанализировав систему образования, которая существовала в Москве до 2010 года, прежде всего систему школьного образования, мы обнаружили некоторые интересные факты. Существует несколько десятков элитных, «хороших» школ, куда родители готовы возить детей через всю Москву, несмотря на пробки и загруженное метро. Таких школ было около 50, и они никогда не испытывали недостатка в учениках, — отметил заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития Леонид Печатников. 

Зависимость от количества учеников в школах — это серьёзная проблема. Ведь там, где много обучающихся, соответственно, много денег — и зарплаты учителей, и общая оснащённость учебного учреждения на высшем уровне. В обычных же школах, в отличие от так называемых элитных, немало проблем. И таких школ в Москве было на порядок больше — около 500. 

— Стало понятно, что нужна оптимизация. Тогда началась реформа по объединению школ, и в этом случае у нас появлялись дополнительные помещения и возможности. Мы сделали всё от нас зависящее, чтобы преобразования проходили максимально демократично. В школах были созданы управляющие советы, мы активно привлекали родителей к этому процессу, — продолжил Леонид Печатников. — Многим директорам стало тяжелее. Они получили учителей, которых не брали на работу, но ситуация постепенно стабилизируется. Это долгий процесс, он ещё продолжается. 

Вопрос о комплексном обучении коснулся и детских садов. Система присоединения детских садов к школам активно практикуется в странах Западной Европы. 

— Во Франции это называется L’e,cole maternelle — материнская школа, — пояснил Леонид Михайлович. — Какие же плюсы в создании образовательных комплексов? Во-первых, мы начинаем готовить ребёнка к программе конкретной школы буквально с младенческих лет. В старших группах с детьми занимаются преподаватели начальных классов по программе, адаптированной к школьной. Первоклассников просто недооценивали. Выяснилось, что наши дети и внуки оказались намного способнее нас: их можно приобщать к школьной программе гораздо раньше. Во-вторых, зарплата учителей начальных школ при такой системе существенно возрастала, потому что у них появлялась дополнительная нагрузка по работе с детьми в детсадах, она неплохо оплачивалась, поэтому сейчас средняя заработная плата преподавателей в Москве приближается к 60 000 рублей. Нагрузка на учителей растёт, но мы имеем возможность провести кастинг, выбрать лучших учителей и обеспечить их достойной заработной платой. Поэтому сегодня мы активно практикуем эту систему и уже создали несколько таких комплексов, где образование начинается буквально с трёх лет. Когда в это образование включаются преподаватели начальных классов, и сама по себе школа становится многочисленной.

Однако создание больших образовательных комплексов вызывает волнение среди родителей. Много споров ведётся, в частности, об исчезновении элитных школ и общем усреднении образовательных учреждений. Поступить в «хорошую» школу было сложно, желающие сдавали вступительные экзамены, но зато к обучению допускались только высокомотивированные дети.

— Нас часто упрекают в ликвидации элитных школ. Но давайте вернёмся к тому, что было до этой реформы. Существовали элитные школы, куда москвичи возили своих детей на другой конец города. И эти школы работали иногда в две-три смены. Одновременно у нас были школы, куда родители не хотели отдавать своих детей — где мы просто «отапливали воздух», не могли набрать даже одного класса. Наверное, это зависело от массы причин — от директора, педагогов, но такова была реальность, — заметил Леонид Печатников. — После того как была изменена система финансирования и деньги «пошли за учеником», стало совершенно ясно, что школа, где в классе 10 человек, просто не прокормит своего педагога. Поэтому речь пошла об объединении школ по территориальному признаку в такие учебные комплексы. При усреднении элитных школ одновременно исчезли и откровенно «плохие» школы, а эта задача стояла одной из первых. 

И что же теперь — забыть про элитные школы и априори признать положение о том, что дети развиваются на одном уровне? Конечно, у всех учащихся разные способности — и для высокомотивированных детей будут созданы новые возможности. В Москве создаётся система предуниверситетской подготовки старшеклассников. При университетах будут созданы специальные колледжи, так называемые предуниверситарии. Как детский сад стал частью начальной школы, так и старшие классы школы станут частью университета. Преподаватели вуза начнут готовить старшеклассников по своему профилю и прежде всего к тем экзаменам, которые нужно будет сдать, чтобы поступить именно в выбранное учебное заведение. Департамент образования провёл рейтинговое голосование: школьников попросили рассказать, в какие вузы они хотели бы поступить. Этот рейтинг составили не по критериям эффективности, а по критериям «желательности» вузов для учеников школ. Опрошенные называли пять-шесть известных вузов, включая МГУ, МГИМО, на первом месте оказалась Высшая школа экономики, с которой и решили начать эксперимент. Пилотный проект — НИУ «Высшая школа экономики» стартует с сентября 2013 года. Образование школьники будут получать бесплатно, бюджетные деньги, запланированные для получения обязательного среднего образования и закреплённые за учеником, перейдут на подготовку в предуниверситарии. Вуз будет сам решать, по каким критериям набирать абитуриентов: по результатам государственной аттестации (ГИА) для выпускников девятых классов либо по специальному собеседованию или же будут проводиться вступительные экзамены.

— Если проводить психологическое тестирование, то станет ясно, что после восьмого класса у ребёнка ещё нет чёткого понимания того, где бы он хотел учиться и чем бы хотел заниматься в будущем. В 10–11-х классах школьники профессионально ориентированы и могут решить, в какой вуз им поступать. Поэтому набор учащихся в предуниверситарии лучше проводить после девятого класса, — пояснил начальник правового управления Департамента образования города Москвы Владимир Раздин.

Означает ли то, что дети, обучающиеся в предуниверситариях, гарантированно поступят в выбранное учебное заведение? Разумеется, все учащиеся будут сдавать ЕГЭ, но специальная подготовка преподавателями вуза увеличивает шансы. Также высокомотивированные школьники могут поступить в высшее учебное заведение по результатам олимпиад, к которым педагоги будут активно готовить абитуриентов. 

По статистике, после одиннадцатого класса 90–92 % выпускников московских школ поступают в вузы.

— Это тревожный сигнал, — сказал Леонид Печатников. — Мы не говорим, что за высшее образование они там получают. Появилось много негосударственных университетов, которые открывают филиалы чуть ли не в деревнях. Не составляет особого труда поступить в вуз. Из-за этого девальвируется высшее образование.

В обществе произошёл перегиб, появилось представление о том, что высшее образование стало обязательным. Леонид Печатников подчеркнул, что в связи с этой проблемой необходимо развивать среднее профессиональное образование, рассматривается вопрос о разработке прикладного бакалавриата.

— Модернизация началась не в этом году, это долгий процесс. Но слияние школ уже дало результаты. Появилось больше школ, где ученики набирают высшие баллы на едином экзамене. Выросло число учебных заведений, в которых обучаются победители олимпиад, в том числе Всероссийской олимпиады школьников. Если в 2010 году было всего 278 призёров Всероссийской олимпиады школьников, то в 2012 году их стало уже 331. На уровне преподавания отразилась и смена педагогического состава. Учителя, которые не потянули бы обновлённые классы после слияния, либо ушли из школы, либо отправились на переподготовку. Реформа проходит успешно, и с каждым годом мы ожидаем лучших показателей, — подытожил Владимир Раздин.