VI Всероссийский форум руководителей образовательных учреждений №2(6), 2010 год

Андрей Куликов

В Москве состоялся VI Всероссийский форум руководителей образовательных учреждений. С каждым годом форум собирает всё больше и больше представителей от региональных и муниципальных органов управления образованием. На этот раз в его работе приняли участие более 750 делегатов, представляющих 81 регион России. Работа форума началась с пленарного заседания, где был очерчен основной круг проблем и названы новые форматы развития образования в условиях модернизации экономики страны.

Пленарное заседание началось с выступления председателя Совета Ассоциации негосударственных вузов России, ректора НОУ ВПО «Российский новый университет» Владимира Зернова. Он отметил, что если образование советской России, отвечало самым высоким требованием и являлось конкурентоспособным в индустриальном обществе, то ситуация, начавшаяся в 90-е годы, и продолжающаяся по сей день, выглядит не самым благоприятным образом. Сегодня наша страна отстаёт по показателям конкурентоспособности образования и науки от таких стран, как Финляндия, где число занимающихся наукой меньше, чем в одной Москве. При этом уровень финансовых вложений в развитие инноваций в нашей стране на порядок выше.

По словам Владимира Зернова, для решения задач по созданию конкурентоспособной экономики «необходимо выстроить систему конкурентоспособного образования. Наука и изобретательность должны стать связкой в вопросах развития высшей школы страны». Данное положение предполагает изменение требований к работе вузов. Основными критериями эффективности деятельности вузов должны стать: соответствие задачам создания конкурентоспособной экономики; возможность построения индивидуальной образовательной траектории для каждого студента; здоровьеформирующие технологии и внедрение инноваций. Современные вузы должны готовить специалистов, которые будут конкурентоспособными на рынке, а какую специальность они будут иметь, магистры, бакалавры или специалисты — имеет второстепенное значение.

Инициатива Владимира Зернова была поддержана Виктором Дёминым, президентом Союза директоров средних специальных учебных заведений РФ, директором ФГОУ СПО «Красногорский государственный колледж». «Сегодня образование испытывает мощнейшее воздействие внешней среды, но не реагирует на его запросы“. При этом, данная ситуация относится не только к вузам, но и ко всей системе начального и специального профессионального образования». По словам Виктора Дёмина, отсутствие специальной «настройки» профобразования ведёт к стагнации и, как следствие, — жизни в технологически отсталом обществе. Для изменения этой ситуации необходимо, чтобы государство было не единственным заказчиком и исполнителем образовательных услуг.

Ирина Абанкина, директор Института развития образования Национального исследовательского университета — Высшая школа экономики, в качестве одного из основных направлений модернизации отрасли образования выделила повышение академической автономности и переход от управления затратами к управлению результатами. «В России сложилась уникальная ситуация, связанная с государственной поддержкой вузов. Меры защищённости со стороны бюджета позволили системе образования не только легко пережить кризис, но и не ощутить на себе последствия демографических проблем». Такое положение с одной стороны защищает вузы, но с другой неумение привлекать внебюджетные средства не позволяет вузам вести активную работу. К сожалению, во многих случаях отдача от вложенных бюджетных средств также не слишком заметна. При этом в ответ на вливание средств государство вправе требовать от образовательных учреждений не просто реакции на изменения рынка труда, но и опережающих действий, направленных на формирование необходимых в ближайшем будущем кадровых ресурсов. Сегодня должен действовать принцип: «Деньги в обмен на эффективность».

Владимир Блинов, руководитель центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования ФИРО, заметил: «На сегодняшний день в нашей стране отсутствует единая система квалификации. Хотя существует ряд документов, квалифицирующих виды деятельности, их разрозненность создаёт серьёзные проблемы для взаимодействия образовательных учреждений и работодателей. Тем не менее, работа по сближению ведётся. Сегодня специалисту требуется ясное представление о построении будущей карьеры. Первый шаг в этом направлении уже сделан — разработана национальная рамка квалификации, которая на данный момент носит рекомендательный характер, но ведутся активные переговоры с Министерством образования об её введении в законодательное поле».

Данная рамка включает три основные составляющие: общая компетенция сотрудника, сложность труда и наукоёмкость труда. Эти три параметра позволят дать исчерпывающий ответ, каким должен быть специалист в конкретной области. Новая система позволит оценить не только готовность включиться в производственную деятельность, но и уровень образованности и желание продолжать своё развитие. А это даёт возможность рамке стать эффективным инструментом, отвечающим запросам современного рынка труда.

Владимир Блинов также подчеркнул, что, если создание узких специалистов, обладающих нужными умениями, возможно в системе НПО и СПО, то формирование общеобразовательных навыков должно проводиться в школе, так как в учреждениях профессионального образования это делать уже поздно.

По завершению пленарного заседания, все участники форума были приглашены на выставочную экспозицию «Индустрия образования—2010».

Здесь были продемонстрированы новейшие разработки в сфере компьютерного обеспечения образования, стенды-тренажёры для учащихся техникумов и технических вузов, система электронных дневников «ИН-Класс», школьная мебель и различные издания, связанные с учебным процессом.

Конференции для руководителей образовательных учреждений

В рамках форума были проведены три конференции — для руководителей школ, вузов и ссузов. Здесь были подняты такие ключевые темы как «Непрерывное развитие личности в течение образовательного процесса: от ученика начальной школы до выпускника ссуза или вуза», «Повышение качества образования как основа для воспитания творческих инновационных кадров», «Вопросы организации обучения одарённых и талантливых детей».

Руководители российских вузов постепенно сходятся во мнениях, что процесс развития личности должен начинаться ещё со школьной скамьи. Ведь не секрет, что многие учащиеся высших учебных заведений учатся «по инерции». Для того чтобы прекратить эту негативную тенденцию, следует вести более активную работу и развивать мотивационную составляющую обучения и развития.