Талант – достояние нации №1(7), 2011 год

Татьяна Тебенихина

24 января 2012 года состоялось заседание коллегии Минобрнауки России, на котором был рассмотрен проект Концепции интеграции эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодёжи в общенациональную систему.

С докладом выступил ректор НИУ ВШЭ Я.И. Кузьминов, подчеркнувший государственную значимость поставленной проблемы. Миссия государства заключается в предоставлении талантливым детям и молодым людям равных возможностей самореализации, независимо от их социального статуса и материального достатка, в создании благоприятных условий для проявления и развития способностей. Докладчик отметил, что только системный подход способен сберечь для страны Божий дар – молодое дарование.

Нередко труднопреодолимой преградой на пути становления одарённого ребёнка или молодого человека встаёт несовершенная система общего и профессионального образования. К сожалению, многие школьные педагоги не способны вовремя распознать и поддержать неординарность ученика.

Эту мысль развил содокладчик, заместитель министра образования и науки Российской Федерации М.В. Дулинов, заметивший, что талантливого ребёнка может воспитать только талантливый педагог.

Максим Дулинов отметил, что «работа с одарёнными детьми – одно из направлений национальной образовательной инициативы „Наша новая школа“, поэтому в данной работе задействована вся система образования». В данной концепции акцент на создание равных возможностей, действительно, реализован. Заместитель министра также сообщил, что 49 субъектов Российской Федерации представили свои предложения и замечания к проекту концепции. «Основные замечания, которые отмечаются регионами (реализация профессиональной одарённости на этапе выпуска специалистов из системы образования, отсутствие чётких механизмов взаимодействия между уровнями образования и межведомственного взаимодействия между сферами культуры, образования, спорта), будут обязательно учтены при доработке концепции», – подчеркнул докладчик.

Существует явная корреляционная связь между темпами модернизации сферы производства, развитием инноваций и высоким интеллектуальным потенциалом общества. Эта проблема обозначена как ключевая в ряде государственных документов последних лет – в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ 22 декабря 2011 г., в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Определяется одна из стратегических задач образования – создание единой системы поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождение на протяжении всего периода становления личности, особенно на начальном этапе профессиональной деятельности.

В отечественной системе образования появляются ростки инфраструктуры, обеспечивающей поиск и поддержку одарённой молодёжи. Так, в рамках подпрограммы «Одарённые дети» федеральной целевой программы «Дети России» во всех федеральных округах страны созданы специальные центры, координирующие усилия образовательных учреждений по созданию условий для обучения и воспитания талантливых детей в разных областях знаний, культуры и спорта. Начата работа по формированию банка данных юных талантов.

Передовыми учреждениями, обучающими одарённых детей, призваны стать президентские лицеи при федеральных и (или) национальных исследовательских университетах. Их деятельность обеспечит более масштабную и раннюю (начиная с 9 класса средней школы) возможность заниматься наукой, доступность качественного профессионального образования, а значит, создаст дополнительные предпосылки для привлечения в регионы талантливых и энергичных молодых людей, и тем самым – для более успешного социально-экономического развития территорий.

Большую роль в развитии одарённых детей играет система дополнительного образования. В систему дополнительного образования включено 17,6 тыс. муниципальных (95%) и государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей и 240 тыс. объединений (кружков, секций, учреждений дополнительного образования детей), организованных на базе других образовательных учреждений. В настоящее время 10,9 млн детей постоянно занимаются художественным и научно-техническим творчеством, учебно-исследовательской деятельностью в разных сферах, физической культурой и спортом, туризмом и краеведением, что составляет 49,1% от численности детей в возрасте от 5 до 18 лет.

Базовой основой в системе выявления и поддержки одарённых детей является всероссийская олимпиада школьников, которая проводится по 21 учебному предмету. Основными целями и задачами всероссийской олимпиады школьников являются выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, создание необходимых условий для поддержки одарённых детей, пропаганда научных знаний, привлечение учёных и практиков соответствующих областей к работе с одарёнными детьми, отбор наиболее талантливых обучающихся в состав сборных команд Российской Федерации для участия в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам.

Участниками школьного этапа ежегодно становятся более 7 млн школьников в возрасте от 10 до 18 лет. Региональный этап всероссийской олимпиады школьников проводится во всех субъектах Российской Федерации, в нём принимает участие около 100 тыс. обучающихся, и численность участников этого этапа ежегодно увеличивается. Победителями всероссийской олимпиады школьников ежегодно становятся около 1500 обучающихся. Из числа победителей формируются сборные команды Российской Федерации, успешно представляющие страну на международных олимпиадах по общеобразовательным предметам.

С 2006 г. в рамках приоритетного национального проекта «Образование» реализуется направление «Государственная поддержка талантливой молодёжи». Победителями и призёрами всероссийской олимпиады, всероссийских мероприятий (конкурсов, фестивалей и т. д.) ежегодно становятся 5350 обучающихся. Все они награждаются денежными премиями из федерального бюджета. В течение шести лет организаторами международных и всероссийских конкурсных мероприятий было проведено 768 конкурсных мероприятий, приказами Минобрнауки России присуждено 32 100 премий для поддержки талантливой молодёжи.

Однако существует ряд проблем, препятствующих эффективной работе с одарёнными детьми и молодёжью. Прежде всего, зачастую неблаговидную роль играет субъективизм педагогов, не способных дать верную оценку незаурядному ребёнку или молодому человеку, умноженный на непрофессионализм и отсутствие надёжной мотивации.

Неравные условия поддержки творческой молодёжи, зависящие от политики и ресурсов конкретного региона, создаёт система финансирования дополнительного образования из средств муниципального бюджета.

Немало «болевых точек» в нашей общеобразовательной школе. Несовершенна система профессиональной ориентации старшеклассников, а системы профильного обучения, фактически, нет. Не всё благополучно и в высшей школе: во многих вузах нет возможностей для поддержки одарённых студентов младших курсов. Мы постоянно теряем лучших молодых профессионалов в результате «утечки мозгов» за рубеж, а также отсутствия условий для их творческого развития.

В рамках обсуждения вопроса, член коллегии, председатель Комитета по науке, образованию, культуре и информационной политике Совета Федерации З.Ф. Драгункина отметила, что за последние полгода «были сделаны достаточно серьёзные шаги по доработке данной концепции, в частности, по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья». Председатель отметила важность принятия данного документа и сообщила о готовности Комитета Совета Федерации при необходимости подключиться к работе по подготовке изменений в законодательных актах.

Е.Ю. Астраханцева, руководитель аппарата помощника Президента Российской Федерации А.В. Дворковича, сообщила что «доработанная концепция будет утверждена Президентом России». При этом она отметила, что в ближайшее время предстоит достаточно сложная задача сделать документ кратким и понятным с учётом поступивших замечаний и предложений, чтобы обсудить проект Концепции и комплекс мер по её реализации на заседании комиссии при Президенте России.

Председательствующий на коллегии заместитель министра образования и науки Российской Федерации С.Н. Мазуренко отметил, что «система поиска и отбора одарённых детей требует большой комплексной работы». «Нельзя отметать то, что уже создано в нашей стране, но сегодня нам необходимо создать инновационный механизм реализации творческой одарённой личности в нашей стране, в котором должны быть синхронизированы усилия семьи, школы, региональных и федеральных властей. На решение этой задачи и направлен комплексный, долгосрочный и системный подход рассматриваемой нами концепции», – подчеркнул Сергей Николаевич.

Обсуждение коснулось разработанной и предложенной системы мер по формированию общенациональной системы поддержки молодых талантов. В университетах и педвузах предполагается ввести новый раздел – «Одарённые (талантливые) дети», призванный повысить компетентность учителя, а Всероссийский конкурс должен выявить творческих авторов, которые возьмутся за подготовку соответствующих методических пособий, предназначенных для педагогов. Положительную роль может сыграть система поощрения тех преподавателей, чьи ученики достигают интеллектуальных высот. Во всяком случае, было замечено, что такую систему целесообразно разработать.

Затронута тема финансовой поддержки талантов: предложено предусмотреть в федеральном бюджете и бюджетах субъектов РФ финансирование персональных грантов для школьников, студентов, аспирантов, молодых профессионалов, показывающих выдающиеся результаты. Безусловно, при этом должна быть создана объективная система их публичной оценки.

Предполагается создать федеральный правительственный орган – Координационный совет, призванный оказывать поддержку талантам. В свою очередь, при Координационном совете будет сформирован специальный фонд для консолидации средств федеральных, региональных и частных ресурсов.

Коллегия, заслушав доклады и прения сторон, одобрила проект Концепции интеграции эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодёжи в общенациональную систему.

Справочно
Рабочей группой по формированию общенациональной системы поиска и поддержки талантливых детей и молодёжи под руководством А.В. Дворковича был разработан проект Концепции интеграции эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодёжи в общенациональную систему. Проектом Концепции предусмотрена разработка комплекса мер по выявлению и поддержке развития одарённости (таланта) у детей школьного возраста, студенческой молодёжи и молодых профессионалов, независимо от сферы одарённости, социального положения и имущественных возможностей, по следующим направлениям:
– развитие кадрового и методического обеспечения работы с одарёнными детьми и молодёжью;
– развитие организационных форм выявления и работы с одарёнными детьми и молодёжью;
– развитие системы интеллектуальных, творческих и спортивных состязаний;
– развитие системы сопровождения талантливых детей, студентов и молодых профессионалов.

В целях обеспечения общественного обсуждения проекта Концепции и предложений по соответствующему комплексу мер по её реализации, включая создание общероссийского специализированного Интернет-портала, Минобрнауки России разместило проект Концепции на официальном сайте министерства в сети Интернет (http://www.mon.gov.ru) для направления замечаний и предложений в Департамент воспитания и социализации детей.
Кроме того, проект Концепции был направлен в Общественную палату Российской Федерации, Минкультуры России, Общероссийскую общественную организацию «Российский союз ректоров», Ассоциацию ведущих университетов России, Минспорттуризм России, а также руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования.