Современный преподаватель московского колледжа, какой он? №1(5), 2010 год

А. Баклашов, научный сотрудник НИИРПО, к.и.н.

В преддверии нового учебного года в столице традиционно прошли конференции, круглые столы, педсоветы работников системы Департамента образования города Москвы. Проблемы развития столичного образования, его перспективы, активно обсуждались представителями московских властей, руководителями и преподавателями вузов, школ, колледжей. Особое внимание было уделено вопросам модернизации системы столичного профессионального образования, развития его инновационного потенциала. В частности на Городской научно-практической конференции руководителей образовательных учреждений Москвы «Современный учитель для новой школы» (30 августа 2010, МГПУ) обсуждались проблемы квалификации и переподготовки педагогического, методического и управленческого персонала колледжей, создания московской модели инновационного колледжа, содержания педагогической деятельности в инновационном образовательном процессе. Об этом говорил в своём докладе «Современный преподаватель московского колледжа: опыт и перспективы» директор Научно-исследовательского института развития профессионального образования (НИИРПО) Михаил Валентинович Никитин.

В докладе руководителя НИИРПО отмечается, что задача переподготовки преподавательского состава колледжей является стратегическим приоритетом модернизации среднего профессионального образования. Требования к квалификации педагогических работников уже сформулированы государством, работодателями, гражданским обществом и личностью. Они обоснованы необходимостью создания инновационной экономики, которая предполагает более тесную интеграцию учебного процесса, экспериментальной деятельности колледжей и производства. Целевые группы, которые активно включаются в этот процесс: преподаватели общетехнических и специальных дисциплин, мастера производственного обучения, методисты.

По словам Михаила Никитина, за последние два года через систему повышения квалификации по образовательному направлению «Реализация профессиональных образовательных программ» прошло более одной тысячи преподавателей колледжей. Всего по всем 15 образовательным направлениям повышение квалификации в НИИРПО и Учебно-методическом центре по профессиональному образованию в 2009–2010 учебном году переподготовились более 2400 работников системы профобразования города Москвы.

Справка

По данным Управления профобразования ДОМ сегодня в системе среднего профессионального образования столицы работает 11509 человек: преподаватели и руководители (6404 чел.), мастера производственного обучения (1930 чел.), административно-хозяйственный персонал (3175 чел.).

В своём выступлении М.В. Никитин отмечал, что инновационная экономика требует включения в реальный учебный процесс практических работников из бизнеса и промышленности. Следует расширять участие студентов колледжей, преподавателей, мастеров не только в порождении новых идей и проектов, но и к последующему их внедрению. Поскольку производство высокотехнологичных, сложных, с высокой долей добавленной стоимости товаров и услуг невозможно без подготовленной высококвалифицированной рабочей силы.

Московская модель инновационного колледжа

По мнению Михаила Никитина, московская модель инновационного колледжа должна объединять в одном процессе учёных, инженеров, техников, менеджеров, преподавателей. То есть, тех, кто генерирует новое знание, превращает их в технологии, переносит эти разработки в реальное производство, организует весь процесс и осваивает новые методы обучения и воспитания. Такая система должна затрагивать все уровни учебно-воспитательного процесса и будет способствовать развитию нового стиля работы преподавателя, новой образовательной среды, новых педагогических приёмов обучения и воспитания. Концепция обучения в течение всей жизни, (в том числе неформальное и спонтанное обучение), должна быть органически встроена в московскую модель инновационного колледжа.

При этом М.В. Никитин отметил, что сегодня в системе профессионального образования Москвы складывается эффективное взаимодействие наших колледжей не только с частным сектором, но и с органами госуправления: Департаментом городского строительства; Департаментом комплекса городского хозяйства; Департаментом науки и промышленной политики; Департаментом потребительского рынка и услуг.

Содержание педагогической деятельности в инновационном образовательном процессе колледжа

В докладе отмечается, что содержание педагогической деятельности в инновационном образовательном процессе колледжа существенно отличается от традиционных подходов. Во-первых, значительно усложняется деятельность по разработке курсов, поскольку быстро развивается её технологическая основа. Во-вторых, особенностью современного педагогического процесса является то, что в отличие от традиционного образования, где главной фигурой является преподаватель, центр тяжести при использовании новых информационных технологий постепенно переносится на студента. В-третьих, учебный процесс в современном образовании предполагает более активную и интенсивную коммуникацию преподавателя и студентов, чем в традиционной аудитории. Это связано с развитием информационных технологий.

Основные возможности для инноваций в организации учебного процесса

По мнению М.В. Никитина, это, прежде всего, инновации в разработке лекционных курсов в связи с быстрым развитием технологической основы обучения. Кроме того, усиление требований к качеству учебных материалов в связи с открытостью доступа к ним, обеспечение эффективной обратной связи преподавателя с каждым обучающимся при использовании новых коммуникационных технологий и др.

Традиционная модель подготовки профессионально-педагогических кадров сегодня не имеет необходимой практической направленности

В докладе директора НИИРПО говорится, что содержание традиционной системы педагогического образования пришло в противоречие с реальными требованиями, предъявляемыми к преподавателям колледжей. Поэтому без интенсификации инновационной деятельности в управлении, методах, технологиях обучения и воспитания невозможно эффективное взаимодействие педколлектива с компаниями, заинтересованными в квалифицированном персонале.

В основе разработок НИИРПО лежит теория управления знаниями, теория экономики и общества

Михаил Никитин, считает, что триада – персонал, процессы, технологии – позволяет сформировать новую модель подготовки преподавателей и мастеров для среднего профессионального образования. Современный преподаватель колледжа уже не будет фокусироваться только на своём отдельном предмете. Роль преподавателя, как единственного источника знаний, уже не отражает современную реальность. Развитие новых информационных технологий позволяет существенно модернизировать учебный процесс и повысить эффективность образования путём управления процессом преподавания на основе разделения труда.

О выводах по реформированию традиционной системы подготовки педкадров колледжей

В своём докладе на конференции М.В. Никитин подчеркнул: «Подготовка будущих преподавателей системы профессионального образования должна начинаться не с теоретических курсов, а с практических занятий по введению в педагогическую деятельность. Педагогам необходимо ознакомиться с основами развития и особенностями сферы труда в рамках конкретной профессиональной области. Образовательные программы для подготовки педкадров колледжей следует ориентировать на текущие проблемы, задачи, стоящие перед современным учебным заведением системы профобразования».