Олимпиада  — «копилка» интеллекта №4(4), 2009 год

Татьяна Викторова

В начале сентября, когда ещё не смолкло эхо первого звонка, возвещающего начало нового учебного года, в здании Интеллектуального центра МГУ состоялось заседание Российского совета олимпиад школьников, в котором принял участие министр Минобрнауки РФ Андрей Фурсенко. Зал собрал цвет российской науки. Под председательством академика РАН Виктора Садовничего, президента Российского союза ректоров, собрались ведущие учёные страны. Олимпиады — государственное дело, которое должно быть поставлено на соответствующий его значимости высокий уровень, — именно этот тезис отчётливо прозвучал в выступлениях.

Интеллектуальный потенциал страны формируется из нынешних школьников, делающих свои первые шаги по пути познания. Олимпиады всегда были гибким инструментом отбора талантливой молодёжи. Возродить на ином уровне это движение и придать ему достойный масштаб — такой целью задались члены Российского совета олимпиад школьников.

По словам ректора МГУ имени М.В. Ломоносова академика Виктора Садовничего, перед советом стоит задача: уважая традиции олимпиадного движения, оживить его энергией эксперимента.

Внимание к этому вопросу проявил президент России Дмитрий Медведев. В своём выступлении на телевидении перед началом нового учебного года он подчеркнул, что олимпиады — это поиск талантливой молодёжи.

Совет обсудил итоги минувшего учебного года. В олимпиадах приняли участие более 400 тысяч школьников — это половина выпуска 2009 года. Из их числа названо более 20 тысяч победителей и призёров.

Было замечено, что не все российские регионы придают значение олимпиадам как инструменту становления одарённой молодёжи. Так, в Дальневосточном административном округе эта работа практически «на нуле».

В.А. Садовничий отметил, что совет призван решить несколько задач, в числе которых — повышение качества олимпиад, чему должно способствовать проведение межвузовских состязаний для школьников. Совершенствованию системы будет способствовать распределение олимпиад по трём уровням сложности. Победители и призёры могут включаться в состав сборных команд России для участия в международных интеллектуальных состязаниях.

Кроме этого, в приказе Минобрнауки РФ регламентируются некоторые льготы для победителей и призёров: их дипломы могут быть эквивалентом наивысшего балла ЕГЭ по предмету, соответствующему профилю олимпиады. Юным интеллектуалам даётся право стать студентами без вступительных экзаменов. Таким образом, награда олимпиады — это не просто документ семейного архива, но и пропуск в вуз либо колледж.

И всё-таки сверхзадача олимпиад — профессиональная ориентация школьников, поиск талантов, а не создание ещё одного механизма для приёма студентов в вуз. Эту мысль высказал министр Андрей Фурсенко. Он подчеркнул, что требования к проведению олимпиад будут достаточно строгими, так как это соревнование интеллектуалов, дающее некоторые права победителям. Именно поэтому движение, распространяясь по всей стране, должно быть доступно для всех желающих.

Обсуждая повестку дня, члены совета не смогли обойти вниманием злободневную тему зачисления в вузы льготников. Зал услышал намерение ректоров воспользоваться данной им властью и внимательно отследить уровень успеваемости счастливчиков.

Выступавшие подчеркнули, что победители олимпиад к категории льготников не принадлежат, это ребята, заслужившие в честном интеллектуальном поединке свои преференции.

Члены совета признали, что к участию в олимпиадах надо активнее привлекать учеников девятых-десятых классов, только так можно создать общероссийский «банк» интеллектуальной собственности молодёжи.