К 2016 году необходимо создать 1,2 млн новых мест в детских дошкольных учреждениях №1(8), 2012 год

29 мая председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев провёл совещание-видеоконференцию по вопросам обеспечения доступности дошкольного образования, в котором приняли участие представители федеральных и региональных органов исполнительной власти.

По информации Минобрнауки, с начала текущего года число детей от трёх до семи лет, посещающих детские дошкольные учреждения, выросло на 43 тысячи и сейчас составляет 5,3 млн, или приблизительно 85% от общего числа детей данного возраста. В шести регионах: Амурская, Владимирская, Калужская, Тюменская области, Ненецкий и Чукотский автономные округа – проблема практически решена, отметил Д. Медведев, однако 572 тыс. детей всё ещё ждут своей очереди. 

На комплексное решение задачи дополнительно предусмотрено 50 млрд рублей. Они будут выделены в текущем году в виде субсидий регионам, сообщил Дмитрий Медведев, особо подчеркнув, что деньги должны пойти именно на детские сады и ни на что другое. При этом обязательства регионов – это не только строительство детских садов, но и повышение зарплаты и квалификации работников дошкольных учреждений. Соответственно, необходимо также обратить внимание на повышение качества дошкольного образования и воспитания, подчеркнул Медведев. 

Продолжая тему, министр образования и науки Д. Ливанов сказал, что в каждом регионе разработаны поэтапные программы – как региональные, так и муниципальные, предусматривающие создание 755 тыс. дополнительных мест дошкольных образовательных учреждений за три года, при этом почти половина будет введена за счёт развития вариативных форм дошкольного образования. Это, сказал министр, очень важно, но полностью не решит проблему. Остаётся ещё незакрытая потребность – более 400 тыс. мест, и именно на эти цели планируется направить оказание материальной финансовой помощи бюджетам субъектов РФ, за счёт чего будет создано 433 тыс. новых мест в дошкольных образовательных учреждениях. Первый транш составляет 50 млрд рублей, соответствующий законопроект уже принят во всех трёх чтениях ГД и находится на рассмотрении в Совете Федерации.

Мы прекрасно понимаем, что от результатов этой работы, от максимально эффективного использования средств субсидий зависит и продолжение проектов в 2014 и 2015 годах, сказал Д. Ливанов. В результате к 2016 году мы создадим более 1,2 млн новых мест, обеспечив при этом современные комфортные условия образования и воспитания, изменится и качество педагогических кадров. И, безусловно, очень важный эффект – это повышение зарплаты педагогических работников дошкольных образовательных учреждений, которое идёт очень интенсивно: только в этом году заработная плата повысится в среднем по России на 35%. 

Новый закон об образовании: здоровьесберегающий контекст 

23 мая в Государственной думе РФ состоялся круглый стол «Вопросы здоровья в системе общего образования: проблемы отрасли и законодательства», в котором приняли участие депутаты Госдумы, члены Совета Федерации и представители свыше 30 субъектов РФ.

Здоровье подрастающего поколения является фундаментом развития человеческого капитала страны, и в свете вступления в силу 1 сентября 2013 года нового закона об образовании должны быть актуализированы имеющиеся и разработаны новые нормативные правовые документы, регламентирующие большой спектр вопросов охраны здоровья школьников.

Профилактическая и просветительская работа в области здоровья должна в первую очередь проводиться в образовательных учреждениях – таков главный посыл большинства выступлений участников круглого стола. Пока же педагогический ресурс здоровьесберегающей деятельности используется недостаточно, в связи с чем было предложено создать реестр рекомендуемых оздоровительных технологий и проводить широкую подготовку педагогов для их внедрения в образовательный процесс. 

Опыт работы свыше 140 московских школ показывает: там, где реализуется сетевой подход, например, в Юго-Восточном округе, действительно удаётся спроектировать и отладить систему процессов, способных гарантировать результативность здоровьесберегающей деятельности и создание здоровой образовательной среды как в отдельном учреждении, так и в целом городском округе. Внедрение московского стандарта качества образования предполагает выявление и трансляцию в рамках города и России лучших практик создания здоровьесберегающих условий обучения и реализации программ формирования здорового образа жизни. Решать эту задачу на основе выверенных научных подходов в тесном контакте с сетевыми учреждениями Департамента образования г. Москвы, федеральными НИИ, вузами и с привлечением творческого потенциала педагогов столичных школ предстоит Московскому институту развития образования. В текст итоговой резолюции круглого стола вошёл целый ряд предложений, сформулированных сотрудниками лаборатории здоровьесберегающих технологий образования МИРО по выстраиванию единой стратегии деятельности образовательных, медицинских и физкультурно-спортивных учреждений в целях сохранения и укрепления здоровья не только обучающихся, но и педагогов.