Образование объединяет №2(6), 2010 год

Татьяна Викторова

Ректоры России и Японии обсудили механизмы развития инноваций через образование и открыли российско-японский центр МГУ.

11 сентября 2010 года в Интеллектуальном центре — Фундаментальной библиотеке МГУ имени М.В. Ломоносова прошёл российско-японский форум ректоров «Образование и наука в решении задач инновационного развития и укрепления идентичности государства: опыт России и Японии».

Мероприятие направлено на выработку эффективных образовательных механизмов инновационного развития экономики и общества, сохраняющих при этом историческое и культурное свое-образие государств.

Форум продолжил межгосударственный академический диалог в области высшего образования, научных исследований и культурных связей, начавшийся в апреле 2009 года встречей ректоров ведущих университетов России и Японии в рамках официального визита председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина в Японию.

В мероприятии приняли участие ректоры российских и японских университетов, представители министерств образования и науки, а также знаковые общественно-политические деятели двух стран.

На Форуме выступили ректор МГУ имени М.В. Ломоносова академик В.А. Садовничий, президент университета Тохоку А. Иноуэ, президент общества Россия— Япония Ю. Хатояма.

Если обратиться к истории вопроса, то следует оглянуться на 1998 год. Именно тогда по инициативе президента России Б.Н. Ельцина и премьер-министра Японии Р. Хасимото был создан Российский комитет XXI века — общероссийская общественная организация содействия развитию российско-японских отношений. Активными членами Комитета стали видные общественные и политические деятели, депутаты Госдумы РФ, известные российские учёные-японоведы. В настоящее время по всей России действуют 50 региональных отделений Комитета.

Позитивная роль Российского комитета XXI века, с точки зрения содействия поступательному развитию российско-японских отношений, подчёркнута в совместном плане действий, подписанном в январе 2003 года в ходе встречи лидеров двух наших государств.

Развитием этого направления послужило создание в декабре 2003 года российско-японского «Совета мудрецов», чьим исполнительным органом стал Российский комитет XXI века.

В своей работе Российский комитет XXI века реализует большое количество двусторонних мероприятий в сфере экономического, культурного, научного сотрудничества, а также проводит работу по расширению политического диалога между Россией и Японией.

Диалог в сфере академического образования является важной составляющей деятельности комитета. Свидетельством тому — форум ректоров.

Выступавшие особо выделили роль высшей школы двух стран в создании атмосферы доверия, взаимопонимания и добрососедства между Россией и Японией. По мнению собравшихся, и россиянам, и восточным соседям есть, чем поделиться друг с другом. Например, весьма перспективно сотрудничество в области создания новых материалов с применением нанотехнологий.

Проведение столь представительного форума ректоров свидетельствует о самой серьёзной заинтересованности высших учебных заведений наших стран в активизации контактов, обменов, совместных исследований между педагогами, студентами и аспирантами России и Японии. Именно об этом говорили российские и японские участники.

— Мы подписали меморандум о создании российско-японского центра. Он будет координировать сотрудничество, в том числе в области науки и образования, — сказал в ходе форума ректор МГУ В.А. Садовничий. — Хочу отметить, что японские университеты готовы сотрудничать в области высоких технологий. Такой форум будет теперь постоянно действующим, и будет проходить каждый год.

В России и, особенно в Москве, растёт интерес к культуре, истории и обычаям Японии. Москвичи всё чаще отправляются в Японию с поездками. В частности, жителей столицы интересуют японские театры и кино.

Форум выразил надежду на дальнейшее развитие сотрудничества между двумя странами.

Хочется верить, что проведение форума поможет определить новые направления сотрудничества в области образования, науки и студенческих обменов. Обширная и интересная работа на двусторонней основе привела к появлению качественно новых форм сотрудничества и, в результате, к появлению этого форума. Все участники форума надеются, что он будет постоянно действующей площадкой научных и образовательных обменов. Университеты будут и в дальнейшем играть ведущую роль в провозглашённом руководством России курсе на инновацию и модернизацию.