Международный симпозиум «Образование в Европе для гармоничного развития учащихся» №2(6), 2010 год

Андрей Куликов

В Москве в здании областной Думы состоялся симпозиум, посвящённый проблемами здоровья учащихся. Мероприятие, проходящее под девизом «За здоровую, нестареющую Европу!» собрало более 130 специалистов из стран Европы и СНГ. Симпозиум проходил два дня.

Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев прислал участникам официальное приветствие. В мероприятии также приняли участие председатель Совета Федерации — С.М. Миронов, председатель Московской областной Думы В.Е. Аксаков и советник Департамента социальных аспектов здравоохранения Европейского регионального бюро ВОЗ П. Остлин.

Накануне пленарного заседания участники познакомились с опытом работы образовательных и научных учреждений Москвы и Московской области, обменялись мнениями и провели круглые столы.

Ни для кого не секрет, что образование и здравоохранение в большинстве стран рассматриваются как две самостоятельных сферы. Негативную роль играет и чрезмерная бюрократизация и интенсификация образования в ущерб творческой и эмоционально-смысловой составляющей образования. Всё это является одной из главных причин появления физической обездвиженности, постоянного чувства стресса, а также появление нежелания учиться.

По мнению участников симпозиума, отсутствие в большинстве европейских стран межведомственных стратегий физического, психического, интеллектуального и нравственного развития учащихся, которые поставили бы вопросы их комплексного здоровья в центр внимания не только органов здравоохранения, образования, молодёжной и спортивной политики, но и общества в целом, не способствует тому, чтобы уровень гармоничного развития подрастающих поколений рассматривался в качестве главного показателя эффективной деятельности органов законодательной и исполнительной власти всех уровней.

В документах Европейского отделения ВОЗ, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, ПАСЕ постоянно декларируется необходимость здорового образа жизни, но при этом катастрофически недостаёт механизмов реализации идей гармоничного развития детей и подростков, а также самих учителей, что не способствует формированию у них ответственного отношения к собственному здоровью.

Европа не использует в полной мере огромный потенциал традиционного семейного воспитания и позитивные возможности средств массовой информации. Ответственность этих институтов за укрепление полноценной семьи и качество гармоничного воспитания детей оставляет желать лучшего.

Вместе с тем симпозиум показал, что в Европе и в России, в том числе, работают тысячи школ, в которых применение здоровьеразвивающих методик исключило многие типичные «школьные» болезни. Следует особенно отметить, что гармоничное развитие детей и молодёжи в этих школах было достигнуто без врачебного вмешательства, исключительно педагогическими средствами.

Для улучшения ситуации и распространения данной практики в школах утверждена «Программа формирования здорового и безопасного образа жизни», которая предусматривает:

— пробуждение в детях желания заботиться о своём здоровье; формирование установки на использование здорового питания; использование оптимальных двигательных режимов для детей с учётом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;

— применение рекомендуемого педагогами и врачами режима дня; формирование знаний о негативных факторах риска здоровью детей;

— формирование потребности ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья;

— развитие готовности школьника самостоятельно поддерживать своё здоровье на основе использования навыков личной гигиены.

По заказу Минобрнауки России разработан проект «Паспорт здоровья школьника», который предполагает объединить усилия детей, их родителей, школьных врачей и педагогических коллективов в достижении поставленных целей.

Было принято Обращение участников Международного симпозиума «Образование в Европе для гармоничного развития учащихся» к педагогической, медицинской и родительской общественности, к парламентариям и правительствам стран Европы, к международным организациям.

Участники симпозиума выразили уверенность, что данный форум даст импульс к началу системной работы по решению этой актуальнейшей проблемы современности, как на общероссийском, так и на международном уровне. Председатель Совета Федерации Сергей Миронов предложил проводить симпозиум регулярно, раз в четыре года.