Александр Дегтярёв: «Судьба инновационной экономики находится в прямой зависимости от конкурентоспособности системы образования» №1(8), 2012 год

В Госдуме 18 декабря 2012 года прошло заседание, на котором во втором чтении приняли законопроект «Об образовании в Российской Федерации», внесённый Правительством Российской Федерации 3 августа 2012 года. С предложением поддержать принятие закона выступил Александр Дегтярёв, председатель комитета по образованию:

— Я убеждён, что судьба инновационной экономики находится в прямой зависимости от конкурентоспособности системы образования, и её способности эффективно реагировать на внутренние и внешние вызовы времени. Поэтому задача законодателя в этих условиях — создание для всех трёх участников процесса: государства, общества и личности, — полноценного институционального поля…

… Нам нужен закон, который позволит руководствоваться им в длительной перспективе в новых координатах глобализирующегося мира.

Именно с таким прицелом он был подготовлен Правительством Российской Федерации, а благодаря поступившим поправкам и проделанной в Государственной Думе работе, многие нормы законопроекта стали более точными и содержательными. Кроме того введены некоторые новеллы в рамках принятой концепции.

В законе закрепляется положение о представлении Федеральному Собранию Российской Федерации ежегодного доклада Правительства Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования и опубликовании его на официальном сайте в сети «Интернет»… Существенно переработана статья, посвящённая сетевой форме реализации образовательных программ, то есть той форме, которая позволяет наиболее эффективно использовать не только собственные ресурсы образовательных организаций, но и привлекать ресурсы других организаций. Доработана статья, посвящённая такому перспективному процессу, как реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Расширены возможности использования электронных учебников и электронных учебных пособий при реализации образовательных программ. Уточнены вопросы, касающиеся семейного образования и самообразования. В ранг государственной политики возводится выявление, поддержка и сопровождение лиц, проявивших выдающиеся способности, а также оказание содействия в получении такими лицами образования. Согласно статьи 96, организации, осуществляющие образовательную деятельность, теперь могут получать общественную и профессионально-общественную аккредитацию в различных российских и международных организациях, в том числе организуемых работодателями и их объединениями, на предмет признания качества и уровня подготовки выпускников, соответствия ими требованиям профессиональных стандартов и требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля, обеспечивая при этом полную открытость процедур и результатов аккредитации. Наконец, приобретает легитимные формы мониторинг системы образования, который, как сказано в статье 97, представляет собой систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов.

… Приведёнными примерами не ограничивается инновационная составляющая нового закона об образовании. Однако не менее сильной стороной нашего закона является и его социальная составляющая.

В ходе работы над законопроектом были учтены многие предложения Общероссийского Профсоюза образования, оформленные поправками депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации.

Это касается вопросов:

Выделения субвенций из региональных бюджетов местным бюджетам, с указанием конкретного направления расходования этих средств; учёта мнения жителей сельского поселения при принятии решения о реорганизации или ликвидации соответствующей муниципальной общеобразовательной организации; сохранения права педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, как это установлено статьей 55 ныне действующего Закона РФ «Об образовании»; закрепления права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года и т.д. Среди всех законопроектов, рассматриваемых Государственной Думой, вряд ли найдётся ещё один, вызвавший такую заинтересованность и активность со стороны россиян, как закон «Об образовании в РФ»

… Прошу вас поддержать решение Комитета и принять во втором чтении проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», внесённый Правительством Российской Федерации.