Заседание Президиума Совета Ректоров вузов Москвы и Московской области №1(7), 2011 год

Наталья Лучкина

8 ноября в Московском корпусе МФТИ состоялось заседание Президиума Совета Ректоров вузов Москвы и Московской области, на котором рассматривались вопросы, связанные с проведением мониторинга деятельности государственных образовательных высших учебных заведений.

«Вышел указ президента Российской Федерации № 599 „ О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки“, в соответствии с которым, министерству образования и науки было поручено проведение мониторинга деятельности государственных образовательных учреждений в целях оценки эффективности их работы и реорганизации неэффективных государственных образовательных учреждений. Согласно установленным срокам, 1 декабря мы должны сформировать перечень неэффективных вузов, а к концу февраля подготовить предложение в правительство РФ и в дальнейшем передать президенту РФ», – рассказал заместитель министра образования и науки РФ Александр Климов.

В течение месяца – с 15 августа по 15 сентября – производился сбор данных. Вузы готовили и подавали сведения самостоятельно через специализированную информационную систему. Уникальность этого мониторинга заключается в том, что данные предоставляются по каждому филиалу высшего учебного заведения вне зависимости от его ведомственной принадлежности. Ранее эта информация интегрировалась, предусматривался общий отчет по вузу. Затем 1,5 месяца сотрудники министерства образования связывались с каждым вузом и производили выверку информации, в результате этой работы многие данные были скорректированы.

«К вопросу об отборе критериев мы отнеслись особенно серьезно. В определении показателей мы опирались на ассоциацию ведущих университетов России, три раза обсуждали этот вопрос с российским обществом директоров, проводили два заседания, посвященных этой теме. Можно смело утверждать, что выбранные критерии являются совместным решением ректорского корпуса, ведущих университетов, союза ректоров, министерства образования. Также вопрос обсуждался с межведомственной комиссией», – заявил А. Киров.

В междуведомственную комиссию вошли представители субъектов РФ, федеральных органов исполнители власти, у которых есть подведомственные высшие учебные заведения и филиалы. В результате обсуждений был сформирован список из 50 показателей, охватывающих разные стороны деятельности высшего учебного заведения, расширенный по пяти группам. В сфере образовательной деятельности – средний балл ЕГЭ зачисленных студентов, обучающихся на бюджетных и платных отделениях. В сфере научной деятельности – объем НИОКР (научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы) в расчете на одного педагогического работника. Международная деятельность отразилась в проценте иностранных студентов. Финансовая устойчивость характеризуется количеством доходов из всех источников в расчете на одного педагогического работника. И последняя, пятая группа – оценка по объему площадей помещений, находящихся в праве собственности или в оперативном управлении. По филиалам предусмотрены три дополнительных показателя: общий контингент студентов, аккредитационный показатель и доля штатных преподавателей.

В будущем эти 50 показателей планируется положить в основу разных принимаемых министерством, совместно с академическим сообществом, решений. Например, критерий по международным публикациям будет использоваться в реализации 599 указа, согласно которому к 2020 году не менее пяти российских вузов должны войти в топ-100 международных рейтингов.

«У нас с вами общая цель: обеспечить учащихся качественным российским образованием. Чтобы нам было не стыдно в интернете смотреть на то, какие места мы занимаем в мировом рейтинге», – подчеркнул А. Климов.

Для детального обсуждения проблемы эффективности вузов были созданы рабочие группы, куда вошли представители субъектов РФ ректорского сообщества, федеральных органов исполнительной власти, имеющих подведомственные вузы. Важный вопрос, который рассматривается на этих заседаниях: стоит ли относить вузы, имеющие свою специфику, к неэффективным? Например, вузы, готовящие судоводителей, прежде всего, смотрят на состояние здоровья, так как студенты-заочники могут по несколько месяцев находиться в плавании.

Заместитель министра культуры РФ Григорий Ивлиев поднял вопрос о специфике творческих вузов.

«При мониторинге таких вузов не стоит забывать об особенности творческих процессов и учитывать дополнительные показатели. Из восьми театральных вузов только один признан неэффективным», – отметил Г. Петрович.

Признан неэффективным Государственный специализированный институт искусств, в котором по специальным адаптированным программам обучается более 200 инвалидов. Оценка и выявление неэффективности специализированных вузов будет отдельно рассматриваться рабочими группами – такие образовательные учреждения требует особого подхода.

Рекомендации всех рабочих групп будут готовы 16–20 ноября, после чего межведомственная комиссия утвердит окончательный список неэффективных вузов и филиалов. После тщательной проверки и обсуждения будет приниматься окончательное решение о дальнейшей судьбе этих заведений. Речь не идет о поголовном закрытии таких образовательных учреждений.

«Продуман целый спектр действий, после того, как вуз попал в список неэффективных. Например, присоединение его к более сильному учебному учреждению. Ведь закрыть даже маленький филиал – серьезный шаг. Это может привести к проблемам связанным с обеспеченностью кадрами и к дистабилизации социальной обстановки. При реорганизации не должен пострадать ни один студент», – заметил А. Климов.

Субъекты Российской Федерации готовы оказывать поддержку неэффективным вузам, чтобы сохранить их как самостоятельные учебные заведения. Многие субъекты обещают разработать программы поддержки вузов и улучшить их показатели к следующему году, привести к нормальному состоянию. Например, некоторые неэффективные вузы не могут выполнить поручение президента РФ, согласно которому средний уровень заработной платы профессорско-преподавательского состава должен быть на уровне средней заработной платы по региону.

Проведенная оценка государственных вузов будет влиять на распределение бюджетных мест в следующем году. Претендовать на такие места могут и негосударственные вузы, 120 из которых уже добровольно приняли участие в мониторинге. По представленным данным предполагается провести оценку негосударственных образовательных учреждений и также опубликовать соответствующие выводы по расчетам.