Дмитрий Ливанов: «Любые изменения должны проходить с четким пониманием наших конкурентных преимуществ» №1(7), 2011 год

Наталья Лучкина

21 сентября в Министерстве образования и науки России прошло всероссийское совещание руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования и молодежной политики. В рамках мероприятия рассматривался вопрос о роли субъектов РФ в реализации приоритетов образовательной политики в 2012-2015 годах на период до 2020 года.

Елена Низиенко, директор департамента государственной политики в сфере общего образования, выступила с докладом на тему «Модернизация региональных систем общего образования (МРСО) как новый механизм реализации государственной политики в сфере образования».

«Средства в развитие регионального образование мы начали вкладывать еще в приоритетном национальном проекте „ Образование“ (ПНПО), на который выделялось 25 млрд рублей в год и комплексном проекте модернизации образования (КМПО) — 20 млрд рублей в год соответственно. Мы получили определенные системные эффекты, выработали механизмы, которые способны улучшить систему образования. Кроме того, проект МРСО предусматривает 120 млрд рублей», отметила Елена Леонидовна.

В рамках проекта МРСО 2011-2012 годах финансирование было направлено на развитие инфраструктуры школ и подготовке кадров. Новым оборудованием обеспечено 20 тыс. школ, планируется приобрести свыше 5 000 транспортных средств, для перевозки обучающихся, закупается новая литература, ремонтируется около 30 тыс. школ.

«Школьная инфраструктура нуждается не только в закупке нового оборудования, сами здания требуют срочного ремонта. Нам нужно поставить реальные цели. Некоторые школы не имеют элементарных бытовых условий для детей: канализации, горячего и холодного водоснабжения и т.д. Задача сложная и ресурсоемкая. В каждом регионе наряду с программой ликвидации очередности дошкольного образования должна быть учреждена программа приведения школьных зданий в цивилизованный вид, требуется ввести ежегодную систему отслеживания этих показателей», заметил Дмитрий Ливанов, министр образования и науки Российской Федерации.

Вклад средств в развитие кадрового потенциала связан с очень мощным ростом заработной платы учителей. В 2006 году средняя заработная плана составляла 6900 рублей в месяц, на 2012 год эта цифра возросла до 21645 рублей.

По словам Елены Низиенко, система повышения квалификации работает неэффективно. Вызывает тревогу расхождение средств в некоторых федеральных округах. В частности, низкий процент расходования средств в Центральном Федеральном Округе — 9% , в Южном Федеральном Округе всего 7%, в Дальневосточном Федеральном Округе 13%, в Приволжском Федеральном Округе 12%.

По данным мониторинга по модернизации региональных систем образования, 80% школьников обучаются в современных условиях. Это серьезное достижение, ведь в 2004 году эта цифра составляла лишь 21%. На 2012 год на модернизацию региональных систем общего образования было выделено 60 млрд. рублей. Во всех школах есть доступ в интернет, в 2,3 тыс. учебных заведениях организовано дистанционное обучение, поставлено 54,8 тыс. кабинетов химии, физики, биологии, географии, произведена закупка 38 млн. ед. учебной литературы, 9,8 тыс. школьных автобусов.

На пополнение фондов школьных библиотек из МРСО направлено 5,48 млрд. рублей, но выявлены нарушение федерального законодательства, когда субъекты используют учебники не входящие в федеральные перечни, ведется судебное дело о закупках учебников и учебных пособий в 3 субъектах РФ (Республика Хакасия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Татарстан).

Для того, чтобы понять, насколько население страны удовлетворено образованием, был выявлен соответствующий индекс. Респондентам был задан вопрос: «На Ваш взгляд, в каком состоянии находится сейчас сфера образования в вашем субъекте Российской Федерации?» Удовлетворительно родители оценивают состояние школьной инфраструктуры по округам: от 16 до 30%. Положительные показатели по условиям для поддержания здоровья школьников. От 45 до 60% родителей оценивают эту работу высоко, что свидетельствует об эффективности проектов, связанных с сохранением здоровья школьников, в частности медицинские кабинеты и горячее питание.

Безусловно, качество образования зависит от квалифицированного педагогического состава в учебных учреждениях. Несмотря на повышение заработной платы учителей, общая численность педагогов снижается: с 2006 года с 1,16 млн. человек до 1, 05 в 2012 году. Доля учителей пенсионного возраста увеличилась с 16% до 18%. В то же время, приток в школу молодых специалистов низкий: не хватает свободных мест, либо у выпускников педагогических вузов недостаточно квалификации для преподавания в определенных учебных заведениях.

Елена Леонидовна обозначила основные причины неэффективного управления в сфере общего образования. Во-первых, нулевое освоение средств федерального бюджета (по отдельным показателям). Например, по состоянию на сентябрь нераскассированы средства, предназначенные на капитальный ремонт и оснащение школ. Во-вторых, нецелевое использование средств бюджета. И, наконец, неэффективное планирование расходования средств бюджета. Зафиксировано более 60 обращений от субъектов РФ о корректировке комплекса мер, в региональных программах развития образования отсутствует детализированный план-график. Несмотря на это, появился успешный опыт управления в сфере общего образования: рассматривается новая модель системы оплаты труда, механизм освоения средств Федерального бюджета, появились персонифицированные модели повышения квалификации.

Григорий Андрущак, директор Департамента стратегии, анализа и прогноза, рассказал о государственной программе развития образования, о новом механизме реализации государственной политике в сфере образования.

Государственная программа — это инструмент, успешно применяемый в зарубежных странах в части стратегического планирования с участием формы предоставления бюджета. Программа позволяет собрать все источники финансирования, получить наиболее полную картину государственного финансирования в системе образования.

«Наша основная задача — сделать систему образования гибкой, обеспечить высокое качество российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики», заявил Григорий Викторович.

Государственная программа основывается на указе президента РФ от 7 мая 2012 года, на положении стратегии инновационного развития России на период до 2020 года. Приоритетными также выступают программные статьи В.В. Путина. В первую очередь, программа ориентируется на повышение привлекательности педагогической профессии, возврате ее престижа. Планируется решить проблему с дошкольным образованием: к 2016 году обеспечить 100% доступность дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет.

«Мировой опыт свидетельствует, дошкольное образование является одним из главных факторов раннего развития ребенка. Наши дети приходят в школу позже, чем их сверстники в других странах, а выходят раньше, т.е. проводят в школе меньше времени. На 12-ти или 13-ти летку мы переходить не собираемся, но нужно решить проблему с дефицитом времени, который доходит до 25-30%. Система дошкольного образования – важнейший ключ к решению этой проблемы», подчеркнул Дмитрий Викторович.

Программа ориентируется на повышение качества школьного образования (в том числе с учетом результатов международных сопоставительных исследований), на формирование современной системы дополнительного образования детей. Указы должны фактически переформатировать систему подготовки высококвалифицированных кадров для современной экономики. Наконец, предприняты шаги по повышению международной конкурентоспособности российских учебных заведений. К 2020 году не менее пяти российских вузов должны войти в первую сотню ведущих мировых университетов. В число задач первой приоритетности также входит повышение к 2018 году средней заработной платы преподавателей вузов до 200% от средней заработной платы в регионе. Уже в декабре 2012 года средняя заработная плата педагогических работников образовательных учреждений общего образования должна дойти до средней заработной платы в соответствующем регионе.

К 2015 планируется увеличить долю занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, в общей численности занятого в области экономики населения этой возрастной группы до 37%.

Рассматривается вопрос об увеличение к 2020 году доли образовательных учреждений среднего профессионального образования и образовательных учреждений высшего профессионального образования, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, с 3 до 25%.

Программы, которые реализует Минобрнауки РФ, можно разделись на два направления: федеральное финансирование субъектов РФ и федеральное финансирование организаций в субъектах. Об участии субъектов РФ в этих программах рассказал Сергей Кравцов, директор Департамента управления программами и конкурсных процедур. Федеральное финансирование субъектов РФ осуществляется по следующим направлениям: все регионы МРСО, ипотечные кредиты учителям, финансирование в рамках ПНПО (классное руководство, лучшие учителя, устройство детей, лишенных родительского попечения). Также финансирования осуществляется выборочно по формуле, например, бюджетные кредиты по дошкольному образованию на строительство. Заявительный порядок у финансирования противоаварийных мероприятий, дистанционного образования детей-инвалидов, безопасность дорожного движения. Есть программы, в которых участвуют субъекты РФ на конкурсной основе. Впервые в рамках ФЦПРО, предусмотрены субсидии на модернизацию региональных систем дошкольного образования, социализации и профессионального образования. Общий объем этих субсидий по 2012 году составляет 92 млрд. рублей.

Согласно данным, по общему объему финансирования субъектов РФ лидирует Республика Дагестан (до 4 млрд. рублей) и Краснодарский край (около 3 млрд. рублей). Затем следует Чеченская республика, Московская и Ростовская области. Наименьший объем финансирования у Сахалинской области и у Чукотского автономного округа.

Дмитрий Овчинников, министр образования и науки Самарской области в своем докладе подробно изложил опыт Самарской области по изменению учредительства общеобразовательных учреждений.

«Государство определяет содержание образования, финансирует его организацию, а муниципалитет, который по сути не отвечает за результат, полностью влияет на реализацию образовательной политики на соответствующей территории. В этом состоит главная проблема. Как показала практика, неэффективность региональной образовательной системы напрямую зависит от отсутствия реальных полномочий Министерства образования и науки Самарской области», заявил Дмитрий Евгеньевич.

Поэтому в начала 2000 годов в Самарской области был создан механизм государственного управления образованием, обеспечивающий разрешение указанных противоречий. Ведение механизма государственного управления было закреплено как федеральный эксперимент. В 2002 году Минобнауки Самарской области вошло в состав учредителей Муниципальных образовательных учреждений, была сформированная система государственного муниципального управления образованием. В результате было созданы образовательные округа, большинство из которых объединяло несколько муниципалитетов, во главе которых стояло территориальное управление областного Министерства образования и науки.

Удалось нивелировать муниципальные границы. На постоянной основе происходит посещение учащимися межмуниципальных мероприятий, ресурсами одного муниципалитета теперь могут пользоваться участники образовательного процесса ближайших территорий. Это характерно как для общего, так и для дополнительного образования детей.

В итоге осуществлено согласование с органами местного самоуправления принципов перехода МОУ в ГОУ, создано 435 государственных бюджетных общеобразовательных учреждений Самарской области (ГБОУ). Во всех муниципалитетах, где созданы ГБОУ, определены муниципальные учреждения – балансодержатели школьных зданий. Заключены Соглашения между Правительством Самарской области и муниципальными образованиями о взаимодействии в области образования, а также осуществлён выход министерства из состава учредителей МОУ.

На совещании поднимался вопрос о развитии системы профессионального образования.

«Ключевой точкой роста эффективности системы профессионального образования является тесное партнерство власти, бизнеса и образовательных учреждений. На развитие этой точки роста направлены федеральные целевые средства», пояснила Наталия Золотарева, директор Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО.

На сегодня реализуется целый ряд крупных проектов: развитие кластеров на базе вузов, где по отраслевому и территориальному признаку консолидируются усилия организаций высшего, среднего профессионального образования. Другой формат — межрегиональные ресурсные центры, которые должны стать системообразующей точкой для развития содержания образования по приоритетным отраслям экономики. В настоящий момент на площадке ресурсных центров появляется возможность создания таких новых структур, как центр прикладных квалификаций для подготовки по коротким программам для текущих потребностей экономики. Создано 11 межрегиональных ресурсных центров по 10 отраслям экономики. Также в 30 субъектах РФ реализуется 32 программы модернизации системы профессионального образования, которые направлены на комплексное развитие, что особенно важно при переходе всех учреждений среднего профессионального образования на региональный бюджет. Именно эти программы направлены на отработку эффективных моделей управления по подготовке начального, среднего, профессионального образования в цикле от планирования потребностей реализации и трудоустройства. В настоящий момент выделен ряд областей, которые являются лидерами этих проектов: Смоленская область (Авиационная и космическая промышленность), Курганская область (Энергетика), Липецкая область (Металлургия), Чувашия: МОРЦ (Энергетика), Республика МарийЭл: МОРЦ (Лесное хозяйство).

Одно из условий эффективности программы – это наличие ответственных советов, которые объединяли бы власть, образовательные учреждения и работодателей. В первую очередь, единый региональный координационный совет, а также координационные советы при образовательных учреждениях, либо отраслевые советы.

Для того, чтобы поддержать регионы в части развития договорных отношений, Министерство образования организовало подготовку и распространение рекомендаций с типовыми формами договоров о сотрудничестве. В части перспективный направлений развития видится дальнейшая оптимизация сети учреждений с учетом того, что в законопроекте программа начального профессионального образования будет реализоваться в учреждениях среднего профессионального образования. Таким образом, текущие учреждения начального профессионального образования должны быть либо преобразованы в лучшие, либо присоединены к учреждениям среднего профессионального образования.

Особой эффективности подготовки системы начального, среднего и профессионального образования является развитие частно-государственного партнерства. Необходимо стимулировать рост предпринимательской активности учреждений СПО (создание учебно-производственных площадок по профилям деятельности, обучение взрослых и пр.), особенно те, которые работают на малый и средний бизнес.

«Отбор и подготовка управленческих кадров — одна из ключевых задач в части повышения квалификации и профессиональной подготовки мастеров производства и обучения и преподавателей. Хотелось бы обратить внимание на стажировки на предприятиях и освоении основных идей и подходов к реализации новых федеральных государственных образов стандартов. Проведение мероприятий, направленных на повышения престижа рабочих специальностей, популяризация прикладного труда и профессионального самоопределения, например, предусмотреть в бюджете 2013 г. проведение регионального конкурса по рабочим профессиям WorldSkills, выпуск теле-радиопередач, и пр. 13 регионов уже находятся в стадии соглашения договоров для проведения подобных соревнований», рассказала Наталия Михайловна.

Завершается работа по проектированию программ, направленных на развития материально-технической базы образовательных учреждений начального, профессионального и среднего профессионального образования в субъектах Российской Федерации СКФО. Совместно с департаментом федеральных целевых программ было принято решение об объеме финансирования за счет средств субъектов Российской Федерации СКФО, работодателей и внебюджетных средств ОУ НПО и СПО (5%).

«В этом году принято соответствующее постановление правительства, которое определяет правила установления цифр приема в вузы в 2012 году. Порядок и методику установления контроля цифр будут определять Минобрнауки, и этот порядок и соответствующая методика будет единой и обязательной для всех организаторов конкурса. Минобрнауки России организует мониторинг деятельности учреждений высшего профессионального образования, определит количество бюджетных мест, исходя из востребованности образовательных программ. », — рассказал Александр Соболев, директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования.

«Содержание образование определяется содержанием экзаменов, а это неправильно! Нам нужен общественный и профессиональный консенсус. От того, насколько мы сможем сформулировать требования к результатам обучения, зависит и справедливая система оплаты труда учителей. Результаты обучения должны быть измеримы, и ЕГЭ лишь один из этих измерителей качества образования. Необходимо учитывать и портфолио, средний балл аттестата, внеучебные достижения, в том числе результаты тех олимпиад, которые проводят высшие учебные заведения», — подчеркнул Дмитрий Ливанов, министр образования и науки Российской Федерации.

Александр Аникеев, министр образования и науки Калужской области, рассказал о системе профессионального образования на примере своего региона.

«Мы активно занимаемся прогнозированием отраслей экономики нашего региона. Наибольшая доля (более 50%) приходится именно на рабочие специальности. В связи с этим приоритетной задачей является повышение качества и экономической эффективности профессионального образования, приведение его в соответствие с потребностями экономики региона и социальной сферы», заявил Александр Сергеевич.

В Калужской области реализуется целевая программа развития профессионального образования по дуальной системе обучения. Эффективно реализован проект «Учебный центр», созданный для подготовки и переподготовки кадров для автомобильной промышленности.

Об итогах проведения ЕГЭ в 2012 году

Татьяна Бархатова, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, подвела итоги по проведению единого государственного экзамена в 2012 году. Она отметила, что процесс процедур проведение ЕГЭ находится в непрерывном совершенствовании, и выделила основные направления: нормативное правовое обеспечение, организационные и информационно-технологические решения, КИМ и система оценивания, мониторинг и контроль. Соответственно, основные задачи заключаются в обеспечение объективности и прозрачности процедуры ЕГЭ. Следует повысить требования к качеству подготовки выпускников.

Процесс совершенствования и обсуждения процедур проведения ЕГЭ включен все социальные уровни: профессиональные сообщества, институты гражданского общества и все ветви власти. В этом году было введено новое правовое регулирование в части административного кодекса, в системе общественного наблюдения. Обозначены категории наблюдателей, их аккредитация, возможность присутствия на апелляциях.

Технологические решение 2012 года предполагают установление технологического мониторинга, формирование и ведение ФИС и РИС ЕГЭ и проведения экзамена на всех уровнях, технологический учет и контроль выдачи экзаменационных материалов в ППЭ, эта система практиковалась практически на всей территории РФ. Но 15% территории работали нечетко и с большими ошибками, порядка 20 субъектов, в которых были обнаружены нарушения. Соответственно были проведены мероприятия по профилактике и противодействию нарушениям при проведении ЕГЭ. Внесли свою лепту федеральные и региональные перепроверки. Выявлены нарушения с точки зрения оценивания результатов и правильности заполнения бланков, введены другие формы контроля.

По итогам мониторинга в этом году был сделан анализ участия общественных наблюдателей в процедурах ЕГЭ. Участие членов общественных объединений и организаций, имеющих отношение к управлению школой, составляет 50%. Стали присутствовать и отдельные физические лица. Ряд школ продолжают включать учителей, представителей муниципалитетов, что сегодня законодателем запрещено.

На 2013 год рассматривается предложение по увеличению времени проведения экзаменов, содержательные изменения коснуться в основном только истории. Будут изменены организационно-технологические решения на 2013 год (федеральный уровень) совершенствование технологии планирования и проведения экзаменов, системы информационной безопасности в связи с ведением в эксплуатацию ФИС ЕГЭ и приема, доработка технологических решений по выявлению фактов размещения экзаменационных заданий в Интернете.

Предполагается информирование приемных комиссий вузов и ссузов через ФИСЕГЭ о статусе результата участника ЕГЭ (перепроверка, отмена, апелляция) актуализация методических рекомендаций. Рассматриваются технологические решения по видеопротоколированию и видеотрансляцию, выявлению и подавлению систем мобильной связи, формируются модели проведения ЕГЭ в компьютерной форме. В настоящее время в реальной апробации экзамен по информатике, который проводился в компьютерной форме в 83 регионах.

Дополнительное образование детей и государственной молодежной политики

Указом президента РФ от 21 мая 2012 г. функции по выработки и реализации государственной молодежной политики, а также создания условий для обеспечения здорового образа жизни, нравственного и патриотического воспитания молодежи передана Минобрнауки России. На совещании поднимался вопрос о формировании основных подходов к развитию системы дополнительного образования детей и государственной молодёжной политики.

«На данный момент в России молодежь в возрасте от 14 до 30 лет составляет около четверти населения, 36 млн. человек. К сожалению, мы имеет негативный прогноз, к 2016 году демографический спад возрастет на 20% и составит около 700 нетрудоспособных человек на 1000 человек трудоспособного населения. Это значит, что сегодня молодые люди станут основным трудовым ресурсом страны, и результаты их труда будут источником средств социального обеспечения как детей, так и людей пенсионного возраста», отметил Александр Страдзе, директор Департамента дополнительного образования детей, воспитания и молодежной политики.

Росмолодежь реализует проекты по поддержке молодежных проектов и инициатив. В настоящее время по имеющимся данным в 16 субъектах РФ функции по реализации молодежной политики находятся в ведении органов исполнительной власти в сфере образования, в 32 субъектах в сфере спорта и туризма и в 35 субъектах выделены самостоятельно.

Концепция социально экономического развития на период до 2020 года предписана преодолеть 3 вызова: усиление глобальной конкуренции, ожидаемая новая волна технологических изменений, возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Этот третий вызов диктует основные подходы к формированию государственной молодежной политики.

Важным фактором в реализации молодежной политики на региональном уровне является организация взаимодействия органов по делам молодежи с органами управления в социальной сфере, с образовательными учреждениями, общественными объединениями по реализации молодежных проектов и инициатив, с учреждениями культуры и спорта. Например, в прошлом году Минобрнауки России провело конкурс на поддержку деятельности студенческих объединений и 95 вузов расположенных в 53 субъектах РФ получили поддержку в размере почти 3 млрд. рублей. Этот конкурс позволил студенческим объединениям интегрироваться в региональную модель.

С возрастанием роли человеческого капитала как никогда актуальна проблема создание условий здорового образа жизни. На сегодняшний день приказом Минобрнауки от 28 декабря 2010 года утверждены федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся. Следствием реализации этих требований должны стать ряд информационных подходов преподаванию всех предметов, формирование личностных характеристик обучающихся, а также культуры здорового и безопасного образа жизни.

Указом президента РФ о мерах по реализации государственной политики в области образования и науки получено обеспечить достижение ключевых показателей в развитии дополнительного образования детей. Увеличения к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, развивающихся по программам дополнительного образования, и передача полномочий субъектам РФ. В 2012-2013 году будут созданы условия для нормативно-правового обеспечения этой передачи и проведена апробация процесса.

Минобрнауки России проводило работу по мониторингу необходимости разделения полномочий между субъектами и муниципалитетом, и мнение были разделены: одна группа субъектов РФ поддерживала полную передачу полномочий по организации финансового обеспечения вместе с имущественным финансированием. Вторая группа высказалась за разделение полномочий, как на муниципальном, так и на региональном уровне.

«Предполагаемая передача полномочий на региональный бюджет по дополнительному образованию, на наш взгляд, необходима, несмотря на то, что нагрузка на региональный бюджет возрастет», заявила Татьяна Степанова, директор департамента образования Ярославской области. Она отметила, что приоритетными направлениями развития системы дополнительного образования в регионе должны быть организация работы региональных ресурсных центров. Должна измениться структура и организация образовательного процесса, увеличится сегмент программ, который умеет познавательную и интеллектуальную направленность. В Ярославской области, по словам Татьяны Александровны, идет активная подготовка и повышение квалификации кадров (стажировочные площадки на базе ОУ ДОД, зачётно-накопительная система ПК, подготовка менеджеров в ГОАУ ЯО «Институт развития образования»), создан межведомственный банк достижений одарённых детей и их наставников (13087 детей и 4161 наставник), межведомственный календарь массовых мероприятий с обучающимися, отрабатывается механизмы взаимодействия ОУ и ОУ ДОД по организации внеурочной деятельности. Было предложено ввести систему сертификатов на получение услуг по дополнительному образованию детей, чтобы выявить реальную картину посещаемости.

Сергей Белоконев, руководитель Федерального агентства по делам молодежи, рассказал о программе вовлечения молодежи в инновационную и предпринимательскую деятельность. Успешно реализуется проект по предпринимательской деятельности. Участниками программы стали более 200 тыс. молодых людей. Создано около 4000 новых предприятий малого и среднего бизнеса (совместно с Минэкономразвития РФ) Также продолжается работа по программе « Арт-Квадрат, ориентированной на развитие творческих способностей, и проекту, направленному на подготовку молодых журналистов.

Продолжаются волонтерские работы, в которых принимают участие более 20 тыс. участников из 60 регионов России. Особое внимание уделяется популяризация ЗОЖ в программе «Беги за мной». Проект запущен более чем в 50 регионах, с активом от 10 до 500 человек.

«Патриотическое направление для нас приоритетное, реализуется проект „ Наша общая победа“. Архив воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны содержит более18 тыс. видеофайлов. Количество зарегистрированных пользователей около 9000 человек. Также мы планируем активно реализовывать приказ Минобороны и Минобразования РФ от 24 февраля 2010 и заняться координацией обязательных 5-дневный сборов на базе воинских частей», отметил Сергей Юрьевич.

Один из успешно реализующихся проектов по привлечению молодежи в сферу ЖКХ «Все дома». На текущий момент проект представлен в 62 субъектах (совместно с ГК «Фонд содействия реформ. ЖКХ»). На 2013 год запланированы окружные конкурсы среди лучших специалистов в сфере ЖКХ.

О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами рассказал Сергей Вителис, и.о. директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей.

На сегодняшний день все дети — инвалиды имеют право обучаться в любом образовательном учреждении. В новом проекте Федерального закона об образовании приоритет отдается совместному обучению инвалидов и их сверстников в образовательных учреждениях. Реализуется ряд мероприятий, которые направлены на практическое решение этой задачи, прежде всего это проект развитие дистанционного образования детей-инвалидов, благодаря которому более 20 тыс. детейинвалидов имеют возможность обучаться на дому. Начиная с 2013 года регионы будут самостоятельно нести все расходы по реализации этого мероприятия, включая расходы на замену и приобретения оборудования. Нужно разрешить выпускникам общеобразовательных учреждений, обучавшихся дистанционно, сохранять это оборудование, в том числе для получение профессионального образования. На сегодня 35 регионов такие решения приняли, в большинстве других регионов они находятся в стадии разработки и принятия.

В ходе программы «Доступная среда» на 2011-2015 год ведется работа по созданию в регионах сети базовых общеобразовательных школ, в которых организуется совместное обучение детейинвалидов и детей, не имеющих нарушение в развитии. Проект рассчитан на создание безбарьерной среды в школах, их реконструкцию, оснащение специальным оборудованием. Принято решение о продолжении этой программы до 2020 года.

«В ближайшее время система образование должна повернутся от экономических и управленческих изменений к содержательным. Есть проблема федеральных образовательных стандартов, она не закрыта, требует дальнейшего обсуждения и решения, следует внедрять в плотном режиме стандарты основной и старшей школы, нужно конкретизировать стандарты в части содержания и результатов образования. Любые изменения должны проходить с четким пониманием конкурентных преимуществ, которые мы имеем, тех вызовов, которые в перспективе стоят перед нашей системой образования. У нас, безусловно, умные, одаренные дети, в целом, квалифицированный учительский корпус, высокий уровень образования родителей, 75% учат детей чтению в дошкольном возрасте, у нас сильные традиции и педагоги школы в области математического образования, хорошая традиция обучения детей чтению и пониманию текстов», подытожил Дмитрий Викторович.