Образование, востребованное экономикой №2(6), 2010 год

Людмила Сорокина

24—26 октября 2010 года в Москве прошли праздничные мероприятия, посвящённые 70-летию профессионального образования. Одним из них стала Межрегиональная научно-практическая конференция «Инновационное развитие начального и среднего профессионального образования: опыт, проблемы и перспективы».

Изданный 70 лет назад, в октябре 1940 года, Указ Президиума Верховного Совета СССР «О государственных трудовых резервах» стал определяющим в деле подготовки квалифицированных рабочих кадров. Именно тогда были созданы школы ФЗО, технические училища, а впоследствии — профессионально-технические училища и лицеи. Многое изменилось с тех пор, но главная идея профобразования остаётся неизменной — подготовка специалистов высокого уровня. Для решения этой задачи требуются условия: совершенствование учебно-методического обеспечения, а также применение инновационных методов в организации управления всей системой профобразования.

Эти проблемы стояли на повестке дня межрегиональной научно-практической конференции. Дискуссия о роли национальных проектов в развитии начального и среднего профессионального образования состоялась в политехническом колледже № 8. В колледже предпринимательства № 110 педагоги обсуждали особенности региональных систем профессионального образования. В технологическом колледже № 28 спикеры подняли актуальную тему управления качеством профобразования.

Участники конференции знакомились с достижениями московского профобразования, которое работает по программно-отраслевому принципу, готовит специалистов всех профессий и специальностей, востребованных городским хозяйством.

«Наглядность», с которой была продемонстрирована московская модель профессионального образования, являлась одной из отличительных черт научно-практической конференции, которая особенно ярко проявилась во время пленарного заседания, состоявшегося в технологическом колледже № 14.

Работу конференции предварила экскурсия по колледжу. Гости побывали в современных лабораториях, мастерских, кабинетах. Большое впечатление произвела экспозиция музея, посвящённого Великой Отечественной войне. На конференции с содержательным докладом выступил директор колледжа Ю. Мироненко, в ходе которого был проведён сеанс прямой связи с одной из мастерских, расположенной в другом здании.

Директор колледжа предпринимательства № 11 И. Павлов поделился опытом работы своего учебного заведения. Он подчеркнул, что система профессионального образования должна быть самодостаточной силой. Квалифицированный специалист воспитывается в современных лабораториях и мастерских, оснащённых по последнему слову техники.

Безусловно, конференция стала знаковой. Департаменту образования города Москвы впервые удалось объединить на общем мероприятии коллег из 26 российских регионов.

— Участники конференции смогли почувствовать себя сообществом, — сказал заместитель руководителя Департамента образования города Москвы В. Иванов. — Сообществом, представляющим профессиональное образование России. Очень важно быть вместе, чтобы дать ответ на вызовы современности, решить встающие перед нами проблемы.

Заместитель руководителя Департамента образования и науки Министерства образования и науки Республики Марий Эл Э. Идиатулина рассказала о современных механизмах формирования профессиональных кадров для региона.

Вице-президент Академии профобразования, академик РАО Е. Ткаченко поднял важную проблему законодательного обеспечения деятельности профобразования. По мнению спикера, проект федерального закона «Об образовании» недостаточно проработан в части профессионального образования.

26 октября в Государственном Кремлевском дворце состоялся праздничный концерт «Этапы большого пути», посвящённый 70-летию профессионального образования столицы.

Перед работниками и ветеранами системы профобразования выступил мэр Москвы Сергей Собянин. Поздравив всех с праздником, он подчеркнул значение профессионального образования для столицы, отметил необходимость его дальнейшего развития, а также сделал ряд программных заявлений.

— Городская целевая программа «Рабочие кадры» продлена на год. Но совершенно очевидно, что Москве нужна новая долгосрочная программа развития начального и среднего профессионального образования, и мы её создадим. Сегодня профтехобразование даёт 214 специальностей, но, учитывая растущие потребности города, необходимо предусмотреть развитие ещё более широкого круга специальностей, современных, востребованных экономикой.