Принцип взаимной выгоды №1(7), 2011 год

Татьяна Тебенихина

23–24 мая в Москве состоялась I Всероссийская конференция «Корпоративное и бизнес-образование: кадры для инновационной экономики», прошедшая под эгидой Департамента образования города Москвы, Московской торгово-промышленной палаты, Московской конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей), НИИ развития профессионального образования.

В рамках конференции прошли три пленарных заседания, на которых высветились стратегические задачи развития партнёрства между профессиональной школой и работодателями.

24 мая на 11 площадках была организована работа тематических секций. В Московском колледже связи № 54 работала секция начального и среднего профобразования, темой обсуждения которой стала региональная (городская) организационно-технологическая платформа по подготовке квалифицированных кадров как инновационная форма взаимодействия учреждений профессионального образования и социальных партнёров.

Перед тем, как начать обсуждение поднятой проблемы, доктор педагогических наук Владимир Блинов сообщил приятную новость: колледжу связи № 54 присвоен статус экспериментальной площадки Федерального института развития образования по отработке организационно-методических механизмов реализации модульной программы системы СПО.

Участники обсуждения делились опытом подготовки квалифицированных кадров на разных уровнях профессионального и корпоративного образования. Лейтмотивом во всех выступлениях звучала мысль о необходимости тесного взаимодействия бизнес-сообщества и профессиональной школы. Прозвучали доклады по актуальным проблемам подготовки рабочих кадров.

— Наша общая задача — подготовить квалифицированного специалиста для экономики страны, — сказал заместитель председателя Московской конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей) Геннадий Зикеев.

Генеральный директор Московской торгово-промышленной палаты Юрий Азаров отметил перспективность объединения отраслевых учебных заведений среднего и высшего профобразования с гильдиями работодателей. Такое сотрудничество должно стать прочной базой для решения всех имеющихся проблем. Московская Торгово-промышленная палата готова к самому тесному взаимодействию с правительством Москвы.

— Наша сверхзадача — создать инновационную платформу по подготовке квалифицированных кадров усилиями педагогического сообщества и социальных партнёров. Особенно важно выработать механизмы инновационного развития системы профобразования, которая должна удовлетворять требованиям работодателей, — отметил заместитель руководителя Департамента образования города Москвы Игорь Павлов.

Руководитель центра начального, среднего и высшего профессионального образования ФГУ «Федеральный институт развития образования», доктор педагогических наук Владимир Блинов посвятил своё выступление возможностям кооперации с бизнес-партнёрами.

— Мы проводим исследования в разных регионах, занимаемся поиском механизма такого взаимодействия, — сказал он. — Кооперация — это взаимовыгодный союз, целесообразное разделение труда. Бизнес неоднороден. К сожалению, значительно сократилось число крупных промышленных предприятий, на взаимодействие с которыми и была традиционно нацелена система НПО и СПО. Значит, нужно научиться взаимодействовать не только с крупными базовыми предприятиями, но также и со средними. В этой связи возникает сложная проблема: произошла диверсификация мнений на качество нашей работы. Для части наших партнёров важна высокая квалификация работников, но некоторые считают, что ребёнку надо дать, прежде всего, хорошее общее образование, создать платформу для его дальнейшего развития. Выигрывает тот, кто правильно оценивает целевые установки и потребности. Принцип кооперации прост: больше думать об интересах партнёра, тогда отпадает необходимость в лихорадочном поиске денег, начинается процесс налаживания взаимовыгодных связей. Система профобразования сегодня также неоднородна: возник сектор корпоративного образования. В отличие от государственной, это, чаще всего, закрытая система, работающая на определенную отрасль. Корпоративное образование не мотивировано на широкое распространение своего опыта. Мы должны найти точки соприкосновения для налаживания сотрудничества с корпоративными системами профобразования. Предприятия имеют возможность учить быстрее, качественнее, они реально оценивают уровень требуемой квалификации. Где найти точки соприкосновения? Прежде всего, надо говорить о наших учебных возможностях. Мы можем предложить преподавателей, программы, методические разработки. Многие предприятия обращаются к нам, заказывая программы. Другая проблема наших партнёров — учебная база, её создание — сложный и дорогой процесс. Поэтому столь важно разработать финансовые механизмы взаимодействия не для сдачи в аренду, а для ресурсного взаимообмена, что являет собою сетевое сотрудничество. И, наконец, создание системы внешней оценки результатов профподготовки обучающихся. Наши системы должны иметь единые аттестационные и сертификационные органы. Выигрывают те учебные заведения, в которых полномочия по оценке квалификации выпускников делегируются работодателю.

Председатель правления промышленной группы машиностроения «Гидравлика», руководитель отделения Конфедерации промышленников и предпринимателей САО города Москвы Михаил Кабаков обратил внимание на подготовку квалифицированных кадров для машиностроения.

— Машиностроение всегда было фундаментом индустриализации, — подчеркнул выступающий. — За последние десятилетия наша страна утратила значение развитой индустриальной державы, переживая период цивилизационного отставания. В экономически развитых странах сегодня совершенно по-иному организовано производство, которое развивается по постиндустриальной модели, основанной на информационных методах управления. Мы же развиваем информационные технологии, а управлять нам, практически, нечем. Информатизация используется как инструмент в биржевых играх, финансовых махинациях. То есть мы используем информационные технологии для управления в сфере отраслей, не являющихся системообразующими. Нам надо готовиться к быстрому восстановлению промышленного потенциала, другого пути нет.

Профессиональное обучение должно ставить перед собой комплексную задачу по формированию многопрофильного специалиста. Мы по-прежнему готовим токарей, фрезеровщиков, сварщиков, тогда как современное производство основано совершенно на иных принципах. Понимая это, некоторые предприятия готовят кадры, способные освоить новейшие технологии, как, например, ОАО «Станкоагрегат», открывший свой обучающий центр. На мой взгляд, необходимо составить договоры партнёрства между обучающей стороной и производственным предприятием и создать образовательно-промышленные структуры, в которых теория подкрепляется инновационной практикой. Восстанавливая машиностроение, необходимо создавать компонентную базу. Яркий отрицательный пример — отечественный автопром. На 57 предприятиях выпускаются автомобили и только три из них обладают собственной компонентной базой. Вспомним 30-е годы, когда, покупая за границей лицензии, наша страна приобретала всё, до последнего болта. Компонентная база — это основа модернизации. В инновационных кадрах заинтересован бизнес, объединения промышленников и предпринимателей. Нам надо сформировать общие требования, условия для образовательной среды. Мы без вас пропадём, а вам без нас будет скучно.

На конференции был, по сути, сформулирован принцип взаимной выгоды, которым должны руководствоваться во взаимоотношениях учреждения профобразования, с одной стороны, промышленные предприятия и ассоциации — с другой. Выработка комплексной системы оценки качества образования, учитывающей требования работодателя— заказчика, является первоочередной задачей.