Конференция «Стратегия информатизации образования: аудиовизуальные, информационные и коммуникационные технологии в действии» №2(6), 2010 год

Integrated Systems Russia

7 декабря в Москве в Гостином Дворе открылась единственная в России выставка профессиональной аудио-видео техники и системной интеграции Integrated Systems Russia–2010. Деловая программа выставки началась с конференции «Стратегия информатизации образования: аудиовизуальные, информационные и коммуникационные технологии в действии», посвящённой важной социальной теме оснащения образовательных учреждений современными аудио-видео решениями. В ней приняли участие руководители муниципальных органов управления образованием, руководители и преподаватели высших, средних и профессиональных образовательных учреждений, методисты по информатизации, специалисты по развитию материально-технической базы и закупкам, преподаватели, а также системные интеграторы профессионального аудиовизуального оборудования для образовательного сектора и инсталляционные компании.

Системные интеграторы рассказали слушателям об основных принципах работы современного аудио-видео оборудования применительно к образовательному сектору. Компания Mototelecom презентовала платформу дистанционного видео обучения, которая позволит сети учебных заведений сформировать единый «экспертный центр», объединяющий всех преподавателей и позволяющий вести занятия дистанционно. В свою очередь, из архива записей занятий будет сформирована электронная библиотека учебных видео курсов для обучения новых учеников без участия преподавателей.

Пакет свободного программного обеспечения для школ представила компания «Альт Линукс». Новая версия «Альт Линукс 5.0 Школьный» содержит книги, лекционные материалы, учебные программы, графические программы и многое другое.

Представитель компании «КМ Образование» подробно рассказал о новых решениях на основе ИИП «КМ-Школа» – контентной образовательной системы. Были представлены три версии программы, которые совместимы с любым цифровым оборудованием и облегчают как удалённое обучение, так и проведение on-line уроков.

Уникальные решения в сфере презентационных технологий для образовательных учреждений были предложены специалистами компании «Викинг». По их мнению, необходимо активно использовать в учебном процессе мультимедийные проекторы, интерактивные системы (доски, планшеты, блокноты), системы тестирования, мобильные системы звукоусиления, цифровые лаборатории, видеоконференцсистемы.

Посетители также узнали о беспроводной интерактивной доске нового поколения PolyVision eno flex с технологией Anoto от компании «ДЕЛАЙТ 2000». Вся электроника в такой интерактивной доске находится только в стилусе, что делает саму доску максимально безопасной для учащихся.

Специалисты компании POLYMEDIA считают, что ключевой особенностью современной аудитории являются полиэкранные конфигурации. Поэтому Polymedia разработала решение, которое позволяет связать воедино все разрозненные информационные ресурсы со всем мультимедийным и интерактивным оборудованием, используемым в учебном процессе так, чтобы обеспечить возможность находить необходимую информацию и выводить её на экраны в аудиториях или на экраны компьютеров одним движением руки.

Обсуждение затронуло также использование популярной технологии 3D в образовании. Большинство участников конференции выступили против данного нововведения, обосновывая решение недостаточной изученностью влияния технологии 3D на здоровье ребёнка.

В ходе конференции представители средних и высших учебных заведений поделились опытом интеграции информационных технологий в учебный процесс, которая помогла создать единое информационное пространство и оптимизировать образовательный процесс. Однако был затронут и ряд проблем, с которыми сталкивается вуз на пути информатизации. Обучение современным технологиям требует соответствующих учебных программ, подготовки квалифицированных преподавателей, качественной материальной базы, лабораторного оборудования, для чего необходимы серьёзные инвестиции. Другая проблема – неспособность вуза угнаться за темпами развития технологий, выходом новых продуктов, протоколов.

Свой взгляд на реализацию стратегии информатизации образования высказал Александр Павлович Уваровский, начальник Управления образованием г. Ростова-на-Дону. Он особо указал на отсутствие специальной подготовки учителей, а также их психологическую неготовность отказаться от наработанной схемы обучения. «Решение этих и многих других вопросов, – заявил господин Уваровский, – заключается в необходимости создания единого технического задания».

О системе образования в Республике Башкортостан рассказала Гульсем Рашитовна Ямалиева, главный специалист-эксперт сектора информатизации образования Министерства образования республики. «В каждом отделе образования были созданы центры педагогической информации, которые по сути являются теми же информационными центрами», – пояснила Гульсем Рашитовна.

Модератор конференции Сергей Викторович Кувшинов, директор института новых образовательных технологий РГГУ, подвёл следующие итоги обсуждения. Дискуссия показала, что насыщение образовательной системы технологиями должно осуществляться постепенно. Если сразу внедрить большое количество технологий, это может нарушить эффективность процесса. Более того, сначала следует изучать реакцию человека на технологические нововведения.

Участники пришли к единому мнению в том, что, какими бы техническими ресурсами ни укомплектовывали образовательные учреждения, без живого творческого подхода к образованию не обойтись. Технические приспособления являются инструментом педагога и должны использоваться с максимальной отдачей.

По окончании конференции участникам было предложено совершить экскурсию «Цифровое образование», в ходе которой опытные гиды провели гостей по стендам ведущих производителей и российских системных интеграторов, представивших на своих стендах новейшие решения для образования. Таким образом, все заинтересованные посетители смогли воочию оценить современные технологии и решения для всех типов учебных заведений, услышать консультации специалистов об интеграции и эксплуатации оборудования, а также подобрать наиболее подходящее решение.