Федеральная целевая программа развития образования: Инновационный вектор №1(7), 2011 год

Татьяна Тебенихина

17 апреля 2012 года состоялось заседание коллегии Министерства образования и науки РФ. На повестку дня был вынесен вопрос, посвящённый реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы, определяющей вектор комплексного развития всей системы российского образования. С докладом на эту тему выступил заместитель директора Департамента федеральных целевых программ и проектов ведомства Дмитрий Гужеля.

Министр Андрей Фурсенко, открывая заседание коллегии, подчеркнул, что Федеральную целевую программу развития образования следует рассматривать как основной инструмент обеспечения доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного социально ориентированного развития нашей страны. Программа ставит глобальные задачи совершенствования образования и освоение современных моделей успешной социализации детей во всех регионах России.

Докладчик Дмитрий Гужеля выделил три масштабных задачи, от решения которых зависит успешность работы. Это, во-первых, модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития, во-вторых, приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда, и, в-третьих, развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.

Определена цель Федеральной программы, заключающаяся в обеспечении доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации. Намечен алгоритм решения этой задачи, заключающийся в совершенствовании всех уровней системы образования, от дошкольного до высшего профессионального. Финансирование программы производится из нескольких источников, в которые входят федеральные субсидии и средства из местных бюджетов, направляемые на реализацию региональных программ. В минувшем году на эти цели было направлено из федерального бюджета более 14 млрд рублей, из региональных бюджетов – 8,9 млрд рублей, из внебюджетных источников – 1,455 млн рублей.

Авторам программы удалось заинтересовать в конечном результате и привлечь к работе ведущих работодателей страны, заинтересованных в модернизации системы профобразования.

Оценивая вызовы, стоящие перед общим и дошкольным образованием, докладчик акцентировал внимание аудитории на нехватке дошкольных образовательных учреждений, низкой квалификации педагогов, а также на несоответствии школьной инфраструктуры требованиями новых образовательных программ.

Предполагается, что модернизации муниципальных систем дошкольного и общего образования должны способствовать десятки региональных площадок, на базе которых уже прошли обучение и стажировки более 10 тыс. педагогов, а также специализированные школы для одарённых детей (уже создано 18 таких учебных заведений).

Стажировочные площадки смогут распространять успешные модели социализации детей, в том числе детей-инвалидов и сирот, способствовать развитию дополнительного образования, формирования здорового образа жизни.

Рассматривая тему развития профобразования, полностью адаптированного к рынку труда, Дмитрий Гужеля отметил, что пока не налажена чёткая система взаимодействия НПО, СПО и вузов с региональными рынками труда. В результате наблюдается снижение престижа инженерно-технических специальностей и рабочих профессий.

Этой тенденции также способствует несоответствие материально-технической базы образовательных учреждений, особенно начального и среднего профессионального звена, техническому и технологическому уровню промышленных предприятий. Серьёзной проблемой является невысокий профессионализм преподавателей, и это неудивительно при столь низкой заработной плате, даже не дотягивающей до средних показателей дохода специалистов, занятых в экономике страны.

Чтобы переломить ситуацию, предлагается разработать региональные программы модернизации системы профобразования. На базе ведущих вузов страны формируются научные кластеры, которые станут инкубаторами инновационных начинаний.

Сейчас уже можно говорить о результатах минувшего года, давшего старт трём десяткам региональных программ. В перспективе работа будет вестись по 75 региональным программам, которые предусматривают модернизацию 180 базовых учреждений НПО и СПО, ведущих подготовку специалистов для приоритетных отраслей экономики: атомного и энергопромышленного комплекса, авиационной и космической промышленности, машиностроения, медико-биологической и фармацевтической промышленности, металлургии, наноиндустрии, нефтехимии, системы педагогического образования.

Налаживается активное взаимодействие с ведущими предприятиями, среди которых Росатом, ОАО «Объединённая авиастроительная корпорация», горно-металлургическая компания Норильский никель, ООО «Якуталмаз», корпорация «Русские машины», ОАО Северсталь, Роснано, ОАО Газпром, Роснефть.

Модернизация профессионального образования должна иметь чёткие критерии оценки качества и востребованности образовательных услуг. Однако сегодня существует достаточно слабая связь между показателями качества профессионального образования и ожиданиями работодателей.

Для решения этой проблемы предлагается сформировать независимую систему оценки качества знаний на всех уровнях образования, что предопределяет создание первой очереди единой информационной системы российского образования.

Министерство осуществляет ежеквартальный мониторинг реализации проектов и выборочную экспертизу результатов работы по особо значимым программам.

На коллегии выступили заместитель директора Департамента общего образования Минобрнауки РФ С. Брызгалова, заместитель министра Нижегородской области И. Коршунов, ректор ВПО «Марийский государственный технический университет» Е. Романов, ректор АНО «Институт проблем образовательной политики» А. Адамский.

Были представлены презентации о финансировании мероприятий по модернизации систем дошкольного и общего образования из федерального бюджета, о выстраивании межрегионального партнёрства между государственной властью, учреждениями образования и бизнесом, о проектировании современной модели оценки качества образования.