Об итогах реализации в 2012 году Государственной программы «Развитие образования города Москвы на 2012–2016 гг. «Столичное образование» №1(8), 2012 год

Наталья Александрова

Государственная программа города Москвы «Столичное образование» на среднесрочный период 2012–2016 гг., утверждённая постановлением Правительства Москвы от 27 сентября 2011 ода., охватывает все образовательные учреждения столицы вне зависимости от формы собственности и ведомственной принадлежности, а это более 5500 образовательных учреждений, или более 2,5 млн учащихся. Это беспрецедентный по степени социальной значимости и масштабам финансирования (более 1,5 трлн рублей) комплекс мероприятий, определяющий вектор развития образования в Москве. Цель программы – создание условий для формирования социальной и образовательной успешности юных граждан столицы, чтобы они могли полностью реализовать свой личный потенциал и в полной мере участвовать в жизни общества, способствуя социальному, культурному и экономическому развитию города. Итоги первого года реализации программы были подведены на заседании Правительства Москвы.

Как отметил мэр города Москвы Сергей Собянин, 2012 год был охарактеризован значительным ростом числа московских детей. Несмотря на это, благодаря интенсивному строительству (за год в Москве было построено 76 новых детских садов), большинство из них устроено в дошкольные учреждения, и сейчас количество детей, посещающих детские сады, достигло рекордной цифры – 422000. Однако проблема с устройством детей ещё существует – достаточно остро она сохраняется на новых территориях, сказал мэр. 

– Средняя зарплата учителей по итогам 2012 года составила 57 тыс. рублей, то есть на 7 тыс. больше, чем средняя заработная плата в целом по городу, – констатировал Сергей Семёнович. – Это уже неплохая заработная плата, и впервые за много лет у нас практически нет вакансий учителей. 

Удалось качественно обновить материально-техническую базу образования – это ремонт зданий, благоустройство игровых площадок, стадионов, обеспечение новым оборудованием, компьютерными классами, ноутбуками для учителей и т.д. 

Была сформирована система общественного самоуправления, в школах города созданы и уже начали активно работать управляющие советы, включающие педагогов, родителей и учащихся. 

Система образования стала прозрачнее: вся информация о средней заработной плате, финансировании, поставках оборудования, работе управляющих советов конкретных школ сегодня доступна на школьных интернет-сайтах. Кроме того, работает электронная запись в школы. 

В 2012 году московские школьники сдали ЕГЭ значительно лучше, чем в предыдущие годы. Количество отличников по сравнению с 2010 годом выросло почти в два раза. Но так как процесс образования требует постоянного внимания и совершенствования, успокаиваться на достигнутом не стоит, подчеркнул Сергей Собянин и, обратившись к руководителю Департамента образования города Москвы, попросил его доложить о планах на 2013 год и о том, что сделано в 2012-м. 

Рассказывая об итогах реализации в 2012 году Государственной программы «Развитие образования города Москвы на 2012–2016 гг. «Столичное образование», министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования города Москвы Исаак Калина отметил, что направление деятельности в рамках Программы полностью согласуются с приоритетами развития отечественного образования, заданными указами президента России. Для эффективной реализации основных задач Программы сегодня создаются все необходимые условия. Так, в результате реализации Департаментом строительства города Москвы городской программы по строительству система образования получила в 2012 году целый ряд новых зданий. Значительные средства израсходованы на ремонты огромного количества учреждений. Большая работа проведена совместно с Департаментом информационных технологий. Приняты достаточные меры по формированию материально-технологической базы для развития современных информационных технологий в образовании. И поэтому задача 2013 года и следующих лет – это продвижение данных технологий, чтобы их могли использовать в своей деятельности не только передовые педагоги, но и все преподаватели Москвы. Для этого проводятся в большом количестве курсы повышения квалификации, семинары, организованные совместно с Департаментом информационных технологий. 

– Я должен сказать, что сегодня в работе учителя-предметника очень широко используются информационные технологии, что делает его труд достаточно современным и что вместе со значительным ростом заработной платы сегодня делает эту работу привлекательной для молодёжи. И не только, надо сказать, молодёжи, а людей среднего возраста, – подчеркнул Исаак Иосифович. – Мы проанализировали возрастной состав учителей наших школ, и надо сказать, что он имеет достаточно хорошую статистику, то есть, как и положено, большая доля учителей – это люди в возрасте от 35 до 50 лет, но появляется сегодня уже и достаточно молодых, и, несмотря на разговоры о том, что в школе остаются только пожилые, статистика показывает, что пожилых учителей примерно столько же, сколько молодых. 

Особо И.И. Калина подчеркнул, что начала подниматься и зарплата воспитателей дошкольных образовательных учреждений и дошкольных отделений в школах. Так как детские сады перешли на новую систему оплаты труда немного позже остальных образовательных учреждений, то основной рост пришёлся на конец 2012 года, и в последним его квартале зарплата стала уже более 40 тыс. рублей (до этого в среднем по городу зарплата воспитателей равнялась 36 тыс. рублей). Есть надежда и на дальнейшее увеличение, до 43–44 тыс. рублей. 

«В самом деле, очерёдность в детских садах снята», – добавил руководитель Департамента. И всё же, по сравнению с концом 2010 года, произошло её увеличение, потому что количество детей тех возрастов, которые сейчас поступают в дошкольные учреждения, намного больше, чем количество детей, которые выходят из детских садов. Поэтому задача по обеспечению дошкольников от трёх до семи лет местами остаётся достаточно острой, особенно на новых территориях. Однако в течение 2013 года, по расчётам Департамента строительства, будет создано около 1,5 тыс. дополнительных мест, и в течение летнего периода Департаменту образования, надеется его руководитель, удастся на новых территориях оптимизировать использование помещений школ, развитие вариативных форм, что тоже увеличит возможность приёма детей в дошкольные отделения. 

Сегодня электронная регистрация в первые классы идёт в привычном режиме, и уже почти 73 тыс. человек подали заявления – это более 80% прогнозируемого числа будущих первоклассников, ожидаемых в этом году. 

Следует сказать, что в этом году произошла некоторая модернизация в закреплении школ за домами: теперь за каждым конкретным домом закрепляются все близлежащие школы в микрорайоне, а не одна, как прежде. И родители имеют возможность привести ребёнка в любую из этих школ. Это резко повысило поступление в закреплённую школу: если в прошлом году было только 32%, то в этом году уже почти 64%. Но так как не все москвичи проживают по адресам регистрации, Департамент намерен с 1 августа (как только в соответствии с федеральным законодательством будет получена такая возможность) принимать в выбранные родителями школы всех фактически проживающих рядом с ними учащихся. 

В настоящее время идёт оптимизация школ, детских садов, создаются достаточно крупные образовательные комплексы, которые предоставляют московским семьям широчайший спектр образовательных программ на выбор – то, чего не может сделать одна маленькая школа. К сожалению, Департамент не всегда может пойти навстречу желаниям коллективов и разрешить объединение, потому что иногда заявки поступают от учреждений, разделённых достаточно серьёзными расстояниями. Но, отказывая в таких случаях коллективам образовательных учреждений, им предлагается искать другие варианты оптимизации, чтобы обеспечить главное – безопасность детей. 

Образовательные комплексы начали создаваться в Москве ещё 20 лет назад, они успешно действуют и, так же как комплексы, созданные сегодня, показывают очень высокие результаты. В том числе и заработные платы учителей, при абсолютно равном нормативном финансировании с маленькими школами, в этих комплексах значительно выше. Так что там ощутимо преимущество не только для детей, их семей, но и для самих учителей. 

Говоря о тех ресурсах, которые за два года поступили в систему образования, И.И. Калина охарактеризовал, как это отражается на результатах воспитательной и учебной работы московских школ. «Меня радует не только то, что растёт количество ребят, показывающих высокие результаты, – признался он, демонстрируя таблицу с результатами единого государственного экзамена, – но что постоянно растёт количество школ, которые сумели создать такую учебную атмосферу, что достаточно немалые группы ребят показывают высокие учебные результаты». 

То же самое можно сказать по итогам олимпиад. В этом году завершилась городская олимпиада, и представители 579 школ города стали призёрами и победителями московского этапа Всероссийской олимпиады (в 2010 году была только 421 такая школа). Есть уверенность, что московские школьники также достойно выступят на заключительном туре олимпиады. 

Что касается начального и среднего профессионального образования, то наполняемость соответствующих московских колледжей, традиционно пользующихся популярностью, растёт. В том числе значительно увеличилось количество взрослых, которые проходят обучение в колледжах, в 2012 году их было 37 тыс. человек. Хотя руководитель Департамента считает, что эта цифра недостаточна, так как обучать взрослых в колледжах можно гораздо больше: для этого, сказал он, нам надо просто повышать качество этого обучения и рекламировать данную возможность. 

Очень большим стимулом коллективам образовательных учреждений служит рейтинг на присуждение грантов мэра в сфере образования, который составляется уже два года. Сегодня конкуренция за участие в получении гранта мэра резко повысилась, и мы этому рады, отметил И.И. Калина. «Хотя, надо сказать, – добавил он, – что те школы, которые хорошо работали два года назад, продолжают работать хорошо, никакого падения в их работе нет, но к ним сегодня приближается уже достаточно большая группа школ Москвы, которые составят им, надеемся, в ближайшие годы серьёзную конкуренцию. Наверное, в какой-то мере всему этому помогает та прозрачность системы образования, которую мы вместе с коллегами из Департамента информационных технологий стараемся обеспечить – вплоть до того, что сегодня даже еженедельные рабочие совещания Департамента с руководителями всех образовательных учреждений города идут в открытом доступе в сети Интернет. Мы видим, что общество активно интересуется той работой, которая делается в системе образования. И мы понимаем – и директора, и коллективы понимают, – что без участия родительского в первую очередь сообщества получить хорошие результаты невозможно». 

– Департамент вошёл в число трёх пилотных столичных департаментов – участников программы «Открытое правительство», – сообщил Исаак Иосифович, – и мы расцениваем это не только как некоторую отметку тому, что мы делаем, но и как новую возможность расширить общение с обществом. А с целью формирования активной гражданской позиции и стимулирования инициативы школьников по улучшению того мира, в котором они живут, своего двора, микрорайона, города разработан и внедряется в школах Москвы межпредметный учебный модуль «Московский школьник – ответственный информационный гражданин». Цель проекта – максимальное информирование школьников о жизни города, его достижениях, проблемах, формирование навыка работы с городскими информационными порталами, вовлечение их в реальное участие в создании условий для комфортного проживания москвичей. Реализация данного проекта осуществляется в рамках учебных предметов: информатики, обществознания, экономики и других и внеурочной деятельности. По окончании курса учащиеся будут проходить дистанционное тестирование, направленное на выявление знаний и умений по работе с информационными порталами и сервисами Правительства Москвы. 

Подводя итог своему сообщению, руководитель Департамента образования города Москвы сказал, что первый год реализации программы завершился в целом в соответствии с теми задачами, которые были поставлены, плановые показатели достигнуты. «Считаем, что в системе образования наметились тенденции к серьёзным изменениям, способным поднять его на качественно новый уровень», – подытожил он. 

В заключение И.И. Калина поблагодарил коллег за участие в реализации Программы, подчеркнув при этом, что «практически нет департамента, который бы не работал с нами», и выразил надежду на то, что и в 2013 году совместными усилиями будут реализованы те задачи, которые поставлены Государственной программой «Развитие образования».