Государственная поддержка кооперации вузов и производственных предприятий №2(6), 2010 год

Андрей Куликов

Заместитель министра образования и науки Сергей Мазуренко подвёл итоги конкурсных отборов организаций на получение финансовой поддержки на кооперацию вузов и производственных предприятий.

История вопроса

9 апреля 2010 года Правительство РФ утвердило два постановления: № 218 «О государственной поддержке развития кооперации вузов и производственных предприятий» и № 219 «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования». Данные постановления являются системными, призваны создать инфраструктуру и заложить нормативно-правовой базис для эффективного создания и внедрения наукоёмких разработок в нашей стране.

В рамках реализации данных постановлений был проведён открытый публичный конкурс на получение государственной поддержки развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства. Кроме того, на основе конкурса были выделены средства на развитие кооперации производственных предприятий и учебных заведений для развития наукоёмкого производства. Сергей Мазуренко подчеркнул, что данные шаги являются системными и призваны поддержать прикладные разработки молодых учёных: «Молодёжь должна выполнять не надуманные работы, а заниматься наукой, которая решает настоящие научно-технические задачи».

На Западе и Востоке уже давно существует практика, когда 50% средств на научную разработку выделяет государство, а 50% финансируют бизнес-структуры. Ни для кого не секрет, что в России основную поддержку науке оказывает государство. Поэтому новые постановления во многом являются посылом бизнесу.

Субсидия на кооперацию

Государственная субсидия выделяется на основе результатов открытого публичного конкурса организациям реального сектора экономики на срок от одного до трёх лет в объёме до ста миллионов рублей в год для финансирования научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, проводимых российским вузом.

Всего в 2010–2012 годах в федеральном бюджете на финансирование указанного мероприятия предусмотрено 19 млрд рублей: 6 млрд рублей в 2010 году, 6 млрд рублей в 2011 году и 7 млрд рублей в 2012.

На участие в первой очереди конкурса было подано 480 заявок, 57 из которых стали победителями. Во второй очереди конкурса приняло участие 323 заявки, 57 из которых стали победителями.

В мероприятии участвовало 107 компаний и 76 вузов из всех регионов страны.

Поддержка инновационной инфраструктуры

На развитие инновационной инфраструктуры вузов в федеральном бюджете предусмотрено 8 млрд рублей: 3 млрд рублей в 2010 году, 2 млрд в 2011 году и 3 млрд в 2012.

На реализацию программы выделяются бюджетные ассигнования на срок до трёх лет с объёмом финансирования до 50 млн рублей в год.

На участие в конкурсе поступило 199 заявок. В результате отбора победителями стали 56 федеральных учреждений высшего профессионального образования из 35 регионов страны.

В завершении брифинга заместитель министра образования отметил, что за выделенными средствами будет осуществляться мониторинг.

Постановления предусматривают санкции вплоть до возвращения средств. Кроме того, проекты должны быть не только реализованы, но и внедрены в реальный сектор экономики, так, чтобы государство получило отдачу.

Сергей Мазуренко
«Интеграция образования и науки позволяет повысить уровень подготовки кадров для науки с учётом тенденций и перспектив развития рынка труда, обеспечивает рост эффективности исследований и разработок, качества образовательных программ высшего профессионального образования, а также способствует притоку и закреплению в науке и образовании молодых специалистов.
Сегодня комплексно и эффективно решить проблемы привлечения молодёжи в сферу науки, образования, высоких технологий и закрепления её в этих сферах, эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров можно только на основе программно-целевого метода, применение которого позволит обеспечить системное решение проблемы, рационально использовать ресурсы».