Концепция развития профобразования: новые модели успеха №1(7), 2011 год

Татьяна Тебенихина

14 августа 2012 г. в Красногорском государственном колледже (г. Москва) прошло Всероссийское селекторное совещание по разработке проекта концепции развития системы НПО и СПО до 2015 года, организованное Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России, общероссийской общественной организацией «Союз директоров учреждений начального и среднего профессионального образования России». В совещании приняли участие представители Астраханской, Воронежской, Новосибирской, Смоленской, Тверской, Тульской областей, Чувашской Республики, Москвы и Санкт— Петербурга.

Стратегия подготовки квалифицированных рабочих кадров для экономики России становится приоритетной темой. Выступая на совещании, Наталия Золотарева, директор департамента Минобрнауки РФ подчеркнула, что лучшие педагогические практики должны стать ориентиром для всех участников образовательного процесса, это предполагает проведение цикла обучающих семинаров, призванных обсудить конструктивный формат взаимодействия и область ответственности министерства, директоров ссузов и представителей бизнеса в деле подготовки квалифицированных специалистов.

Комплексные долгосрочные региональные программы развития системы профессионального образования предусматривают возможность подготовки рабочих кадров в тесном взаимодействии ссузов, государственных и муниципальных органов власти, работодателей. По мнению участников совещания, исходным моментом должна стать инвестиционная привлекательность учреждений образования, которые получают возможность совершенствовать свою материально— техническую базу, развивая частно— государственное партнерство. Представители регионов фокусировали внимание на проблемах, тормозящих внедрение инновационных методов в образовательное пространство: это дефицит финансирования и нехватка квалифицированных педагогических кадров.

— Новая концепция развития профессионального образования должна включать четкую систему федерального научно-методического сопровождения, — подчеркнула Ирина Татаринова, директор Смоленского промышленно— экономического колледжа. – Важно учитывать изменение системы финансирования деятельности образовательных учреждений с целью обеспечения максимальной индивидуализации профподготовки. На данный момент подготовка специалистов для определенных технологий ведется точечно, поэтому необходимо развивать индивидуальную траекторию формирования профессиональных навыков. Это порождает проблему – нам нужны четкий государственный заказ, обеспеченный субсидиями.

Участники совещания считают закономерным создание на базе НПО и СПО инновационных предприятий, которые должны стать хорошей учебно— производственной практикой для учащихся и средством для упрочения бюджета учебного заведения.

Александр Асмолов, директор Федерального института развития образования подчеркнул, что создавая новую Концепцию, следует акцентировать внимание на повышении престижа рабочих профессий в обществе:

— Нужно создавать новые модели успеха молодежи, связанные с четкой мотивацией к труду. Это является ключевым вопросом, который должен быть выделен региональными органами власти в их взаимодействии со СМИ. Нужно менять установки в обществе, привлекая внимание и симпатии к рабочему— профессионалу. Пока у нас главенствует «вузоцентризм»: если молодой человек не поступил в высшее учебное заведение, у него развивается комплекс неполноценности. Но при всей важности и уникальности высшего профобразования, ни в коем случае нельзя недооценивать таланта тех ребят, которых природа наградила «умными» руками. Правильная мотивация к выбранной профессии – самый ключевой вопрос в профессиональном образовании. Абсолютно правы коллеги, говорившие о необходимости создания федерального научно— методического сопровождения образовательных программ. В системе НПО и СПО должны действовать индивидуальные траектории развития учащихся. Общая профессиональная одаренность должна стать главной установкой этих программ, включающих междисциплинарный подход. Еще один важный момент: ни в коем случае нельзя утратить уникальную систему дополнительного образования – центров технического творчества для детей и подростков.

— Очень важно, что начато обсуждение развития системы НПО и СПО, в котором приняли участие представители многих регионов страны, — сказала Ольга Олейникова, директор Центра изучения проблем профобразования. – Безусловно, нам нужно отрабатывать понятийный аппарат, предлагая четкие формулировки, исключающие расплывчатость понятий, ведущую к разногласиям. Мы все чаще говорим о международном сотрудничестве, и эта тенденция также должна найти отражение в новой программе. Последний конгресс ЮНЕСКО обратил внимание всех стран мира на необходимость самых тесных контактов в сфере профобразования. Мы с вами создаем программу, по которой будем развивать профессиональное образование в последующие годы.

По мнению Натальи Золотаревой, директора департамента Минобрнауки РФ, консолидировав лучшие педагогические практики, профессиональное сообщество может создать образцовую модель НПО и СПО, полностью отвечающую требованиям сегодняшнего дня.

— Коллеги, для нас очень важно осознавать, что решения министерства принимаются в партнёрстве с профессиональным сообществом, — сказала представитель министерства.

Виктор Демин, председатель Союза директоров учреждений НПО и СПО, подчеркнул, что состоявшийся диалог будет полезен для развития профессионального образования и от имени коллег одобрил предложенный в ходе встречи формат сотрудничества с министерством, предполагающий проведение ежемесячных совещаний.