Александр Дегтярёв: «100 лет Закону о ликвидации безграмотности в Российской империи!» №1(8), 2012 год

Владимир Пожарский

8 февраля состоялась пресс-конференция, посвященная Закону об образовании, в которой приняли участие председатель комитета Госдумы РФ по образованию Александр Дегтярёв и директор Института развития образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Ирина Абанкина. Они рассказали о новациях в сфере образования и ответили на наболевшие вопросы, которые ставит общество: кто будет оплачивать дошкольное образование, как будет финансироваться высшее образование и многие другие.

Вступительное слово взял Александр Дегтярев:

– 29 декабря 2012 года Закон об образовании подписал президент Владимир Путин. Он тщательно изучил все 400 страниц достаточно сложного текста. Оппоненты-критики раздувают мифы об этом законе, которые мы легко развеем, потому что смотрим в будущее! А как доказать свою правоту всему российскому народу? Повторяю: 400 страниц закона, написанного юридическим языком, может понять только подготовленный, очень образованный и умный человек. Поэтому мы все 111 статей закона расшиваем, делаем тематические брошюры и направляем в народ. К примеру, о правах и обязанностях педагогов, школьников, студентов. Кстати, чтобы школьникам было интересно это читать, мы объявили конкурс на лучшее иллюстративное оформление этих брошюр. Уже есть первые ласточки – данное предложение получило широкий отклик у художников. Мы уже получили первые, на мой взгляд, очень интересные предложения. Кстати, сегодня исполнилось сто лет со дня принятия закона Российской империи о ликвидации безграмотности. Министр народного образования Игнатьев предложил этот знаковый закон, который утвердил император Николай II.

Далее Александр Николаевич рассказал о том, что мифотворчество благодаря распространению доступной всем и каждому информации о принятом месяц назад законе они постараются свести к нулю. Как выяснилось, комитет продолжает работу над федеральными государственными стандартами образования:

– Они должны иметь и содержательную сторону и полностью исключать глупости, – отметил Дегтярёв. – Когда в списке рекомендованной для школьников литературы есть очень неприличные «литературные» вещи взамен Толстого, Бунина, Гоголя, то мы с этим согласиться не можем. У комитета образования зрелый и спокойный взгляд, мы постоянно держим руку на пульсе всех проблем образования. В этом нам очень помогают экспертные советы.

ЕГЭ для дошколят

Продолжила освещать тему Ирина Абанкина. Она рассказала, что в соответствии с новым законом дошкольное образование наконец-то признано именно образованием, и теперь будет финансироваться субъектами федерации. Так как закон вступает в силу с 1 января 2014 года, то субъекты смогут подготовиться, чтобы грамотно спланировать свой бюджет. Зарплаты педагогов-воспитателей вырастут. А вот уход за детьми, питание, присмотр будут теперь оплачивать родители. Правда, предусмотрены компенсации от государства: для второго ребенка – 50%, для третьего – 70%. Дети-инвалиды получат все эти услуги бесплатно. По поводу школьников средних школ Ирина Всеволодовна сказала, что теперь закон вводит в их обязанности учиться, прежде за это отвечали родители.

Талантливо и с юмором дополнил выступление Абалкиной Александр Дегтярёв. Он подчеркнул, что ЕГЭ в детском садике не будет. Кроме этого, закон разрешил семейное образование. То есть ребенок будет учиться дома у мамы с папой или у гувернёра, как в «Евгении Онегине», а потом, сдав соответствующие экзамены, получить аттестат в школе или колледже. Единственное, что пока осталось за кадром закона: как оплачивать труд папы или мамы. Они же затрачивают своё время и интеллект на обучение отпрысков, что, несомненно, должно учитываться государством. Также Александр Николаевич пояснил, почему были введены дополнительные часы физкультуры в средней школе. По его словам, две трети всех выпускников школ страдают хроническими заболеваниями, которые серьёзно влияют на здоровье всей нации. Прежде, когда нация была здорова, хватало двух часов в неделю, а теперь будет три часа.

В целом можно отметить стремление депутатов улучшить народное образование по примеру императорского министра Игнатьева. Однако мы это сможем по-настоящему оценить лет через 10–15, когда станут видны первые результаты. Когда будущие выпускники покажут всем «старичкам» свою культуру и таланты в полной мере.