Образование в России – по новым стандартам №1(7), 2011 год

26 июля 2012 года на заседании президиума правительства России был одобрен законопроект «Об образовании в Российской федерации».

Закон разрабатывался несколько лет, и являлся наиболее обсуждаемым среди россиян, ведь тема образования интересна огромному количеству людей, от нее зависит будущее многих поколений.

На заседании президиума о проекте федерального закона рассказал Дмитрий Ливанов, министр образования и науки Российской Федерации.

Проект федерального закона об образовании в Российской Федерации разработан Министерством образования и науки в исполнение комплекса мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы России на период до 2010 года. Концепция и техническое задание на разработку законопроекта были утверждены Комиссией по законопроектной деятельности Правительства в 2009 году.

Действующее законодательство об образовании, хотя и было для своего времени одним из наиболее прогрессивных, было принято около 20 лет назад и на сегодняшний день не в полной мере регулирует сложившиеся отношения в сфере образования. В последние годы явно обозначился разрыв между потребностями образовательной практики и ее законодательным обеспечением. При этом практика внесения дальнейших изменений в действующие акты об образовании во многом исчерпала свой ресурс. Предлагаемым законопроектом об образовании в Российской Федерации сохраняются и дополнительно детализируются действующие базовые принципы и гарантии реализации прав граждан в сфере образования. При этом новый закон опирается на достигнутые результаты модернизации системы образования. В нём нашли отражение лучшие образовательные практики, образовательные технологии, подтвердившие за последние годы свою эффективность.

Законопроект также опирается на принцип открытости системы образования. Для этой цели в нём закрепляются реально апробированные на практике механизмы, такие как участие заинтересованных представителей общества, работодателей и обучающихся в управлении и оценке эффективности образовательной деятельности, например, через проведение общественной и общественно-профессиональной аккредитации, учёт её результатов при государственной аккредитации и так далее. А во-вторых, информационная открытость системы образования для потребителей – например, обязательное ведение интернет-сайта образовательной организации, установление перечня информации, обязательной для размещения и опубликования, публикация отчётов о самообследовании и так далее. Закрепляется система мониторинга в сфере образования, которая позволит комплексно оценивать развитие отрасли в динамике, в том числе на уровне отдельных организаций. Вводится процедура независимой оценки качества образования, которая позволит специализированным организациям проводить оценку деятельности образовательных организаций, в том числе определять достоверность публикуемой ими информации о качестве образования, его соответствии ожиданиям заказчиков и потребителей образовательных услуг.

Кроме того, в законопроекте предложен ряд новых механизмов, направленных на развитие отрасли. К ним можно отнести следующие: первое – расширяется круг организаций, в том числе различных форм собственности, в которых граждане смогут получать бесплатное образование, расширяются возможности ведения образовательной деятельности негосударственными, в том числе коммерческими организациями. Второе: предусматриваются дополнительные возможности по обеспечению каждому ребёнку доступа к дошкольному образованию – как в форме семейного образования, так и в государственных учреждениях, причём не только в детских садах, но и в группах при школах, организациях дополнительного образования детей и так далее.

Третье. Обучающимся предоставляются возможности выбора различных учебных курсов самой образовательной организации или вне её в рамках использования модульных технологий обучения, дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, а также сетевого взаимодействия образовательных организаций.

Четвёртое.…Среднее профессиональное образование станет общедоступным и будет включать в себя как программы подготовки специалистов среднего звена, так и программы подготовки высококвалифицированных рабочих. Сейчас эти программы реализуются на уровне начального профессионального образования. Я хочу обратить внимание, что в статье 43 Конституции единственным уровнем не университетского образования, который установлен, является именно среднее профессиональное образование. Поэтому образовательные программы, которые раньше реализовывались на уровне начального профессионального образования, никуда не уходят, они просто будут реализовываться на уровне среднего профессионального образования. Эта позиция согласована со всеми объединениями работодателей. Она поддерживается бизнесом.

Пятое. Расширяется видовое разнообразие образовательных программ, которые в своей совокупности будут обеспечивать мобильность и гибкое реагирование системы образования на запросы общества и рынка труда. С целью удовлетворения потребностей работодателей в подготовке рабочих кадров по существу по-новому выстроена структура подготовки кадров по программам профессионального обучения, получают законодательную регламентацию центры профессиональных квалификаций и так далее.

Шестое. Закрепляются особенности получения образования, во-первых, для граждан, проявивших выдающиеся способности, во-вторых, для граждан с ограниченными возможностями здоровья и, наконец, в-третьих – образование в сфере искусства и культуры, медицины, спорта, обороны и безопасности государства.

Значительное внимание в законопроекте уделено закреплению правового статуса основных субъектов образовательных отношений – педагогических работников, обучающихся и образовательных организаций. Впервые на законодательном уровне признаётся особый статус педагогических работников в обществе и вводится обязательство по созданию условий для обеспечения их профессиональной деятельности. В совокупности указанные нормы позволят создать необходимые предпосылки для перехода к эффективному контракту с педагогическими работниками.

Одновременно с этим в законопроекте описано правовое положение обучающихся – их права, обязанности, дисциплинарная ответственность, меры социальной поддержки, касающиеся и стипендиального обеспечения, и предоставления мест в общежитиях, и обеспечение учебниками, питанием, и так далее. Также закрепляются права и обязанности родителей обучающихся или их законных представителей. Установлен приоритет прав родителей на воспитание и обучение детей и закреплены их права на получение информации, на их участие во всех видах обследования обучающихся, на участие в управлении образовательной организацией, в выборе методов обучения и воспитания. Кроме того, впервые предусмотрено создание в образовательных организациях комиссий по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

Законопроектом также предусматриваются новые нормы о педагогической экспертизе в отношении нормативно-правовых актов, которые затрагивают вопросы обучения и воспитания, об инновационной экспериментальной деятельности в сфере образования и так далее, которые в совокупности призваны обеспечить динамичное развитие системы образования в будущем.

Проект федерального закона об образовании в Российской Федерации был разработан в 2010 году рабочей группой, в состав которой вошли представители большинства федеральных органов исполнительной власти, Государственной Думы и Совета Федерации, научного, педагогического, ректорского сообществ, работодателей. За два года после разработки законопроект действительно прошёл беспрецедентно широкое общественное обсуждение. Оно происходило и в рамках парламентских слушаний, в Общественной палате, на конференциях Российского союза ректоров, на традиционных августовских педагогических совещаниях, на различных сайтах в сети Интернет. Всего, в результате обсуждения в сети Интернет мы получили более 17 тыс. замечаний и предложении к законопроекту. Все они рассмотрены. Законопроект также рассматривался различными общественно-профессиональными объединениями – профсоюзами в сфере образования (у нас их три зарегистрировано), общероссийскими объединениями работодателей – Торгово-промышленной палатой, «Опорой России», РСПП, «Деловой Россией».

24 мая 2012 года законопроект был рассмотрен на заседании российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, в целом поддержан. По ряду предложений мы договорились с представителями работодателей и профсоюзами о сближении позиций при рассмотрении законопроекта в Государственной Думе.

Проект федерального закона согласован с 31 ведомством и субъектами Российской Федерации. 46 субъектов согласовали законопроект без замечаний, 37 представили свои замечания, в целом его поддержав.

Законопроект был внесён с разногласиями в Правительство, однако большая часть из них урегулирована в Правительстве. Сохранилось два принципиальных разногласия с Министерством финансов России, на которых я остановлюсь.

Первое касается сохранения в законопроекте в полном объёме мер социальной поддержки педагогических работников, проживающих и работающих на селе. Здесь речь идёт прежде всего о компенсации коммунальных расходов, которые уже установлены действующим законодательством. Считаем принципиально важным эти нормы сохранить.

Второе разногласие заключается в установлении гарантий по заработной плате – не ниже средней по экономике в регионе. Мы также считаем принципиально важным зафиксировать эту позицию как политическое решение. Мне кажется, что если это решение будет принято, оно создаст для нас бесконфликтную ситуацию при рассмотрении законопроекта в Государственной Думе.

В соответствии с полученными заключениями Государственно-правового управления Президента, Управления Президента по научно-образовательной политике и Экспертного управления законопроект концептуально поддерживается, а высказанные замечания предлагается учесть в рамках подготовки ко второму чтению. Законопроект был одобрен на заседании комиссии Правительства по законопроектной деятельности 16 июля 2012 года, а вчера был поддержан экспертным советом «Открытого Правительства».

Понимая, что система образования не может рассматриваться как самодостаточная замкнутая система, принятие законопроекта должно быть обеспечено внесением изменений в законодательные акты, регулирующие отношения в других отраслях экономики и социальной сферы.

В этих целях подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „ Об образовании в Российской Федерации“, обеспечивающий приведение иных федеральных законов в соответствие с Федеральным законом „ Об образовании в Российской Федерации“. Он предусматривает внесение изменений более чем в 100 федеральных законов.

Большинство изменений, вносимых в указанные законодательные акты, обеспечивает приведение их терминологии в соответствие с понятиями и терминами, используемыми в Федеральном законе «Об образовании». Кроме этого, законопроектом вносятся изменения в федеральные законы, затрагивающие вопросы: предоставления мер социальной защиты обучающимся и педагогическим работникам образовательных организаций; унификации льгот и преимуществ, предоставляемых отдельным категориям граждан при приеме на обучение по основным профессиональным образовательным программам; приведения норм, регулирующих вопросы получения образования в отдельных отраслях в соответствие с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты….» также согласован с тридцатью одним ведомством, субъектами Российской Федерации (80 — без замечаний, 3 субъекта Российской Федерации — представили к нему замечания) и одобрен на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности 16 июля 2012 года.