Национальная стратегия в интересах детей №1(7), 2011 год

30 августа 2012 года на заседании правительства Российской Федерации Дмитрий Ливанов, министр образования и науки РФ представил документ нового типа. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы утверждена президентом 2 июня 2012 года.

Дмитрий Ливанов отметил, что принимавшиеся ранее стратегии в этой области касались в основном восстановления того уровня защиты, который был характерен для советского времени. Но сегодня, благодаря принятым в последнее десятилетие мерам, мы уже можем говорить об определенных положительных достижениях в сфере защиты детства. И необходимо реализовать ряд первоочередных мероприятий, обеспечивающих закрепление промежуточных результатов и дальнейшее поступательное развитие в решении этих проблем.

Министр пояснил, что на 29% уменьшилось количество детей сирот, на 19% сократилось число родителей, лишенных родительских прав, на 37% снизилось число детей, состоящих на учете в органах внутренних дел, а на 435% увеличилась доля детей, имеющих возможность обучаться в современных условиях. Почти 240 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья сегодня обучается в обычных школах вместе со здоровыми сверстниками. Это на 20 тысяч больше, чем в прошлом году.

Несомненно все это говорит о положительной тенденции, но вместе с тем, демографическая ситуация остается сложной. Сохраняются негативные тенденции в состоянии здоровья подростков. По данным Росстата, примерно 20% детей в возрасте до 16 лет проживает в малоимущих семьях. Более 80% детей, лишенных родительского попечения, – сироты при живых родителях. Остается значительным количество выявленных нарушений прав детей. В 2011 году более 93 тысяч детей стали жертвами преступлений.

Можно констатировать, что экстенсивные методы работы уже не улучшают ситуацию. Необходимо введение новых эффективных инструментов и механизмов. В этих целях стратегия предусматривает следующие основные направления работы: «Семейная политика детствосбережения»; «Доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей»; «Здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни»; «Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства»; «Создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия»; «Дети – участники реализации Национальной стратегии».

В рамках подготовки плана первоочередных действий до 2014 года планируются следующие шаги.

Первое – это совершенствование нормативного правового регулирования. До конца года предлагается подписать Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающегося торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, и Конвенцию Совета Европы о защите прав детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений. Присоединение Российской Федерации к указанным международным договорам ускорит процесс принятия внутригосударственных мер обеспечения международных стандартов защиты несовершеннолетних от практики торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, будет содействовать развитию правового сотрудничества между Россией и другими государствами в данной сфере. Президентом РФ в июне т.г. дано поручение МИДу России подписать указанные международные договоры. Также планируется разработать стандарты оказания медицинской помощи матерям и детям, порядки медицинского обследования и диспансерного наблюдения детей.

Второй блок мероприятий связан с созданием новых традиций защиты детства. Как уже отмечалось, правовая база в этой области в целом сформирована, задача сегодня состоит в том, чтобы развивать новые практики. Прежде всего, речь идёт о внедрении в субъектах Российской Федерации новых эффективных технологий оказания социальной, психолого-педагогической, медицинской помощи детям и семьям, в том числе находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации. В частности, будет продолжена отработка модели оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям на основе социального контракта. Особое внимание будет уделено проблеме профилактики социального сиротства как основного источника роста числа детей, воспитывающихся вне семьи.

В целях расширения возможностей социализации детей-сирот планируется обеспечить модернизацию системы государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей; реформировать детские дома и интернаты для таких детей, переориентировав их на содействие семейному устройству и постинтернатное сопровождение детей-сирот; распространить эффективные модели обеспечения детей-сирот жилыми помещениями.

За ближайшие годы мы перейдем к новым школьным стандартам, где будут регламентированы не только результаты полученного образования, но и условия его предоставления. При установлении этих требований будут учитываться особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Будет обеспечена государственная поддержка создания художественных и мультипликационных фильмов для детей.

Третий важный момент – привлечение к решению актуальных проблем защиты детства гражданского общества, в том числе самих детей и молодежи. В рамках данного направления следует отметить меры поддержки некоммерческих организаций, оказывающих услуги семьям с детьми, а также создание условий для развития деятельности молодежных и детских общественных объединений в целях расширения участия детей в общественной жизни и принятии решений, затрагивающих их интересы.

Работа по реализации Национальной стратегии потребует отдельной системы индикаторов, которые должны стать составной частью системы государственной статистики. Это должны быть показатели, собираемые не в авральном порядке за счёт оперативных запросов разных уровней власти, а на основе регулярного мониторинга. Такая система будет предложена к декабрю 2012 года.

Все мероприятия, вошедшие в План первоочередных мероприятий по реализации важнейших положений Национальной стратегии, являют собой результат межведомственного обсуждения предложений заинтересованных министерств и ведомств (Минобрнауки России, Минздрав России, МИД России, Минкомсвязь России, Минкультуры России, Минспорт России, Минтруд России, МВД России, Минфин России, Минэкономразвития России, Минюст России, Росстат). В План также включен ряд предложений, поступивших от представителей обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации, общественных организаций.

Согласно Указу Президента № 761 для координации мероприятий по реализации Национальной стратегии предполагается создание соответствующего Координационного совета при Президенте (его созданием занимается Администрация Президента РФ, предположительно возглавит Матвиенко В.И.)

Справочно
В План включены первоочередные мероприятия по реализации важнейших положений Национальной стратегии, направленные на устранение существующих пробелов в законодательстве и правоприменительной практике, внедрение новых технологий в сфере защиты прав детей. При этом Стратегия предусматривает ряд других мер, не нашедших отражения в Плане. Это, в частности: меры, уже реализуемые федеральными органами исполнительной власти в рамках соответствующих планов мероприятий – это комплекс мероприятий по созданию безбарьерной среды для детей-инвалидов реализуется в рамках Государственной программы «Доступная среда»; 1 сентября этого года вступает в силу Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и соответственно подготовлены нормативные правовые акты, необходимые для его реализации; значительное количество мероприятий осуществляется в рамках Плана действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы, а также Комплекса мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, целиком включенного в План в качестве отдельного пункта; меры, реализация которых не относится непосредственно к компетенции Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти – разработанный Минобрнауки России проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в части, касающейся определения порядка образования комиссий по делам несовершеннолетних и осуществления ими отдельных государственных полномочий, внесен Правительством Российской Федерации в Государственную Думу; Государственной Думой принят в первом чтении внесенный Президентом Российской Федерации законопроект «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Прохождение указанных законопроектов на данном этапе находится в сфере ведения органов законодательной власти; меры, требующие дополнительной проработки и серьезного общественного обсуждения – разработка федерального закона об основах государственной социальной политики, разработка общенациональной стратегии развития воспитания, социальных стандартов. Меры будут реализованы на втором этапе реализации Стратегии (2015-2017 годы).