Дмитрий Ливанов: «Расходы на образование должны стать абсолютным приоритетом в региональных бюджетах» №1(9), 2013 год

Пресс-служба Министерства образования и науки РФ

Подведению итогов прошедшего учебного года и постановке задач на будущий учебный год было посвящено прошедшее 19 июня 2013 года в Минобрнауки России совещание руководителей региональных органов управления образованием.

В своём выступлении министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов подчеркнул важность постоянного прямого диалога с регионами: «Открытое свободное обсуждение лицом к лицу позволяет найти точки взаимопонимания, выявить проблемы и найти пути их решения». 

Министр отметил, что сегодня в системе образования одновременно реализуются десятки новых масштабных проектов, конкурирующих между собой за внимание и ресурсы: «Такое напряжение нужно для того, чтобы сделать качественный рывок и решить задачи развития образования в комплексе». 

Министр напомнил, что комплексный подход был опробован в рамках проекта по модернизации региональных систем образования, благодаря которому удалось повысить среднюю зарплату учителей до средней по экономике региона и одновременно улучшить инфраструктуру общего образования, в том числе принципиально решить вопрос с обеспечением дистанционным образованием детей с ограниченными возможностями здоровья, с организацией безопасного подвоза к сельским школам, с оснащением школ учебным оборудованием. 

«Однако сегодняшние задачи, выраженные в дорожных картах по выполнению Указов Президента, ещё более амбициозны и сложны», – сказал Дмитрий Ливанов. Министр поблагодарил регионы за оперативную разработку региональных дорожных карт. Благодаря этому, например, удалось согласовать с экономическим блоком Правительства выделение из федерального бюджета 50 млрд рублей на обеспечение доступности дошкольного образования в регионах. 

Вместе с тем, министр обратил внимание на то, что дорожные карты ряда регионов не полностью подкреплены источниками финансирования: «Все ключевые задачи: повышение зарплат педагогическим работникам, расширение охвата дошкольным и дополнительным образованием – должны быть выполнены в полном объёме и в установленные сроки. Основная ответственность по обеспечению доступного качественного дошкольного, общего, дополнительного образования лежит на региональном и муниципальном уровне. Мы будем оказывать необходимую поддержку, но в дорожных картах не должно быть мероприятий, не подкреплённых источниками финансирования… Исполнение Указов Президента требует, чтобы расходы на образование стали абсолютным приоритетом в региональных бюджетах», – подчеркнул Дмитрий Ливанов. 

Министр предостерёг регионы от ситуации «тришкиного кафтана», когда ресурсы в системе не растут, а перераспределяются: «Мы знаем, что в ряде регионов увеличение заработной платы педагогов сопровождается резким снижением всех прочих учебных расходов. Это недопустимо». При этом, отметил Дмитрий Ливанов, недопустимо искать дополнительные средства в карманах родителей, особенно в сфере дошкольного образования: «Доступность означает не только создание в необходимом количестве новых мест, но и сохранение на прежнем уровне (или разумная индексация) родительской платы. Она не должна стать барьером для малообеспеченных семей».

Другой риск при реализации региональных дорожных карт связан с усилением бюрократического контроля. Министр призвал снизить давление бюрократического пресса посредством повышения информационной прозрачности деятельности образовательных организаций: «Реальные действия по повышению качества образования делаются не в министерствах, а в школах. Учителям надо доверять. Излишний документооборот должен быть сокращён».

Среди других актуальных вопросов для региональной политики обсуждалось введение с 1 сентября 2013 года школьной формы. В этом вопросе «очень важно участие детей, родителей, всех заинтересованных сторон в выработке конкретного стиля, обеспечивающего идентичность школы», – отметил министр. Также особое внимание министр попросил обратить на поддержку малоимущих семей, с тем чтобы приобретение школьной формы не стало для них непосильной нагрузкой.

Предстоит также совместная с регионами обстоятельная работа над ошибками по результатам ЕГЭ 2013 года. Планируется серьёзное повышение безопасности проведения ЕГЭ, изменения в содержании конкретных экзаменов. «Главное, чтобы идеология прозрачности и честности победила. Нечестность наглядно видна из статистической обработки результатов. Проведение нечестного ЕГЭ – повод для вопроса о доверии региональному руководству», – сказал министр.

В заключение Дмитрий Ливанов подчеркнул, что реализация федеральной образовательной политики невозможна по команде из Москвы. «Модернизация образования является общим делом федерации, регионов, муниципалитетов. Именно на уровне регионов принимаются ключевые действия. Наша задача – помочь вам решить национальные задачи с учётом особых обстоятельств ваших регионов. Для этого нужны сильные и активные лидеры региональных систем образования, настоящие партнёры».

В августе Минобрнауки России запустит программу профессионального развития для региональных управленцев. Планируется, что в будущем критериями оценки их работы станут честность ЕГЭ, динамика зарплаты педагогов, динамика очереди в детские сады, динамика учебных достижений по результатам национальных и международных исследований. 

Москва, ул. Тверская, 11, тел. +7 (495) 629-5327, press@mon.gov.ru