Исаак Калина: «Верьте в способности своего ребёнка!» №1(8), 2012 год

Владимир Пожарский

26 декабря 2012 года в информационном центре правительства Москвы прошла отчетная пресс— конференция министра образования столицы Исаака Калины на тему «Качество, доступное всем». Министр рассказал о ходе реализации государственной программы «Развитие образования города Москвы на 2012—2016 годы». В ходе встречи главный педагог Первопрестольной ответил на вопросы журналистов.

По словам министра, приоритетами развития московского образования является совершенствование содержания и технологий обучения и воспитания, обеспечение качества образовательных услуг, повышение эффективности управления, совершенствование экономических механизмов в сфере образования. Деятельность Департамента направлена на формирование московского стандарта качества образования, то есть многомерной и многоуровневой системы, которая включает в себя: образовательную инфраструктуру; качество и безопасность образования; социальную поддержку обучающихся и педагогов; государственно— общественное управление образованием. Создание и реализация московского стандарта качества образования – это одна из приоритетных государственных задач, которую решает Департамент в рамках своей деятельности. Значимость этой задачи заключается в формировании целесообразной и эффективной системы обучения и развития молодых москвичей от рождения до совершеннолетия. Системы, которая обеспечивает условия для раскрытия способностей и воспитания личности, готовой к жизни в высокотехнологичном обществе, конкурентном мире. При этом процесс образования направлен на постоянный личностный рост, а его результатом должно стать умение выпускника самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, ответственно реагировать на разные жизненные ситуации. Каждое образовательное учреждение столицы: детский сад, школа, колледж, ВУЗ – должны соответствовать современным требованиям и запросам москвичей, чтобы юные граждане столицы могли полностью реализовать свой личный потенциал и в полной мере участвовать в жизни общества, способствуя социальному, культурному и экономическому развитию родного города. Ведь именно образование – тот фундамент, на котором строится будущее нации.

Поддержать одарё­­нных детей

Исаак Калина отметил, что за последние годы произошел значительный рост зарплат в системе образования. Теперь зарплата воспитателя дошкольных отделений достигла 40 тысяч рублей. У учителей она тоже стабилизировалась и достигла в среднем по городу 57 тысяч рублей. Школы в настоящее время обеспечены самыми современными компьютерами и ноутбуками, что отразилось на показателях знаний учеников. Если в 2010 году победителями и призерами всероссийских олимпиад стали представители 74 школ, то 2012 году те же позиции занял 331 ученик из 126 школ.

— Рост налицо, — с удовлетворением заметил министр. – Мы рады за победы на олимпиадах, но еще больше рады, что меньшее количество школьников нарушает правопорядок по оценке органов внутренних дел. В Центральном федеральном округе Москва имеет самые низкие показатели среди других субъектов по асоциальному поведению подростков. Мы стремимся, чтобы каждый ребенок, каждая семья были под пристальным вниманием наших педагогов. Что касается качества образования, то оно повышается также за счет внедрения новейших технологий. Мы предоставляем всем одаренным детям дальнейшее профильное развитие – это главнейшая задача на будущее. Мы стремимся не потерять ни одного одаренного ребенка!

Далее Исаак Калина коснулся вопроса благоустройства школьных территорий. Оказывается, за последние два года правительство столицы выделило на эти цели больше средств, чем за предыдущие 10 лет. В результате жители близлежащих районов получили прекрасное место для прогулок и спортивных игр. С 2013 года поддерживать эти территории в надлежащем состоянии будут префектуры.

Очистить всё поле от сорняков

— Финансирование в школу приносит московская семья, — заявил министр. – Допустим, если в школе нет группы продленного дня, нет кружков по интересам, то родители имеют возможность перевести ребенка в лучшую школу, где все это есть. А вместе с ребенком из «плохой» школы уйдут и 120 тысяч рублей в год нормативно— подушного финансирования. За каждым домом в столице теперь закреплена не одна— единственная школа, а несколько близлежащих. Тех, которые расположены в этом микрорайоне, с учетом безопасного перемещения ребенка. Я не устану повторять: верьте в способности своего ребенка, а не в возможости какой— то чудо— школы! Безопасность ребенка – это самое главное! Нельзя 7— летнего ученика отправлять одного на метро. Это может кончиться трагедией. Расскажу недавний случай. Мама с ребенком жила в одном округе, а работала в другом. Она записала мальчика в школу поближе к работе и сама его провожала— встречала. Спустя три года, после окончания ребенком начальных классов, работу мама поменяла, но не захотела перевести сына в школу поближе к дому. Подписала все необходимые документы, чтобы ребенка отпускали одного. Школа – не казарма, и мальчик стал ездить из одного административного округа в другой самостоятельно. А путь его проходил через железнодорожное полотно. В результате ребенок погиб. А зачем надо было рисковать его жизнью?! Ради чего?! Уверен, что и в его районе есть школы не хуже.

По поводу коррупции в системе образования Исаак Калина заметил:

— Я оптимист! Взятки педагоги будут брать реже и меньше! Родители перестанут их давать. Незачем будет! Ведь нормативно— подушевое финансирование – это такая, позволю себе сравнение, агросистема, которая очищает все поле! А финансовый контроль (который работал, работает и будет работать) выпалывает лишь отдельные сорняки.