Всероссийская конференция руководителей учреждений профессионального образования: стратегическое развитие №1(8), 2012 год

Пресс-служба ГК «Открытый Диалог»

15–17 апреля в Москве прошла Всероссийская конференция руководителей учреждений профессионального образования, организованная Группой компаний «Открытый Диалог». Её участниками стали ведущие эксперты и более 50 руководителей учреждений профобразования из разных городов России.

«Пионерские» задачи

Выступая в ходе деловой части Конференции, глава Союза директоров средних специальных учебных заведений России Виктор Дёмин напомнил о важности той работы, которую сегодня выполняют работники системы профессионального образования. Именно на плечи этой ступени образования ложится задача подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, которые должны стать опорой при переходе страны на инновационную модель экономического развития. Впереди ещё много высот, которые нужно взять: слияние ступеней начального и среднего профобразования, перемены в технологиях и методах обучения, выстраивание отношений с работодателем. Сложность стоящих задач делает их пионерскими. 

Ключевые изменения, к которым сейчас готовятся учреждения профессионального образования, должен принести новый закон «Об образовании в России». И хотя до его вступления в силу остаётся ещё три месяца, педагогическое сообщество предпочитает подготовиться к этому моменту заранее.

– Для любого руководителя важно уже сейчас сработать на опережение, – считает директор Хабаровского педагогического колледжа Геннадий Гостев, – то есть провести ряд мероприятий – организационных, методических, которые бы позволили плавно учебным заведениям и вообще системе вжиться в новые условия. 

 При этом, как отметил Виктор Дёмин, окончательной стратегии в развитии системы пока нет. «Федеральный институт развития образования (ФИРО) продолжает работать в качестве одной из рабочих групп над выработкой этой стратегии. Окончательно она не принята, возможно, будет готова в мае – июне Министерством образования и науки РФ. Вопрос стратегического развития профессионального образования имеет весьма важное значение, так как от этого во многом зависит создание учебных материалов, формирование кадрового ресурса и в целом развитие учебных заведений», – сообщил он. В связи с этим к реформаторской деятельности стоит подходить осмотрительно – не опережая события.

Осознанная необходимость

Главное же, с чего, по мнению экспертов, нужно начинать руководителям, – понять необходимость предстоящих перемен. Без них Россия может оказаться в роли поставщика добытых ресурсов в страны ВТО.

– Мы хорошо понимаем как руководители государственного сектора, что мы призваны решать задачи создания условий для развития экономики, а не для решения своих корпоративных интересов, – подчеркнул Виктор Дёмин. 

Своей главной целью работники сферы профессионального образования видят качественную подготовку гибких, мобильных, а главное, компетентных специалистов. Достичь же её можно, только сотрудничая с будущим работодателем. Как же отмечают эксперты, прочные когда-то связи между системой образования и реальным сектором экономики разорваны. К началу 90-х годов прошлого века мы подошли с системой квалификаций 70-летней давности. Немалая часть ветхих квалификационных характеристик относилась к уже несуществующим специальностям. Переход на новые критерии, по оценкам специалистов, должен занять около 10–15 лет. Новой точкой для соприкосновения должны стать профессиональные стандарты. 

– Профессиональный стандарт – это описание той квалификации, которая необходима для осуществления определённой профессиональной деятельности. Следовательно, нам надо понять, о какой профессиональной деятельности идёт речь, а потом становится понятно, какая нужна квалификация, какие знания и умения, чтобы эту профессиональную деятельность осуществлять, – пояснил Александр Лейбович, генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Российского союза промышленников и предпринимателей, первый заместитель директора ФИРО.

В составлении стандартов должен непременно участвовать заказчик. Так он может быть уверен, что получит работника с необходимым ему уровнем подготовки. «Качество рабочей силы – это один из факторов, который может частично компенсировать количество, хотя это вопрос яйца и курицы, потому что переоборудование предприятий предполагает уверенность в том, что на новом оборудовании будет кому работать», – сказал Александр Лейбович.

Сейчас, в соответствии с 597-м указом президента РФ, утверждён национальный план разработки профессиональных стандартов, 800 из них должны быть готовы к 2013–2014 годам, однако возможно ли выполнить такой объём работы, пока не ясно.

Между тем в Европе…

Выстроить для молодых людей прозрачную систему, которая, как прямая магистраль, ведёт от общего образования к профессиональному рынку, успешно удалось европейским коллегам. Об опыте Дании в этой сфере рассказал руководитель отделения Информационных и коммуникационных технологий Колледжа SDE и Центра СМИ и визуальных коммуникаций Хенрик Хёрт. Систему профессионального образования, которая сегодня действует в Дании, он назвал достаточно простой и даже немного старомодной. Однако у неё есть значительные преимущества. Например, соотношение между учебными занятиями и практическим опытом. На протяжении всего обучения студент имеет трудовой договор с компанией, которая принимает его на практику, проводит обучение. Со временем доля работы в компании начинает превалировать над академическими часами.

– Эта система хороша тем, что она стимулирует диалог между колледжем и компанией, – считает Хенрик Хёрт. – В то же самое время обучающийся приобщается к культуре и традициям в своей профессиональной отрасли. Это также сокращает риск безработицы, поскольку у человека есть прямая связь с компанией.

Также такой подход позволяет наладить тесное взаимодействие между образованием и бизнесом. Как только компания, производящая программное обеспечение (ПО) выпускает на рынок новый продукт, то немедленно обновляет ПО установленное в колледже. 

– Образование может служить инструментом построения карьеры, оно может увеличить и расширить ваши возможности в этом плане. Мы видим образование как часть нашего будущего общества. Другими словами, образование – это инвестиция, это вклад, – подчеркнул Хенрик Хёрт.

К сожалению, как отмечают специалисты, доля участия российского бизнеса в развитии отечественного профессионального образования в последнее время только сокращается. Так, по данным Высшей школы экономики, в 2012 году показатель предприятий, принимающих на работу выпускников ссузов, уменьшился с 56 до 46%. 

Как считают эксперты, чтобы привлечь частный капитал в образование, необходимо продумать систему налоговых льгот и преференций, которая сделает сферу образования более привлекательной для инвестиций.