15 российских вузов  — победители конкурса национальных исследовательских университетов №1(5), 2010 год

Минобрнауки РФ

26 апреля состоялось заседание конкурсной комиссии по отбору программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория «национальный исследовательский университет». Определены 15 победителей.

«Заявки на второй конкурс исследовательских университетов были выполнены на достаточно высоком уровне, поэтому перед членами конкурсной комиссии стояла непростая задача», — отметил председатель конкурсной комиссии, министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко.

Отбор осуществлялся на основе анализа современного состояния и динамики развития университета за последние три года, в том числе по таким критериям, как кадровый потенциал, инфраструктура образовательного процесса и научных исследований, эффективность образовательной и научно-инновационной деятельности, свидетельства международного и национального признания, качество, обоснованность и ожидаемая результативность представленной программы развития в соответствии с перечнем показателей и критериями оценки эффективности реализации программ развития университетов, утверждаемыми Минобрнауки РФ.

Из федерального бюджета на государственную поддержку программ развития национальных исследовательских университетов в 2009–2014 годах планируется выделить 49,8 млрд рублей. Софинансирование программ из внебюджетных источников планируется в объёме 45 млрд рублей. Категория «национальный исследовательский университет» устанавливается Правительством Российской Федерации сроком на 10 лет. «Победа в конкурсе — это не только серьёзная поддержка со стороны государства, но и большая ответственность», — подчеркнул
А. Фурсенко. Министр проинформировал об основных направлениях работы Минобрнауки по развитию творческих способностей детей и молодёжи.

22 апреля министр А. Фурсенко, выступая на совещании по вопросам поддержки талантливых детей, проинформировал президента
Д. Медведева и членов Государственного совета и Совета при президенте РФ об основных направлениях работы Минобрнауки по развитию творческих способностей детей и молодёжи. Министр выделил три основных направления.

Первое: в каждой школе будут созданы условия для проявления и развития способностей каждого ребёнка. Важным фактором является введение начиная с этого года новых федеральных государственных образовательных стандартов. Впервые стандарты предусматривают внеурочную деятельность и условия для её реализации. Это является основанием для развития интересных для ребят форм работы: кружки, клубы, секции, студии.

Второе: развитие сети инновационных образовательных учреждений; использование современных технологий. Проработан вопрос по открытию при федеральных и национальных исследовательских университетах очных и заочных (дистанционных) школ для одарённых детей. Известны четыре такие школы (МГУ, СПбГУ, Новосибирский госуниверситет, Уральский госуниверситет). Подобные школы должны быть при каждом федеральном университете. Министр предложил поручить органам исполнительной власти субъектов РФ совместно с министерством рассмотреть возможность создания аналогичных школ, опираясь на ведущие вузы в регионах. В качестве первого шага по развитию этого направления была осуществлена поставка в 2009 году 48 комплектов автоматизированных классов практического междисциплинарного обучения для специализированных школ естественно-научного профиля и в 2008 году — 117 комплектов по нанотехнологиям в учреждения СПО и вузы.

В рамках Комиссии при президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России уже реализуется проект по развитию электронных образовательных интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, системы дистанционного общего и профессионального образования, в том числе для использования людьми с ограниченными возможностями. Появились современные технологии компьютерного моделирования, игровые технологии. А. Фурсенко отметил, что формирование открытого информационного пространства начато в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

Третье: результативность работы возможна только при условии эффективной системы поиска и отбора талантливых ребят, привлечения их внимания к имеющимся возможностям. В заключение А. Фурсенко сказал, что все перечисленные мероприятия являются продолжением различных направлений нацпроекта «Образование». Министр считает, что это — объединяющее начало для работы с талантливой молодёжью.