Исаак Калина: «Вся информация есть в открытом доступе» №1(9), 2013 год

Алиса Лузгина

В связи с окончанием 2012/2013 учебного года Департаментом образования Москвы была проведена пресс-конференциям, посвященная подведению итогов закончившегося учебного года и озвучиванию планов на следующий. Руководитель департамента Исаак Калина и его коллеги рассказали представителям СМИ о результатах ЕГЭ и Всероссийской олимпиады школьников, о развитии общественных советов школ, о зарплате учителей и о других важный вещах.

– Во время подготовки к этой встрече я пытался вычленить вопросы, события прошедшего учебного года, информацию о которых невозможно получить в открытом доступе. Но я постоянно находил подробнейшую информацию в открытом доступе: на сайтах школ, или на сайтах окружных управлений, или на сайте Департамента. Поэтому я подумал: может быть, эта открытость системы, абсолютная доступность информации о всех важнейших событиях, происходящих в системе образования, и есть один из результатов прошедшего учебного года? – этими словами Исаак Иосифович открыл конференцию.

Затем руководитесь Департамента образования Москвы поделился некоторыми результатами закончившегося учебного года. В частности, он сообщил, что стабилизировался бюджет Департамента, который за два года стал на 100 млрд рублей больше за последние два года, составив 257 млрд рублей в 2013 году.

Всем детям от трёх до семи лет были предоставлены места в детский садах; исключение составили дети, проживающие на территориях Новой Москвы, и это с учётом того, что каждый год в детские сады Москвы приходит на 20 тысяч детей больше, чем в предыдущем. Также у жителей столицы не было проблем с зачислением детей в первый класс – все дети, которые были записаны в московские школы 1 апреля при помощи электронной системы, уже зачислены в первые классы выбранных школ.

По-прежнему актуальной для журналистов и общественности остаётся тема ЕГЭ, что показало большое количество вопросов, связанных с Единым госэкзаменом. Исаак Иосифович сообщил, что Мособрнадзор ведёт проверку результатов ЕГЭ, но уже сейчас можно сказать, что они будут не хуже результатов предыдущих лет. Будут подвергнуты проверке работы тех учеников, которые показали результаты, значительно расходящиеся с оценками, полученными в течение учебного года. Поэтому окончательные результаты проведения ЕГЭ будут подведены после проверки, а также апелляций учащихся. 

На вопрос, будет ли вноситься в результаты ЕГЭ средний балл за все предметы, а также учитываться некоторые достижения, Исаак Иосифович заметил, что подобные предложения возникли не сейчас, а в 2001 году, когда ЕГЭ только зарождался, и объяснил, почему этот подход не будет эффективен. Он согласился, что внесение в балл ЕГЭ среднего балла за изученные в школе предметы могло бы повысить интерес школьника ко всем предметам, а не только к тем, которые он планирует сдавать, но в хорошей школе эта задача решается другими способами. Как один из вариантов поддержания интереса школьников к ЕГЭ Исаак Иосифович предложил объявление за месяц до ЕГЭ предмета, по которому будет проведено дополнительное тестирование и по которому будет выставляться недифференцированная оценка (зачёт / незачёт). Глава Департамента образования Москвы объяснил, что такой подход мог бы подготовить школьника к учёбе в вузе, где актуальны многопредметность и конвергентность. В то же время, включение в результат ЕГЭ среднего балла по предметам может дать необъективные результаты, так как в разных школах разновесные оценки – и то, что является высшим баллом для одной школы, может быть удовлетворительным для другой.

Исаак Иосифович призвал журналистов и общественность спокойнее относиться к ЕГЭ, который, по его мнению, хорошо справляется с возложенной на него ролью – ролью фильтра. Так, например, 7% школьников не сдали ЕГЭ по математике, что странно, поскольку, если школьник был допущен до ЕГЭ, значит, он выполнил необходимые контрольные работы, за которые ему поставили хотя бы «три», при том, что контрольные работы сложнее, чем Единый государственный экзамен. Глава Департамента образования Москвы заметил, что ЕГЭ – это не образование, а форма аттестации, и не нужно обсуждать ЕГЭ в разрезе несвойственных для него задач.

Также хорошие результаты московские школьники показали на Всероссийской предметной олимпиаде школьников. Произошло увеличение количества победителей-москвичей с 73–76 до 84 победителей, что является лучшим показателем за все годы проведения Олимпиады. Важно отметить, что при этом увеличилось общее число школьников – участников олимпиады; их численность составила 100 тысяч человек, что показывает высокий уровень знаний победителей. Кроме того, возросло число школ, получающих грант мэра – со 135 в прошлом учебном году до 220 в этом.

Помимо этого Исаак Иосифович озвучил среднюю зарплату учителей московских школ, оговорив, что определение «средняя зарплата» подразумевает, что кто-то получает меньше, а кто-то – ещё больше. В первом квартале 2013 года средняя зарплата московского учителя составила 64 тысячи рублей. Также растёт зарплата воспитателей дошкольных отделений, которая составила 41 тысячу рублей против 25 тысяч в 2010 году. Школы, которые объединились с детскими садами, стали тратить значительные средства на то, чтобы поднять зарплату воспитателям в дошкольных отделениях.

Что касается планов на будущее, в качестве основной задачи глава Департамента образования Москвы обозначил повышение качества образования, которое заключается, в первую очередь, в возможности выбора, которую имеют как семья, приводящая ребёнка в школу, так и сами школьники, учителя и руководители образовательных учреждений. Исаак Калина согласился с распространённым среди родителей мнением о том, что лучшей школой является та, которая находится рядом с домом. И это обусловлено в том числе тем, что сейчас практически каждая школа способна предоставить ученику возможность учиться хорошо, и самая главная возможность выбора, которая должна быть у школьников и их родителей, – это не выбор школы, а выбор внутри школы. Директор школы № 1298, депутат муниципального собрания Куркино Ольга Ярославская добавила, что объединение школ с другими школами и с колледжами позволяет предоставить семьям более широкий веер образовательных возможностей для учеников, так же как и объединение детских садов и школ. Она объяснила, что выбор детского сада – это серьёзный шаг, так как подразумевает выбор философии и миссии школы, в которой будет обучаться ребёнок. А Людмила Мясникова, председатель Экспертно-консультативного совета родительской общественности, развивая эту мысль, объяснила, что, если ребёнок испытывает сложности в обучении, он может перевестись в другой класс той же школы.  

Важное замечание сделал директор Центра образования «Царицыно» Ефим Рачевский. Он заметил, что ни одна успешная деятельность не возможна без конкуренции, и сейчас, когда в московском образовании достигнут уровень достаточности, наступает второй период, когда идёт формирование профессиональной культуры учителей, которые понимают, что работу в системе столичного образования получат лучшие. Доказывая это утверждение, Ефим Лазаревич привёл пример своей школы, где во время поисков учителя физики были получены отклики от 19 потенциальных претендентов.

Также был затронут интересующий многих родителей и администраторов школ вопрос развития управляющих советов. Ефим Рачевский сообщил, что первому в России управляющему совету школы в этом году исполняется 20 лет. Также он сообщил, что к нему приходит новое поколение родителей, которые хотят понимать, что школа делает на их деньги, которые они платят государству как налогоплательщики. Исаак Калина заметил, что это абсолютно нормальный и даже желательный процесс, поскольку образование является общественным благом и, значит, родители как граждане Российской Федерации имеют право на него влиять.

Положительный эффект на процесс образования оказали электронные дневники. Ефим Рачевский заявил, что электронный дневник – это противоядие от учительской нерешительности, так как он повышает ответственность за выставляемые оценки. Анна Вахнеева, глава гимназии № 1517, сообщила, что электронный дневник – это доступная форма общения с родителями, так как в электронный дневник учитель может написать свой комментарий. А Исаак Иосифович добавил, что теперь родители могут обсуждать с детьми не то, что они получили, а то, что изучили в школе, поскольку информация об оценках доступна родителям априори.

В завершение конференции Исаак Иосифович призвал журналистов корректно отражать информацию, полученную ими от Департамента образования. Он напомнил, что эта задача упрощается тем, что вся необходимая информация о деятельности Департамента есть в открытом доступе.