УМНЫЕ КАДРЫ – БУДУЩЕЕ РОССИИ №1(7), 2011 год

Татьяна Тебенихина

28-29 ноября 2011 года в Москве прошёл VII Всероссийский форум руководителей образовательных учреждений. В работе Форума приняли участие первые лица образовательных учреждений всех уровней, руководители и специалисты региональных и муниципальных органов управления образованием, представители федеральных и региональных органов власти, местного самоуправления, а также деловых и финансовых кругов.

Столь широкий резонанс Форума свидетельствует о том остром внимании, которое уделяет общество вопросам образования. И это объяснимо: сегодня в социуме особо актуально звучит тема востребованности хорошо подготовленного специалиста. Вопрос в другом: как готовить кадры, чтобы быть конкурентоспособными на мировом рынке знаний и, в конечном итоге, на рынке труда? Вопрос этот приобрёл почти классическое звучание, пополнив список извечных проблем, переданных нам по наследству.

В рамках Форума прошли три конференции, адресованные руководителям учреждений всех уровней образования. Работа была организована в параллельном режиме, что позволило увеличить аудиторию. В рамках Форума прошла Всероссийская конференция руководителей дошкольных образовательных учреждений.

Гостеприимные хозяева предоставили право открыть пленарное заседание Карстену Хайнцу, руководителю отдела науки и образования посольства Германии в Москве. Докладчик остановился на теме российско-германского стратегического партнёрства в сфере образования. Интерес вполне оправданный: несколько крупнейших немецких компаний открыли в России предприятия, нуждающиеся в квалифицированных специалистах. Немецкие бизнесмены готовы финансировать их подготовку. Реалии сегодняшнего дня — глобализация экономики и открытость мировых рынков — формируют в сознании современной молодёжи активную мотивацию к профессиональной подготовке. В Германии за качество образования и подготовку востребованных специалистов ответственен бизнес, а не государство. Образование получает своего рода социальный заказ на подготовку профессионала, и выполняет его.

Как сказал Владимир Зернов, ректор Российского нового университета, председатель совета Ассоциации негосударственных вузов, в своё время наша страна была мировым лидером в сфере образования, однако теперь нет прочных связей между экономикой и образованием, что негативно сказывается на их состоянии. Экономика не даёт позитивных сигналов, какие специалисты нужны, а образование, в свою очередь, не соответствует потребностям сегодняшнего дня. Перед нашей страной стоит претенциозная задача — построение одной из самых конкурентоспособных мировых экономик. Задача оптимистичная и, по мнению докладчика, вполне реальная. Однако если образование не сможет стать локомотивом инноваций, выполнить её будет невозможно.

По словам профессора В. Зернова, сейчас инновационная составляющая российского образования крайне низка, в результате в «рейтинге изобретательных стран» мы занимаем неутешительную 36 строчку. Если в странах ОСЭР вклад инновационной составляющей в рост экономики составляет 60—90%, то в России — всего 4—7%.

— При наличии здоровой конкурентной среды, молодёжь приходила бы не в тот вуз, который удобен по форме учредительства, а в тот, который показывает наилучший результат, — убеждён Владимир Зернов.

Он предлагает оценивать учебные заведения «не по брендам и освоенным финансовым ресурсам, а по тому вкладу в экономику, который они дают». Кроме того, он выступает за финансовую поддержку из федерального бюджета тех негосударственных вузов, которые показывают хорошие результаты в инновационной деятельности. Находясь в неравноправных условиях, не имея над собой «финансовых зонтиков», эти учебные заведения умудряются идти вперёд, занимая более высокие строчки в мировых рейтингах. Важна генерация знаний, поэтому в оценке вуза должен преобладать критерий его соответствия самому высокому мировому уровню требований. Российское профобразование должно стать конкурентоспособным.

— На Конгресс соотечественников приезжают лучшие выпускники отечественных вузов, живущие в разных странах, — сказал докладчик. — Так вот, они уже с трудом друг друга понимают: «наши здесь» говорят об освоенных ресурсах, «наши там» — о полученных результатах. В качестве примера: выпускник МФТИ Михаил Лукин, ныне один из ведущих мировых учёных, в свои 40 лет возглавлял несколько лет Академию наук Германии. Вот нормальное отношение: пригласили одного из лучших учёных по результатам его достижений! Чтобы добавить нам оптимизма, скажу, что команда под руководством Михаила Лукина сейчас разрабатывает программу создания оптического компьютера (мы имеем к этому самое непосредственное отношение). Создание такого компьютера пока под силу только выпускникам советской высшей школы. Если компьютер будет создан, он вплотную приблизится к возможностям человеческого мозга. Дело «за малым»: никак не решим, из каких источников финансировать проект. По закону, государство не может финансировать научные разработки.

— Сегодня растёт общественный спрос на начальное и среднее профессиональное образование. Важно понимание молодёжью, для чего они учатся, и приблизить образования к практике, — на этой мысли акцентировал внимание коллег Виктор Дёмин, президент Союза директоров средних специальных учебных заведений России. — Профобразование должно максимально приблизиться к рынку труда и удовлетворять его требованиям. ФЗ-83 как раз и преследует эти цели. Бесспорно, что качество и уровень подготовки человеческого капитала — основа инновационного развития нашей страны. В условиях диверсификации экономики чётко определяется конкуренция между различными уровнями профессионального образования. Эту проблему не решить административными методами. Учитывая, что в структуре кадрового потенциала до 80% принадлежат высококвалифицированным специалистам среднего звена, сегодня востребованы колледжи и училища. Растёт потребность производства в практикоориентированных кадрах. Модели образования, которые разрабатываются в обществе, зависят от многих факторов. Очень важно учитывать в условиях интеграции международные требования, предъявляемые к квалификации специалиста. Сегодня общество наполнено ожиданиями, как будут выглядеть НПО и СПО с учётом стремительных изменений в экономике и производственных отношениях. Мы должны полнее удовлетворять потребностям рынка труда. Деформация по объёмам, профилям и направлениям образования мешает развитию экономики, снижая status quo среднего профобразования. К сожалению, мобильность наших студентов, их работа по профилю подготовки — затратные статьи деятельности. Мы не работаем на опережение, и если задуматься, то по окончанию колледжа знания выпускника стремительно устаревают. Беспокоит, что до сих пор не разработаны комплексные меры модернизации профобразования.

По словам Виктора Дёмина, сейчас в профессиональном образовании есть серьёзные системные проблемы: оно не опережает потребности развивающейся экономики и недостаточно быстро интегрируется в мировую систему образования. Ссузы не успевают реагировать на демографические изменения и пока не могут конкурировать с вузами. На решение этих вопросов направлена модернизация системы среднего профобразования. Ускорить этот процесс, считает В. Дёмин, поможет развитие устойчивых связей с лидерами модернизации экономики и более активное участие регионов.

Говоря об общем образовании, Ирина Абанкина, директор Института развития образования Высшей школы экономики, остановилась на вопросах реорганизации учебных заведений. По её словам, 83-ФЗ создаёт условия для равной конкуренции и ориентации образовательных учреждений на результат. «Это позволит отсечь слабые программы и поддержать конкуренцию не по цене, а по качеству», — считает эксперт.

Ирина Абанкина добавила, что «закон предоставляет право распоряжения внебюджетными ресурсами и обеспечивает переход от финансирования учреждений к финансированию их деятельности, в чём заключается баланс эффективности и социальной ответственности».

Делегаты форума посетили Международную специализированную выставку «Индустрия образования—2011». Экспозиция включала восемь основных направлений: ИКТ; обучающие и развивающие программы; учебно-лабораторное оборудование; литература и специализированные издания; услуги для учреждений образования; услуги по трудоустройству молодёжи.